По всему Китаю прокатилась волна протестов. Люди выходят на улицы против цензуры и скандируют слово «свобода». Непосредственной угрозы смены власти нет. Но для Си Цзиньпина это крупнейший за много лет политический кризис, пишет WSJ. Forbes выбрал главное.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Третий срок Си Цзиньпина на посту председателя КНР начался с событий, которые еще месяц назад было сложно представить: политических протестов. Митингами против низкой зарплаты, загрязнения воздуха или несправедливого управления земельными ресурсами в Китае никого не удивить. Но массовых демонстраций против цензуры и за политические свободы в стране не видели с событий на площади Тяньаньмэнь в 1989-м.
В Шанхае в прошлые выходные протестующие скандировали лозунги с призывами к политическим переменам. В Пекине толпы кричали слово «Свобода». В других крупных городах демонстранты вышли с листами белой бумаги популярного офисного формата. Так они выражали протест против государственной цензуры, за что демонстрации уже называют «революцией А4». Митинги прошли в других крупных городах Китая.
- Категория
- Мир
- Дата
Нет сил терпеть «нулевую терпимость»
Поводом к протестам стала политика «нулевой терпимости к COVID» которую исповедует китайская компартия. В ответ на новую волну эпидемии коронавируса, которая привела к рекордному уровню суточных заражений, правительство вводит жесткие карантинные меры. «Нулевая терпимость» предполагает длительные локдауны с запретом покидать жилища. В ответ на единичные случаи заражения в карантин отправляют целые города-миллионники.
Первая волна беспорядков началась на прошлой неделе в северо-западном регионе Китая Синьцзян после гибели 10 человек во время пожара в многоэтажном жилом доме. Жители утверждали, что пожарники не смогли быстро пробиться к горящему зданию из-за карантинного ограждения, возведенного перед зданием. Чиновники признали, что некоторые барьеры действительно пришлось передвигать, но объяснили задержку тем, что на пути стояли припаркованные автомобили.
После волнений в Синьцзян протесты распространились по всему Китаю. Социальная база широка – от рабочих-мигрантов с фабрики Foxconn, где собирают смартфоны Apple, до студентов колледжей и представителей среднего класса в крупнейших городах страны.
«Массовые протесты – это крупнейший политический кризис для Си, – считает редактор научного журнала China Leadership Monitor Минсинь Пэй. – Впервые за последние десятилетия протестующие из широкой коалиции социальных групп бросили прямой вызов верховному лидеру и партии».
В понедельник власти начали действовать на упреждение: десятки полицейских в форме и гражданской одежде заполонили район вокруг автомобильного моста в Пекине, где в октябре одинокий протестующий вывесил плакат с осуждением политики Си. Полиция блокировала подходы к мосту, поскольку в ходе воскресных протестов люди скандировали лозунг, написанный на этом плакате. В некоторых городах начались задержания.
«Си попал в сложное положение, – говорит политолог Юэнь Юэнь Анг из Мичиганского университета. – Если он начнет репрессии, это вызовет еще более сильное недовольство».
Ослабить карантинные ограничения правительство Китая не может по двум причинам. Первая – политическая. Компромисс покажет широкой общественности, что массовые протесты – эффективное средство для достижения перемен. Вторая – медицинская. Скорее всего, после резкой отмены карантинов миллионам людей потребуется интенсивная терапия, а в Китае на 100 000 человек приходится меньше четырех коек в реанимационных отделениях. Даже по официальным данным многие пожилые люди до сих пор не прошли полную вакцинацию.
Провал борьбы с ковидом
Благодаря тому, что Пекин первым в мире начал вводить карантины, у китайского населения практически не сформировался естественный иммунитет. В стране доступны только местные вакцины, которые считаются менее эффективными, чем западные альтернативы.
Переговоры между Китаем и Европейским союзом об импорте европейских мРНК-вакцин провалились почти два года назад: Пекин настаивал на том, чтобы Европа признала китайские вакцины. Кроме того, из-за напряженных отношений с Вашингтоном Китай сопротивлялся широкомасштабному использованию мРНК-вакцин Pfizer-BioNTech.
Контраст между Китаем с его массовыми карантинами и остальным миром стал еще более очевидным на прошлой неделе. Миллионы китайских телезрителей увидели кадры с чемпионата мира в Катаре. На них десятки тысяч зрителей без гигиенических масок смотрят матчи на заполненных стадионах, тогда как жители Китая вынуждены сидеть под замком по 100 и больше дней, как это было в столице Синьцзяна городе Урумчи.
Компартия уже сталкивалась с проявлениями недовольства из-за COVID. В первые дни пандемии эмоции накалились после смерти от коронавируса молодого врача из Уханя Ли Вэньляна, которого наказали за попытку поднять тревогу. Тогда партии удалось направить гнев масс на местные власти. В последующие годы Си постоянно говорил о том, что поддерживает курс «нулевой терпимости», поэтому гнев протестующих направлен лично на него и его соратников.
Эксперты по китайской политике говорят, что протесты вряд ли приведут к смене руководства, по крайней мере в ближайшей перспективе. Си чувствует себя политически защищенным, и если и будет корректировать стратегию «нулевой терпимости», то не под влиянием уличных протестов, а чтобы помочь экономике, которая замедляется из-за ковидных ограничений.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.