Для сдерживания полномасштабной агрессии РФ в будущем Украине нужно обеспечить массовость сопротивления. Есть два пути реализации этой задачи: большая профессиональная армия мирного времени и сохранение и развитие сил ТрО в нынешнем виде, которые будут дополнять профессиональную армию. Второй вариант выглядит более привлекательно, объясняет старший аналитик фонда «Повернись живим» Николай Белесков. Это позволит готовить страну к массовому национальному сопротивлению и не будет отвлекать чрезмерное количество трудоспособного населения от экономической жизни.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Основное внимание общественности сосредоточено на наступательной операции оперативно-стратегической группировки войск «Таврия» в Запорожской и Донецкой областях в рамках летней части кампании 2023 года. Но вопросы долгосрочного оборонного планирования не позволяют сосредотачиваться исключительно на текущих событиях.
Массовость сопротивления как превосходство над врагом
Какими бы ни были результаты этой наступательной кампании, уже сейчас нужно говорить о модальностях перспективного военного строительства, которые учитывали бы ряд важных моментов.
- РФ, скорее всего, останется экзистенциальной угрозой для Украины.
- Военное строительство придется проводить в гораздо худших социально-экономических условиях, чем это было до 24 февраля 2022 года: не имея тотального технологического преимущества над противником и будучи лишенными действенных внешних гарантий безопасности, несмотря на усиление практического сотрудничества со странами НАТО.
События после 24 февраля 2022 года продемонстрировали необходимость для Сил обороны Украины быть готовыми к отражению полномасштабной агрессии. Одним из условий выполнения этой задачи является массовость сопротивления. Именно это стало одним из факторов, благодаря которому было компенсировано технологическое преимущество российской армии и сорваны планы по уничтожению украинской государственности как таковой.
Способность в очень короткий промежуток времени развернуть и применить группировки до 1 млн человек – критическая потребность для Украины исходя из опыта полномасштабной войны.
Гарантирование массовости сопротивления может быть реализовано двумя основными моделями.
Первая – создание и поддержание массовой профессиональной армии мирного времени.
Сторонники этого подхода справедливо могут апеллировать к тому, что ВСУ численностью до 200 000 человек на 24 февраля 2022 года оказалось недостаточно для прикрытия всех основных операционных направлений и минимизации вклиниваний противника.
Следуя этой логике, профессиональную армию мирного времени нужно увеличить, например, как это решила сделать Польша, численность вооруженных сил которой должна вырасти со 120 000 до 300 000.
Этот подход имеет ряд недостатков, главным из которых может оказаться неспособность обеспечить надлежащее содержание, подготовку и перевооружение профессиональной армии мирного времени, кратно большей, чем это было на 24 февраля.
Найти правильный баланс в треугольнике «содержание – подготовка – перевооружение» профессиональной армии оказалось сложной задачей для ВСУ в течение первых 30 лет существования. Также опыт поляков показывает всю сложность увеличения численности вооруженных сил.
На сегодняшний день численность ВС Польши составляет 160 000, однако польскому войску нелегко привлекать новых армейцев – Вооруженным силам трудно конкурировать с гражданским рынком труда как по компенсации, так и по рискам.
Кроме того, полное наполнение ВС Польши личным составом согласно планам будет означать, что соответствующее количество человек оторвутся от активной экономической жизни страны.
Как следствие стоит внимания другая модель – профессиональная армия мирного времени, которая не будет кратно увеличена. Хотя и будет иметь собственный оперативный и стратегический резерв, будет дополняться Силами Территориальной обороны (ТрО) как во время угрозы, так и в процессе отражения полномасштабной агрессии.
Именно это произошло после 24 февраля 2022 года в рамках боевых действий в приграничных и прифронтовых областях.
Несмотря на то что обновленные Силы ТрО находились в рамках первого организационного этапа реализации положений Закона «Об основах национального сопротивления», в первые три дня отражения полномасштабной агрессии РФ удалось привлечь до 50 000 человек в бригады и батальоны Сил ТрО.
На май 2022 года к бригадам и батальонам ТрО присоединились до 110 000 человек, еще 70 000 – через инструмент Добровольческих объединений территориальных общин. Таким образом, система ТрО в ее нынешнем виде позволяет увеличить количественный состав Сил обороны на 200 000–250 000 человек в кратчайшие сроки.
Почему важно сохранить и развивать Силы ТрО в нынешнем виде
Гарантирование массовости сопротивления через сохранение и развитие Сил ТрО в нынешнем виде может решить одну из ключевых дилемм, которая будет стоять перед Украиной в будущем: как одновременно обеспечить качественную подготовку для отражения полномасштабной агрессии, не отвлекая людей от активной экономической деятельности. Таким образом, не умаляя налоговую базу как основу содержания, подготовки и развития профессиональной армии мирного времени.
Согласно довоенному видению, резервист ТрО должен в течение года потратить 120 часов (15 дней) на овладение и поддержание базовых навыков тактической медицины, инженерного и минного дела, ориентировку на местности, тактическую и огневую подготовку. Речь идет о довольно неплохом балансе с точки зрения «вложенные ресурсы – полученный результат».
При альтернативном подходе к уже предусмотренной законом боевой численности ВСУ в 215 000 человек дополнительно будут отвлекать 200 000–300 000 населения от активной хозяйственной жизни. Это неподъемная роскошь для послевоенной Украины, которая будет в сложных социально-экономических условиях. Особенно учитывая сложный демографический кризис и уменьшение численности трудоспособного населения нашей страны.
Важно сохранить Силы ТрО в их современном виде – как отдельный род сил, который подчиняется направлению Главнокомандующего ВСУ в соответствии с Законом «Об основах национального сопротивления», а не Сухопутным войскам ВСУ и включает командование, четыре региональных управления, отдельные бригады и батальоны.
Обновленная система управления и подчинения позволила вывести Силы ТрО из маргинеса, гарантируя надлежащую подготовку, комплектование и обеспечение в противоположность периоду, когда до 2022 года Тероборона была в подчинении Сухопутных войск ВСУ, следствием чего была нехватка ресурсов, кадров и возможностей на 24 февраля .
Модель Сил ТрО, предложенная Законом «Об основах национального сопротивления», показала свою дееспособность и перспективность, несмотря на все нюансы и отдельные проблемы.
Эта модель учитывает как задачи, так и ограничения, в которых Украина будет вынуждена реализовать свое перспективное военное строительство.
Полиси бриф, содержащий обобщение и оценку опыта применения Сил ТрО в 2022 году, а также описание роли и места Сил ТрО в будущей структуре Сил обороны Украины, можно прочитать по ссылке .
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.