«Нафтогаз» почти год пытается установить контроль над облгазами группы РГК, которые за год выручали на распределении газа около 20 млрд грн. Первый скромный успех – замена руководства в «Днепрогазе» и «Харьковгазе». Почему национализация происходит со скрипом
Утром 16 января спецназовцы с автоматами заехали на территорию головных офисов «Харьковгаза» и «Днепрогаза», чтобы заменить руководство компаний ставленниками государственной «Газсети» – дочерней компании «Нафтогаза Украины». Оба облгаза входят в группу РГК, связываемую с Дмитрием Фирташем, 57. Однако официально он не является бенефициаром этой компании.
Накануне, 12 января, «Нафтогаз» назначил руководителем «Харьковгаза» Анатолия Быстрая. «Днепрогаз» возглавил Богдан Попьюк.
До конца года «Нафтогаз» планирует заменить руководство на всех облгазах РГК, говорит глава «Нафтогаза» Алексей Чернышев во время Business Breakfast Forbes. Эту задачу «Нафтогаз» переложил на плечи новосозданной компании «Газсети». Чтобы взять под контроль распределение газа в регионе, «Газсети» регистрируют местный филиал, который должен получить лицензию в НКРЭКУ.
Параллельно регулятор должен аннулировать лицензию действующего облгаза. По такой схеме в декабре к «Газсети» перешел «Кировоградгаз», с 2017 года контролирующий «Нафтогаз». «Днепрогаз» и «Харьковгаз» пока продолжают работать по старым лицензиям.
«Процесс интеграции [«Харьковгаза» и «Днепрогаза»] состоялся штатно и прогнозируемо», – говорит Алексей Чернышов.
Действительно ли это так?
Проблемная национализация
В преддверии смены руководства облгазов менеджеры РГК успели отключить IТ-инфраструктуру, биллинг и уничтожить учредительные документы, протоколы деятельности, финансовую документацию, сообщила Forbes пресс-служба «Газсети». «Они оставили после себя выжженную землю», – написал бывший глава госкомпании Денис Миргородский в Facebook.
«Работа без IT-системы – это каменный век, – говорит бывший руководитель «Оператора ГТС» Сергей Макогон. – Ты не видишь профили потребителей, не можешь произвести расчеты». Построить с нуля автоматизированную систему – это годы и десятки миллионов гривен, добавляет он.
Пока «Нафтогаз» предлагает временные решения, чтобы компенсировать отключенные электронные сервисы РГК. К примеру, потребители могут подать показатели и получить консультацию на сайте «Газсети», в чат-боте и колл-центре. На март 145 000 клиентов, или треть абонентов «Днепрогаза», передали показатели счетчиков нафтогазовской дочке.
Также IT-система РГК позволяла отслеживать давление в сети: если оно падает – значит, произошла авария. В таком случае работники облгаза удаленно перекрывают участок газопровода, где произошла утечка, а на место аварии выезжают ремонтники.
Как «Нафтогаз» решил проблему с потерей биллинга и удаленного мониторинга давления? «Нашли технологическое решение», – сообщили в пресс-службе «Газсети» без подробностей.
Бывший руководитель «Харьковгаза» Дмитрий Новицкий отрицает информацию об отключении биллинговой системы и уничтожении документации. «Вся ответственность – на тех, кто считает себя руководителями», – говорит он в ответе на запрос Forbes.
Еще одна проблема – это многомиллиардные долги облгазов. К концу года облгазы и облгазсбыты задолжали «Нафтогазу» 76 млрд грн, по данным руководителя госкомпании Чернышова. Отдельно облгазы должны «Оператору ГТС» 16,8 млрд грн. После национализации облгазы не смогут заниматься основной деятельностью, поскольку потеряют лицензию, говорит Макогон. Фактически это означает, что облгазы обанкротятся, а их долги перед государственными компаниями придется списать.
Каким «Нафтогаз» видит решение этой проблемы? У Чернышова пока нет четкого ответа на этот вопрос. «Нафтогаз» не будет брать на себя частные долги. Урегулирование будет происходить в рамках нормативных актов, которые предусматривают компенсации», – говорит он.
