Маленькие размеры рынка не мешают экспансии украинского бизнеса в Молдову. Какие там возможности?
Развернув в Украине крупнейшую сеть «однодолларовых» магазинов, полтавская компания «Аврора» готовится к экспансии. Международный дебют состоится в Молдове. Неочевидный выбор? «Многие украинские бизнесы недооценивают эту страну», – говорит старший партнер Horizon Capital Василе Тофан. Его фонд летом купил долю в «Авроре».
В последнее время Молдова пользуется повышенной популярностью у украинских предпринимателей. В этой стране, по данным украинского посольства, зарегистрировано более 130 компаний с участием украинского капитала, в том числе около 40 представительств. «Многие украинские компании работают через дочерние фирмы и отделения, открытые в других странах, – говорит посол Украины Марко Шевченко. – Реальное количество компаний с украинскими корнями может быть значительно больше».
С конца 2019 года в домене md работают маркетплейс Rozetka и сервис доставки продуктов Zakaz. За пять лет «Новая почта» открыла в Молдове свыше 20 отделений. Осваивают соседний рынок украинские дорожники. Единственный пока заграничный проект «Автомагистраль-Юг» – реконструкция дороги Кишинев – Джурджулешты (85 км) за деньги ЕБРР. Стоимость контракта – €30 млн.
Чем украинских предпринимателей привлекает рынок размером с Киев
Молдова с населением 2,6 млн человек входит в топ-20 торговых партнеров Украины. За 11 месяцев 2021-го экспортировано украинских товаров на $785 млн – на 15% больше, чем за весь 2020 год. Это равняется украинскому экспорту в 66-миллионную Францию и вдвое больше, чем поставляется в 18-миллионный Казахстан. «Рынок для украинских компаний понятный, близкий и относительно объемный», – говорит Тофан.
«Географическая близость убирает множество логистических проблем с перемещением техники, оборудования и персонала», – говорит СЕО «Автомагистраль-Юг» Николай Тимофеев. Компания планирует завершить проект в 2022 году, чтобы дальше двинуться в страны ЕС.
Маршрут в Европу через Молдову прокладывает украинский сервис заказа такси Uklon. Компания запустилась в Кишиневе 6 декабря 2021 года. «Страна близка нам по духу, при этом другие менталитет, язык, юридическая и налоговая системы, – говорит соучредитель и операционный директор Uklon Сергей Смусь. – Хорошая возможность отточить свой плейбук для масштабирования в других странах». Инвестиции в запуск он оценивает более чем в $1 млн.
В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business в 2020 году Украина заняла 64-е место, Молдова – 48-е.
Из-за небольших размеров цена ошибки намного меньше, уверен Смусь. Основная сложность – нерасторопный бюрократический аппарат. На регистрацию компании ушло больше времени, чем рассчитывали. Обратная сторона – подготовленный и мотивированный персонал. На руку сервису – плохая инфраструктура и недорогое такси. «Это стимулирует пользоваться нашими услугами», – говорит Смусь.
Главный конкурент, российский «Яндекс», занимает около 70% рынка. Его размер Смусь оценивает в 800 000 – 1 млн заказов в месяц при среднем чеке $3. Uklon рассчитывает занять долю до 25% в течение года, а на операционную прибыль выйти до конца 2022-го. Компания надеется окупить инвестиции в течение трех – пяти лет. До конца 2024 года Uklon рассчитывает запуститься в 10 странах. Смусь рекомендует заходить на новый рынок с сильными местными партнерами. «Это очень помогает, – говорит Смусь. – Партнеры знают специфику, дают площадки для популяризации бренда, инвестируют в коллаборацию».
За два года в Молдове Zakaz набил шишки и завоевал местный рынок, утверждает СЕО стартапа Андрей Курский. На новый рынок заходили в партнерстве с ритейлером METRO. Сначала доставляли товары из одного гипермаркета, сейчас из трех. Zakaz обеспечивает реализацию всех товаров METRO, в том числе и заказанных через сайт metro.zakaz.md. Ритейлер предоставил операционные площади, отдельные кассы и товар для доставки. Продукты возят несколько десятков курьеров на собственных автомобилях.
Количество заказов удваивается каждый год, говорит Курский. В 2021-м компания выполнила для METRO более 50 000 доставок. Средний чек, по данным сервиса, в Молдове – $65,9, в Украине – $65,5, в Узбекистане – $28,1. Маржинальность – до 20%. «Продажи продуктов питания онлайн составляют 0,5%, – рассказывает Курский. – Есть куда расти». Zakaz расширяет доставку на новую сеть.
«Для нас Молдова – хороший стартовый шаг, – говорит Курский. – Полностью европеизированное население, приученное к использованию онлайн-сервисов. В Узбекистане, например, еще сильны традиционные методы закупок – рынки и базары».
В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business в 2020 году Украина заняла 64-е место, Молдова – 48-е. «Это не суперсложная страна в плане ведения бизнеса, – говорит Тофан. – Мы очень довольны инвестициями в Молдове». При продаже доли в винопроизводителе Purcari Horizon умножил вложения в три раза.
Планы «Авроры» не ограничиваются Молдовой, говорит Тофан. Следующими зарубежными рынками должны стать Румыния и Балканы. По его мнению, украинский бизнес недооценивает большой и быстрорастущий рынок Румынии, и Молдова может оказаться хорошей точкой старта. «Один язык, треть молдаван имеют румынские паспорта, – говорит Тофан. – Фактически это одно культурное и информационное поле».
В 2020 году ВВП на душу населення Румынии превысил аналогичный показатель в Украине в 3,4 раза, Украина экспортирует туда товаров на $1 млрд – почти в четыре раза меньше, чем в Польшу. «Многие смотрят на Молдову как на трехмиллионный рынок, – говорит Тофан. – Но вместе с соседней Румынией речь идет о 23 млн потребителей». Наибольший потенциал Тофан видит в агропромышленном и потребительском секторе Румынии, а также туризме.
Менее чем за два года интернет-магазин косметики MAKEUP стал лидером онлайн-продаж на молдавском рынке. «Мы опередили наш стандартный показатель на других рынках в два раза», – говорит основатель MAKEUP Сергей Волобуев. Сотрудники молдавского офиса обслуживают и румынский сайт.
Минус молдавского рынка, по словам Волобуева, – высокие ставки аренды складов/офисов. «В Польше аренда торговой недвижимости в хороших ТЦ существенно дешевле, чем в Киеве, – говорит он. – А в такой сравнительно небогатой стране, как Молдова, все наоборот». В Молдове, по словам Шевченко, действует требование выделять 50% полок в магазинах для продукции молдавских производителей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.