Логотипы с сайтов компаний. Иллюстрация Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Сосед с потенциалом. Rozetka, Zakaz, Uklon начали экспансию в Молдову. Какие возможности для украинского бизнеса на рынке размером с Киев

Логотипы с сайтов компаний. Иллюстрация Анна Наконечная

Маленькие размеры рынка не мешают экспансии украинского бизнеса в Молдову. Какие там возможности?

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Развернув в Украине крупнейшую сеть «однодолларовых» магазинов, полтавская компания «Аврора» готовится к экспансии. Международный дебют состоится в Молдове. Неочевидный выбор? «Многие украинские бизнесы недооценивают эту страну», – говорит старший партнер Horizon Capital Василе Тофан. Его фонд летом купил долю в «Авроре».

В последнее время Молдова пользуется повышенной популярностью у украинских предпринимателей. В этой стране, по данным украинского посольства, зарегистрировано более 130 компаний с участием украинского капитала, в том числе около 40 представительств. «Многие украинские компании работают через дочерние фирмы и отделения, открытые в других странах, – говорит посол Украины Марко Шевченко. – Реальное количество компаний с украинскими корнями может быть значительно больше». 

С конца 2019 года в домене md работают маркетплейс Rozetka и сервис доставки продуктов Zakaz. За пять лет «Новая почта» открыла в Молдове свыше 20 отделений. Осваивают соседний рынок украинские дорожники. Единственный пока заграничный проект «Автомагистраль-Юг» – реконструкция дороги Кишинев – Джурджулешты (85 км) за деньги ЕБРР. Стоимость контракта – €30 млн.

Чем украинских предпринимателей привлекает рынок размером с Киев

Молдова с населением 2,6 млн человек входит в топ-20 торговых партнеров Украины. За 11 месяцев 2021-го экспортировано украинских товаров на $785 млн – на 15% больше, чем за весь 2020 год. Это равняется украинскому экспорту в 66-миллионную Францию и вдвое больше, чем поставляется в 18-миллионный Казахстан. «Рынок для украинских компаний понятный, близкий и относительно объемный», – говорит Тофан. 

«Географическая близость убирает множество логистических проблем с перемещением техники, оборудования и персонала», – говорит СЕО «Автомагистраль-Юг» Николай Тимофеев. Компания планирует завершить проект в 2022 году, чтобы дальше двинуться в страны ЕС.

Маршрут в Европу через Молдову прокладывает украинский сервис заказа такси Uklon. Компания запустилась в Кишиневе 6 декабря 2021 года. «Страна близка нам по духу, при этом другие менталитет, язык, юридическая и налоговая системы, – говорит соучредитель и операционный директор Uklon Сергей Смусь. – Хорошая возможность отточить свой плейбук для масштабирования в других странах». Инвестиции в запуск он оценивает более чем в $1 млн.

В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business в 2020 году Украина заняла 64-е место, Молдова – 48-е.

Из-за небольших размеров цена ошибки намного меньше, уверен Смусь. Основная сложность – нерасторопный бюрократический аппарат. На регистрацию компании ушло больше времени, чем рассчитывали. Обратная сторона – подготовленный и мотивированный персонал. На руку сервису – плохая инфраструктура и недорогое такси. «Это стимулирует пользоваться нашими услугами», – говорит Смусь.

Главный конкурент, российский «Яндекс», занимает около 70% рынка. Его размер Смусь оценивает в 800 000 – 1 млн заказов в месяц при среднем чеке $3. Uklon рассчитывает занять долю до 25% в течение года, а на операционную прибыль выйти до конца 2022-го. Компания надеется окупить инвестиции в течение трех – пяти лет. До конца 2024 года Uklon рассчитывает запуститься в 10 странах. Смусь рекомендует заходить на новый рынок с сильными местными партнерами. «Это очень помогает, – говорит Смусь. – Партнеры знают специфику, дают площадки для популяризации бренда, инвестируют в коллаборацию».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

За два года в Молдове Zakaz набил шишки и завоевал местный рынок, утверждает СЕО стартапа Андрей Курский. На новый рынок заходили в партнерстве с ритейлером METRO. Сначала доставляли товары из одного гипермаркета, сейчас из трех. Zakaz обеспечивает реализацию всех товаров METRO, в том числе и заказанных через сайт metro.zakaz.md. Ритейлер предоставил операционные площади, отдельные кассы и товар для доставки. Продукты возят несколько десятков курьеров на собственных автомобилях. 

Количество заказов удваивается каждый год, говорит Курский. В 2021-м компания выполнила для METRO более 50 000 доставок. Средний чек, по данным сервиса, в Молдове – $65,9, в Украине – $65,5, в Узбекистане – $28,1. Маржинальность – до 20%. «Продажи продуктов питания онлайн составляют 0,5%, – рассказывает Курский. – Есть куда расти». Zakaz расширяет доставку на новую сеть.

«Для нас Молдова – хороший стартовый шаг, – говорит Курский. – Полностью европеизированное население, приученное к использованию онлайн-сервисов. В Узбекистане, например, еще сильны традиционные методы закупок – рынки и базары». 

В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business в 2020 году Украина заняла 64-е место, Молдова – 48-е. «Это не суперсложная страна в плане ведения бизнеса, – говорит Тофан. – Мы очень довольны инвестициями в Молдове». При продаже доли в винопроизводителе Purcari Horizon умножил вложения в три раза.

Планы «Авроры» не ограничиваются Молдовой, говорит Тофан. Следующими зарубежными рынками должны стать Румыния и Балканы. По его мнению, украинский бизнес недооценивает большой и быстрорастущий рынок Румынии, и Молдова может оказаться хорошей точкой старта. «Один язык, треть молдаван имеют румынские паспорта, – говорит Тофан. – Фактически это одно культурное и информационное поле».

В 2020 году ВВП на душу населення Румынии превысил аналогичный показатель в Украине в 3,4 раза, Украина экспортирует туда товаров на $1 млрд – почти в четыре раза меньше, чем в Польшу. «Многие смотрят на Молдову как на трехмиллионный рынок, – говорит Тофан. – Но вместе с соседней Румынией речь идет о 23 млн потребителей». Наибольший потенциал Тофан видит в агропромышленном и потребительском секторе Румынии, а также туризме. 

Менее чем за два года интернет-магазин косметики MAKEUP стал лидером онлайн-продаж на молдавском рынке. «Мы опередили наш стандартный показатель на других рынках в два раза», – говорит основатель MAKEUP Сергей Волобуев. Сотрудники молдавского офиса обслуживают и румынский сайт. 

Минус молдавского рынка, по словам Волобуева, – высокие ставки аренды складов/офисов. «В Польше аренда торговой недвижимости в хороших ТЦ существенно дешевле, чем в Киеве, – говорит он. – А в такой сравнительно небогатой стране, как Молдова, все наоборот». В Молдове, по словам Шевченко, действует требование выделять 50% полок в магазинах для продукции молдавских производителей.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине