2020-й год оказался неудачным для основателя МХП. Компания понесла убыток $133 млн, а ему самому пришлось выставить на продажу две яхты
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Основатель МХП Юрий Косюк, 52, в конце 2020 года выставил на продажу две знаменитые яхты – 85-метровую АСЕ (Туз) и вспомогательную 67-метровую Garcon (Мальчик). Запрашиваемая цена за яхты €119 млн и €24 млн соответственно. Garson в январе 2021 года нашла нового владельца, имя которого не разглашается.
Оба судна построены в 2012 году. Внешний и внутренний вид АСЕ разработал лондонский дизайнер Эндрю Винч, который делал яхты для премьер-министра Катара, принца Брунея и российских миллиардеров Анатолия Седых и Андрея Скоча. Строили АСЕ на немецкой верфи с более чем столетней историей Lurssen, специализирующейся на создании дорогих супер- и мегаяхт по индивидуальным проектам. «Стандартная лодка такого размера на Lurssen стоит около €75 млн, – говорит основатель портала Yacht Harbour Дмитрий Семенихин. – Итоговая цена зависит от стоимости внутренней отделки, на которую закладывают от €5000–6000 за метр». Ориентировочная стоимость строительства АСЕ – €100–110 млн.
Яхта Косюка – плавучая пятипалубная вилла с вертолетной площадкой. Она может принять на борт 10 гостей и 30 членов экипажа. Тоннаж яхты – 2732 т, максимальная скорость – 31 км/ч. Дизайнеры говорят, что клиент хотел построить яхту для семейного отдыха, но чтобы на ней было весело проводить время и она отображала его характер и интересы. Вдохновляться Косюк отправил дизайнеров в лондонский The Ritz. «Чтобы лучше понять бриф и видение клиента, мы полгода посещали отель», – вспоминает директор по яхтам и авиации студии Winch Design Джим Диксон.
Дизайнеры говорят, что на большинстве яхт такого размера можно легко потерять членов семьи в лабиринтах комнат. Поэтому в ACE одну из палуб построили как openspace на 1000 кв. м, а палубу, где размещен кабинет владельца, сделали меньше, чтобы закрадывалась мысль «зачем тебе сидеть тут, когда семья и друзья веселятся этажом ниже», объясняет замысел Диксон. На яхте есть где повеселиться и развеяться – несколько зон для отдыха, кинотеатр, ночная дискотека, чайная комната, бар, тренажерный зал.
Проект создавала четыре года команда из шести дизайнеров. «Клиент хотел, чтобы мы передали дух «современного гранд-отеля», сделали все в классическом стиле, но использовали современные материалы и отделку», – говорит ведущий дизайнер проекта Селина Маккейб. По ее словам, из общего дизайна выбивался только кабинет владельца – там требовалось создать яркий, нарочитый дизайн, чтобы была атмосфера «шкатулки для драгоценностей».
На АСЕ одна из самых больших спа-зон среди суперяхт. Тут есть несколько видов бань (в римском стиле, хаммам, сауна), бассейн с пресной водой, салон красоты, массажный кабинет, который новый владелец может переоборудовать в гостевую каюту. «ACE отражает личность ее страстного и энергичного владельца», – отмечает брокер и президент брокерской фирмы Moran Yacht & Ship Роберт Моран.
80-85-метровые лодки Lurssen – один из самых популярных типов яхт, отмечает Семенихин. «Это оптимальное соотношение размера и качества, – говорит он. – Многие не видят смысла строить яхты длиннее, так как все, что можно придумать, на этих яхтах есть, а обслуживание дешевле, чем у 100-метровых яхт». Содержать яхту, подобную ACE, обходится €8–9 млн в год, а сдать в аренду можно за €750 000–800 000 в неделю.
Большая яхта Косюка всегда ходила в сопровождении Garсon, построенной на голландской верфи Damen Shipyards за €25–30 млн. На 67-метровом судне можно припарковать вертолет и хранить «игрушки» – водные мотоциклы, надувные лодки, мотоциклы, каяки и байдарки. Яхта рассчитана на команду из девяти человек, но кают достаточно для 21-го: здесь могут оставаться члены команды, отработавшие смену на основном судне. Задачей Garсon было первой находить лучшие бухты, причалы, стоянки и добираться до них раньше основного судна.
Garсon была продана быстрее основной яхты, потому что техническое судно не требует изменений в дизайне, и новому владельцу выгоднее купить яхту, чем ждать, пока построят новую, объясняет Семенихин. «Лодки типа АСЕ часто стоят на продаже больше года, так как покупатели такого типа яхт единичны, – говорит он. – Однако АСЕ выставлена на продажу по адекватной цене и может быть продана уже в этом сезоне».
МХП не комментирует продажу яхт. «Мы уважаем личную и семейную жизнь Юрия Косюка и всех сотрудников, – ответила спикер МХП Ирина Ванникова. – Нам неизвестны подробности частной жизни, и мы не получали разрешение на распространение подобной информации в СМИ».
Ход Тузом поможет Косюку погасить долг перед собственной компанией. В 2019 году совет директоров МХП выдал компании Косюка WTI Trading Limited, которая владеет 59,7% акций МХП кредитную линию до $80 млн. На протяжении двух лет Косюк брал разные суммы в долг и частично погашал кредит, чтобы не выйти за кредитный лимит. За два года он выплатил МХП $27,3 млн. Оставшиеся $67,4 млн основатель МХП должен вернуть до декабря 2021-го.
МХП не комментирует эту тему, ограничиваясь ссылкой на то, что все операции со связанными лицами в компании осуществляют согласно утвержденной политике. «Мы раскрываем всю информацию со связанными лицами, как требуют законодательство и правила Лондонской фондовой биржи, – говорит Ванникова. – Дополнительные сведения о хозяйственных операциях компании мы считаем конфиденциальной информацией».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.