«Беню и меня хотят чикнуть». СБУ подозревает Фирташа и его компании в присвоении 18 млрд грн. Какой бизнес остался у некогда влиятельного мультимиллионера /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

«Беню и меня хотят чикнуть». СБУ подозревает Фирташа и его компании в присвоении 18 млрд грн. Какой бизнес остался у некогда влиятельного мультимиллионера

Getty Images

Подсанкционный мультимиллионер Дмитрий Фирташ, 58, который с 2014-го находится в Вене, получил заочное подозрение от СБУ. Правоохранители подозревают бизнесмена и еще восьмерых руководителей его газовых компаний в присвоении 18 млрд грн в течение 2016–2022 годов. В чем суть обвинений и как изменилось состояние Фирташа во время войны?

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

15 мая сотрудники Службы безопасности Украины совместно с Бюро экономической безопасности сообщили о подозрении мультимиллионеру Дмитрию Фирташу, двум руководителям «Региональной газовой компании» (РГК), руководителю компании «Йэ Энергия» и пяти руководителям облгазов. В рамках уголовного дела правоохранители провели обыски в офисах компаний и домах подозреваемых, говорится в сообщении СБУ.

Согласно материалам следствия, подозреваемые якобы организовали схему бесплатного отбора газа из государственной газотранспортной системы, чем нанесли государству ущерб более чем на 18 млрд грн в течение 2016–2022 годов.

Пятерым из восьми фигурантов, в том числе Фирташу, о подозрении сообщено заочно, поскольку они находятся за границей. «Решается вопрос об объявлении их в международный розыск», – говорится в сообщении СБУ.

С 2014 года Фирташ живет в Вене под подпиской о невыезде и залогом в €125 млн. В марте 2022-го он проиграл очередной суд об экстрадиции в США. Ему грозит 50 лет заключения по делу о взятках почти на $18,5 млн при получении лицензии на добычу титановой руды в Индии.

Getty Images

Ссылка не мешает Фирташу управлять украинским бизнесом удаленно. Фото Getty Images

Ссылка и санкции не мешают Фирташу управлять украинским бизнесом удаленно. Служба безопасности Украины опубликовала якобы телефонные разговоры Фирташа с Алексеем Тютюнником, который в феврале 2023 года возглавил РГК. «Они хотят национализировать нас, – говорит один из собеседников, слова которого СБУ приписывает Фирташу. – Говорят, что Беню [вероятно, речь идет об Игоре Коломойском] и меня хотят чикнуть».

В обнародованных аудиозаписях якобы Фирташ торопит своего собеседника с переводом 120 млн грн с одного счета на другой, чтобы оградить их от ареста. Также он хвалит своего собеседника за то, что удалось в реестре восстановить представителя РГК в качестве руководителя переданного в управление «Нафтогаза Украины» Харьковгоргаза. «Вот это я люблю, так мне нравится, бл*дь», – говорит он.

Как «Нафтогаз» пытается национализировать облгазы Фирташа

В мае 2022 года Печерский районный суд арестовал и передал в управление АРМА корпоративные права 26 облгазов, среди которых все облгазы РГК. Затем правительство передало эти активы в управление «Нафтогаза Украины». Причина ареста – 1,5 млрд грн неоплаты за пользование газовыми сетями.

«Нафтогаз» смог взять под контроль и сменить руководство только в Харьковгазе и Днепрогазе. До конца 2023-го госкомпания планирует сменить руководство на всех облгазах РГК, говорит глава госкомпании Чернышев.

Акционеры Днепрогаза и Харьковгаза оспаривают все решения по национализации облгазов, сообщили в пресс-службе РГК. По данным YouСontrol, Днепрогаз и Харьковгаз – хронически убыточные компании, ежегодно получающие сотни миллионов убытков.

Почему тогда РГК борется за эти активы? Контроль над облгазами позволяет относительно легко манипулировать объемами поставок газа и производственно-технологическими затратами, говорит экс-министр энергетики в 2019–2020 годах Алексей Оржель.

Как, по данным следствия, была устроена вероятная газовая схема

Из материалов СБУ следует, что облгазы Фирташа покупали газ у его компании «Йэ Энергия», но получали лишь 30% проплаченного газа. «В дальнейшем фигуранты выводили деньги в тень через сеть подконтрольных коммерческих структур», – говорится в сообщении СБУ.

Чтобы покрыть образовавшийся дефицит газа, облгазы отбирали его бесплатно из находящейся в собственности государства газотранспортной системы. До 2020-го ГТС управлял «Нафтогаз Украины» через дочернюю компанию «Укртрансгаз», а с 1 января 2020-го – «Оператор ГТС Украины».

