В субботу, 7 октября, боевики ХАМАСа прорвали границы между сектором Газа и Израилем и начали захват пограничных израильских городков. Кроме того, на большие города, такие как Тель-Авив, ХАМАС запустил сотни ракет, а по меньшей мере 100 израильтян попали в плен. Forbes собрал мнения ведущих мировых изданий о новой стадии конфликта, ее предпосылках и потенциальных последствиях
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Предпосылки новой эскалации
The New York Times пишет, что израильские силы и граждане покинули территорию Газа в 2005 году, но оккупация западного берега Иордана Израилем продолжилась. Газа осталась почти полностью отрезанной от остальных палестинцев Израилем и Египтом, которые контролируют границы и береговую линию.
Палестинцы часто называют Газу «тюрьмой под открытым небом». Израиль утверждает, что с тех пор не несет ответственности за происходящее в секторе Газа, но правозащитные организации утверждают, что контроль границ, блокада и военная мощь Иерусалима, превосходящая газовскую, указывает на противоположное.
Есть вероятность, что ХАМАС, политическую партию и военную группировку сектора Газа, к жестоким действиям могло спровоцировать сближение Израиля с арабским миром, особенно с Саудовской Аравией.
Эр-Рияд ведет переговоры с Вашингтоном по соглашению, согласно которому США помогают Саудовской Аравии развивать гражданскую атомную энергетику в обмен на то, что арабская страна признает Израиль как государство и пойдет на налаживание отношений. Саудовская Аравия не признает Израиль с 1948-го (года его основания) и недавно даже не рассматривала возможность сближения с Иерусалимом, пока тот не согласится на создание Палестинского государства.
По мнению Амберина Замана, аналитика вашингтонского издания о событиях на Среднем Востоке, ответ Израиля на подобную эскалацию, вероятно, отбросит далеко назад любой прогресс в нормализации саудовско-израильских отношений.
Натан Сакс, директор Центра средневосточной политики при Институте Брукунгс, говорит, что причина нападения ХАМАСа может быть значительно проще: взять израильских заложников, чтобы обменять их на палестинских заключенных.
По словам Аарона Дэвида Миллера, бывшего американского дипломата, в ХАМАСе могли быть разочарованы количеством денег, уходящих в Газу из арабских стран, а также ограничениями на выдачу разрешений тем, кто хочет работать в Израиле. Он считает, что это нападение могло быть способом напомнить израильтянам, что они, палестинцы, здесь и могут нанести болезненный удар врасплох.
Мохаммед Деиф
Financial Times сделала досье на лидера движения ХАМАС, которого считают главным организатором и идеологом нового похода на Израиль.
«В свете продолжения преступлений против нашего народа и оккупации, отрицающей международные законы и разрешения конфликтов; в свете американской и западной поддержки мы решили положить этому конец. Враг должен понять, что больше не может безнаказанно совершать произвол». Именно этими словами командир военного крыла ХАМАСа Мохаммед Деиф объяснил нападение на Израиль.
«Даже раньше Деиф был сакральной личностью, которую уважали палестинцы и ХАМАС», – рассказывает Мхаймар Абусада, преподаватель политики в Университете Газы, добавив, что текущая операция против Израиля сделает его «почти богом для молодежи».
FT приводит мнения израильских и палестинских аналитиков, а также людей, знакомых с Деифом, чтобы пролить свет на развертывание конфликта под его руководством. Деиф, по их словам, не заинтересован в междоусобных ссорах политических партий Газы, а четко настроен на то, чтобы изменить природу израильско-арабского конфликта с помощью насилия.
«С Израилем нужно бороться в Израиле, и нужно полностью разрушить их [израильтян] идею о том, что они могут быть в безопасности на оккупированной территории», – выразил свое впечатление палестинский боец об идеологии Деифа, с которым он познакомился в начале 2000-х.
Деиф, как и многие другие хамасовцы, считает Соглашения в Осло предательством движения сопротивления и первоочередной цели, заключающейся в замене Израиля на Палестинское государство.
По словам Эяля Росена, полковника израильской армии резерва, главная цель Деифа – шаг за шагом уничтожить Израиль.
Деиф, ранее изготовлявший бомбы и архитектор программы создания сети тоннелей под Газой, устраивал взрывы со смертниками для разрушения Соглашений в Осло. Израиль считает его причастным к смертям десятков людей в разных терактах, среди которых серия подрывов 1996-го, унесшая жизни более 50 гражданских.
Деиф продемонстрировал свою способность идти в ногу со временем и развивать военную мощь Газы во время 11-дневной войны в 2021 году. Тогда ХАМАС почти истощил роем низкотехнологичных ракет знаменитую ПВО Израиля, которую спасло перемирие.
Как говорят израильские чиновники, Деиф участвовал в разработке примитивных ракет. Сегодня арсенал ХАМАСа насчитывает десятки тысяч ракет, из которых 3500 были выпущены только в эту субботу.
Израильские чиновники также утверждают, что Деиф всегда выбирает цели, которые вызовут наибольший резонанс, например: поселенцы и солдаты на оккупированных территориях, автобусы в Иерусалиме и Тель-Авиве.
Деиф выступает против бесконечных перемирий, во время которых ХАМАС соглашается прекратить атаки, а Израиль вместо этого позволяет поступление денег в Газу и увеличивает количество разрешений на работу для газовцев. Такие соглашения сводили к минимуму цикл насилия, но в то же время привели к войнам 2009-го, 2011-го, 2014-го, 2021-го и сегодня, 2023-го.
«Эта террористическая атака окончательно завершила эту практику, – сказал один израильский чиновник о нападении в субботу. – Теперь не будет никакого перемирия, а только возмездие».
Потенциальные сценарии развития событий
NYT в своем материале пишет, что этот конфликт заставит израильтян поддержать их правительство, несмотря на то, что уже несколько месяцев они выступают против судебной реформы. Оппозиция уже объявила об отмене запланированных демонстраций. По словам директора Центра средневосточной политики при Институте Брукунгса Натана Сакса, это даст Нетаньяху «абсолютную политическую силу делать все, что угодно».
The Economist говорит, что, вероятно, Израиль введет войска в сектор Газа, чтобы освободить заложников. Издание предупреждает, что такое решение может иметь серьезные последствия:
- Бои в городе могут обернуться большими потерями для израильской армии.
- Активные боевые действия в Газе ставят под угрозу заложников (9 сентября WP уже сообщил о гибели четырех израильских заложников, погибших вместе с боевиками ХАМАСа в результате обстрела Газы).
- Чем продолжительнее боевые действия, тем больше вероятность распространения боев и на западный берег Иордана или Ливан.
- Если среди гражданских Газы будет много жертв, которые могут считаться слишком большими или необязательными, это может повредить репутации Израиля в мире.
Сакс, дававший комментарий NYT, говорит, что в прошлом Нетаньяху отказывался от введения войск в сектор Газа именно из-за рисков большого количества жертв, но в этот раз ситуация несколько иная. «Для израильтян психологические последствия [атаки] – как после 11 сентября, – считает аналитик. – Поэтому подход к расчету рисков будет иным на этот раз».
Кроме того, учитывая более 800 жертв среди израильтян и по крайней мере 100 заложников (некоторые из них – граждане США), Иерусалим не может пойти на уступки слишком легко.
В комментарии The Washington Post преподаватель Мхаймар Абусада рассказал, что ситуация в Газе уже сложная, ведь Израиль отрезал территории от электроснабжения в ответ на атаку ХАМАСа и объявил о ее осаде.
«Мы готовимся к самому худшему. Мы знаем, что впереди нас ждут очень сложные дни, – говорит он. – Но мы уже не раз оказывались в такой ситуации за последние 16 лет, как ХАМАС взял под контроль сектор Газа. В конце концов им не удавалось останавливать ХАМАС или палестинское движение от сопротивления Израилю».
FT в другой статье тоже пишет об угрозах эскалации более широкого конфликта, если ливанское движение «Хезболла» скоординирует свои действия с ХАМАСом и откроет огонь по северной части Израиля. Это станет катастрофой для региона.
У «Хезболлы», имеющей поддержку Ирана, значительно больший арсенал ракет и боеприпасов по сравнению с ХАМАСом, оперирующим преимущественно самодельными ракетами. Атаки с двух фронтов могут истощить «Железный купол» – ПВО Израиля.
Экономические последствия
Bloomberg сообщает о том, как обострение израильско-палестинского конфликта повлияло на рынки:
- цена на нефть Brent выросла на 3,5%, до $87,55 за баррель;
- цена на нефть West Texas Intermediate подскочила на 4%, до почти $86 за баррель;
- акции оборонных компаний, таких как BAE Systems Plc. и Saab AB, также демонстрируют тенденцию к росту.
Хотя последние события не представляют угрозы поставкам нефти, трейдеры обеспокоены тем, что конфликт может перерасти в прокси-войну. США уже сообщили о том, что отправляют в регион свой авианосец, а Wall Street Journal пишет, что иранские чиновники службы безопасности помогли ХАМАСу спланировать нападение.
Иран – крупный поставщик нефти, поддерживающий ХАМАС. Любые действия против Тегерана могут привести к угрозе прохождения танкеров по Ормузскому проливу. Ранее Иран уже угрожал перекрыть этот важный путь, по которому идет немалое количество нефти из Персидского залива.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.