Акционеры «Днепрогаза» и «Харьковгаза» оспаривают все решения по национализации облгазов, сообщили в пресс-службе РГК. Они считают, что «Нафтогаз» сменил наблюдательные советы облгазов в нарушение закона «Об акционерных обществах», а руководство компании без проведения собрания акционеров.
Также во второй половине января группа РГК пыталась несколько раз изменить правление «Днепрогаза» в реестре по якобы поддельным документам, говорит Миргородский. Но эти попытки, по его словам, оказались тщетными.
Судебные процессы могут затянуться на годы, говорит старший юрист юридической компании Миллер Артур Лозицкий. «Часть акционеров, акции которых арестованы, являются нерезидентами Украины. Следовательно, они будут искать возможности защитить свои права в иностранных юрисдикциях», – добавляет он.
Почему «Нафтогаз» национализирует облгазы РГК
Облгазы доставляют газ потребителям газовыми сетями, находящимися в собственности государства. Частные операторы только эксплуатируют и поддерживают их в исправном состоянии. Выручка облгазов зависит от тарифа на распределение газа, ежегодно устанавливаемого НКРЭКУ. Годовая выручка облгазов составляет около 20 млрд грн, говорит Макогон.
21 февраля 2017 года Кабмин принял постановление, которое предусматривало подписание новых контрактов с операторами газораспределительных сетей с ежегодной оплатой за эксплуатацию сетей. До этого сети находились в использовании операторов ГРМ на безвозмездной основе, согласно постановлению правительства Николая Азарова от 2012 года.
В июне 2021-го ГБР выяснило, что сотрудники Министерства энергетики и угольной промышленности Украины в 2017 году передали газораспределительные системы в безвозмездное пользование 37 частным операторам вопреки постановлению Кабмина. В итоге безвозмездное пользование сетями нанесло государству ущерб на 1,5 млрд грн в течение 2017-2020 годов, подсчитали в ДБР.
Крупнейший игрок на рынке распределения газа – группа РГК, объединяющая 20 компаний в 16 областях страны. Облгазы РГК распределяют около 70% всего газа в Украине. Среди них крупные операторы, такие как «Киевоблгаз», «Харьковгаз», «Запорожгаз», «Днепрогаз».
В мае 2022 года Печерский районный суд арестовал и передал в управление АРМА корпоративные права 26 облгазов. Затем правительство передало эти активы в управление «Нафтогаза Украины». Причина ареста – 1,5 млрд грн неуплаты за пользование сетями.
Менеджер РГК, попросивший не называть его фамилию и должность в материале, уверяет, что НКРЭКУ не предусмотрела в тарифе на распределение газа денег на оплату за пользование сетями. Это было доказано еще в начале 2021 года в суде высшей инстанции. «У операторов ГРМ просто не было этих денег», – говорит он.
Тариф действительно мог не покрывать все расходы облгазов, говорит экс-руководитель «Оператора ГТС» Сергей Макогон. К примеру, по его словам, 30-50% тарифа облгаза – это технологические расходы газа по цене по 7 грн за кубометр. При этом облгаз должен покупать газ по рыночным ценам – 20-40 грн за кубометр.
По данным Youcontrol, «Днепрогаз» и «Харьковгаз» – хронически убыточные компании, ежегодно получающие сотни миллионов убытков.
Почему тогда РГК борется за эти активы? Контроль над облгазами позволяет относительно легко манипулировать объемами поставок газа и производственно-технологическими затратами (ВТВ), по словам экс-министра энергетики в 2019-2020 годах Алексея Оржеля.
«Облгазы традиционно раздували свои расходы, чтобы в следующем году получить больший тариф», – говорит он.
К примеру, в 2017 году аудит «Кировоградгаза» выявил 384 фиктивных потребителя, которые на бумаге потребили 9,8 млн кубов газа стоимостью 78 млн грн, писал «БизнесЦензор».
Контроль распределительных компаний позволил Фирташу построить вертикально интегрированный бизнес. Одновременно с развитием трейдинга и распределения он скупал мощности по переработке природного газа в аммиак, используемый для производства природных удобрений. Азотные заводы Фирташа сконцентрированы в компании Ostchem Holding.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.