Облгазы собирали тариф за распределение с населения, из которого 40–50% должны были потратить на закупку газа на собственные производственно-технологические расходы, но они этого не делали, а просто отбирали из ГТС и не рассчитывались, говорит Сергей Макогон, руководитель «Оператора ГТС» в 2019–2022 годах. «Мы постоянно писали в разные органы, включая НКРЭКУ, с требованием провести проверку облгазов на предмет целевого использования тарифных средств», – добавляет он.

Остановить бесплатные поставки газа ни «Оператор ГТС», ни «Нафтогаз» не могли, поскольку это привело бы к отключению потребителей в регионе облгаза-должника. «Нет отдельной трубы на облгаз, которую можно перекрыть, – говорит Макогон. – Это единственная труба, по которой газ идет в населенный пункт».

К концу 2022-го долг облгазов и облгазсбытов перед «Нафтогазом» – почти 80 млрд грн, по данным руководителя госкомпании Алексея Чернышева. Отдельно облгазы должны «Оператору ГТС» 16,8 млрд грн за отобранный из трубы газ в течение 2020–2022 годов.

Годовая выручка облгазов, по оценке Макогона, составляет около 20 млрд грн. Облгазы РГК до российского вторжения распределяли около 70% газа в стране. Среди них крупные операторы, такие как Киевоблгаз, Харьковгаз, Запорожгаз, Днепрогаз.

Group DF категорически отвергает все обвинения, выдвинутые СБУ и БЭБ против бизнесов, топ-менеджеров и акционера группы Дмитрия Фирташа, говорится в пресс-релизе группы.

«Группа заявляет о безосновательности и несостоятельности предъявленных обвинений, обнародованных сегодня в материалах СБУ, – говорится в сообщении. – Адвокаты группы и акционера будут отстаивать интересы бизнесов, персонала и акционера в украинских и международных судах и докажут свою правоту».

«Беню и меня хотят чикнуть». СБУ подозревает Фирташа и его компании в присвоении 18 млрд грн. Какой бизнес остался у некогда влиятельного мультимиллионера /Фото 1

Самые крупные потери Фирташа в газовом и химическом бизнесах.

Что потерял Фирташ после полномасштабного вторжения РФ

В рейтинге самых богатых украинцев Forbes 2021 года Фирташ занимал 25-е место с оценкой состояния $420 млн. Его бизнес-империя держалась на двух столпах – сети облгазов и химическом холдинге Ostchem.

На май 2023 года Forbes снизил оценку состояния Фирташа в 2,3 раза, до $180 млн. Наибольшие потери – в газовом и химическом бизнесах.

В обновленной оценке не учтен газораспределительный бизнес Фирташа, поскольку корпоративные права этих компаний были отчуждены в пользу государства. В 2021 году Forbes оценивал газораспределительный бизнес Фирташа в $113 млн.

Более половины стоимости лишился Ostchem, который в 2021-м оценивался в $130 млн. Самая большая потеря холдинга – Северодонецкое объединение «Азот» – один из крупнейших в Европе производителей аммиака и минудобрений. Завод разрушен российскими военными во время боев за Северодонецк.

Другие химические предприятия Ostchem – черкасский «Азот» и «Ровноазот» – в 2022-м сократили экспорт удобрений в три раза, до 250 000 т. Однако экспортные доходы компании удержались на уровне 2021-го благодаря росту мировых цен на удобрения.

Фирташу также принадлежит 36% InterMediaGroup ($7 млн), в которую входят телеканалы НТН, «Enter-фильм», «Мега», «Пиксель», К1, К2, Zoom и «Интер». 45% группы принадлежит экс-главе СБУ Валерию Хорошковскому, 9% – нардепу от партии «Платформа за жизнь и мир» и одному из бывших лидеров запрещенной ОПЗЖ Сергею Левочкину.

Последние годы аудитория флагманского телеканала группы, «Интера», постоянно уменьшается. В 2017-м «Интер» имел в общенациональном просмотре долю 9,69%. В январе 2022-го уже 6,36%. В последний раз «Интер» был первым каналом страны в 2012-м. С тех пор он скатился на шестую позицию. В прошлом году телеканал практически пропустил сезон осенних телепремьер, пережил сокращения и потерял рекламодателей. «Интер» в числе каналов, транслирующих марафон «Единые новости»

До конца 2021 года Фирташ был владельцем «Крымского титана» – крупнейшего производителя диоксида титана в Восточной Европе. В 2021-м Forbes оценил актив в $44 млн. В декабре 2021-го Фирташ продал завод, расположенный в оккупированном с 2014-го Крыму, «Русскому титану». Среди крымских активов в собственности Фирташа до сих пор может находиться Крымский содовый завод.

Среди титановых активов в Украине Фирташу принадлежат Мотроновский и Междуреченский горно-обогатительные комплексы, компания Valki Ilmenite и 49% акций Запорожского титано-магниевого комбината. Стоимость данных активов на май 2023-го – $18 млн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине