ВСУ начали активные атакующие действия на южном направлении фронта. Западные СМИ говорят о начале большого контрнаступления, а Россия пытается победить на информационном фронте, преувеличивая потери ВСУ и скрывая свое отступление
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Начало наступательных действий – самый сложный этап военных операций. Если врага не удается захватить врасплох, прорвать первую линию обороны – тяжелое испытание.
В этот момент враг максимально сконцентрирован, находится на подготовленных позициях, имеет достаточный запас боеприпасов.
Войска врага в оптимальном тонусе, и группы атаки ВСУ встречают самое организованное и подготовленное сопротивление. Задача – истощить и проредить линию обороны, чтобы прорвать ее и выйти на оперативное пространство.
Россия более полугода готовилась к обороне Юга как одного из важнейших направлений. Он обеспечивает сохранение сухопутного коридора из РФ в оккупированный Крым и гарантирует, что атака ВСУ вглубь полуострова является далекой и неочевидной перспективой.
За это время РФ построила многоуровневую оборону глубиной 20–30 км. Насыщенную минными полями, фортификационными сооружениями и противотанковыми препятствиями.
Западные СМИ подвергали сомнению возможность успешной атаки ВСУ на этом направлении. Данные утечек секретных материалов США указывают на то, что Пентагон достаточно скептически оценивал перспективы контрнаступления украинских войск на Юге.
Информационная битва
В первые дни июня начала появляться информация о начале украинского контрнаступления. Сразу на нескольких направлениях ведутся тяжелые бои.
Официальная украинская сторона в большинстве своем никак не комментирует события и просит соблюдать информационную тишину, но уже совсем скоро скрывать или игнорировать начало контрнаступления становится невозможно.
Информация о ходе боев появляется преимущественно из пророссийских источников.
В РФ достаточно тщательно подготовились к тому, как освещать контрнаступление ВСУ. Любая информация об отступлении россиян подавалась максимально сглажено, якобы как борьба за серые зоны и тактические отходы.
Подбитая техника ВСУ сразу появлялась на фото и видео в разных ракурсах, создавая впечатление массовости. При этом даже опытным аналитикам было трудно разобраться в многочисленных изображениях и видео одной и той же техники.
Такой план информационного штурма сработал в первые несколько дней, по крайней мере, относительно западной аудитории. При отсутствии какой-либо информации о продвижении ВСУ объективно оценивать ход боев только по фото и видео подбитой украинской техники невозможно.
Россия выстроила акцент информатаки на поражении именно западной техники из последнего пакета помощи Украине.
Наиболее активно россияне пытаются показать доказательства подбития немецкого танка Leopard. Первые несколько попыток оказались неудачными. Сначала РФ записала в «леопарды» французский бронетранспортер AМX-10. А потом вообще сельскохозяйственную технику.
Несмотря на это, россиянам все же удалось подбить несколько немецких танков примерно 5–8 июня.
Отдельные бронетанковые ударные группы ВСУ при попытке прорыва линии обороны россиян застревают на плотных минных полях. Большинство техники не уничтожено, а лишь повреждено, однако россияне широко тиражируют фото и видео как якобы признак «провального» начала контрнаступления.
Некоторые западные журналисты и аналитики действительно подвержены эффекту российской информационной кампании и начинают скептически оценивать начало контратакующих действий ВСУ.
Лишь ближе к концу минувшей недели Украина начала выравнивать информационное поле первыми видео освобождения украинских сел, многочисленными видео пленных россиян и уничтоженной российской техники.
Через неделю тяжелых боев Минобороны Украины приходится отойти от начальной тактики информационной тишины и начать говорить о первых достижениях контрнаступления: освобождении семи населенных пунктов в Запорожской и Донецкой областях.
Информационная картина битвы очень часто отличается от реального положения. Те или иные картины не говорят об успехе или неудаче, если мы не понимаем общего замысла и полной картины фронта.
Основные направления атаки ВСУ
Украинское наступление началось сразу на нескольких направлениях: в районе Лобкового (западнее Орехова), Малой Токмачки (восточнее Орехова) и Великой Новоселки (западнее Угледара).
Сначала появляется информация о боях за Новодонецкое (между Великой Новоселкой и Угледаром), однако информация преимущественно из российских источников и достаточно противоречива. В каком статусе этот населенный пункт сейчас, сказать трудно. Некоторые карты относят его к освобожденным территориям, некоторые – к серой зоне, а некоторые оставляют в зоне контроля РФ.
Украина активно пытается прорвать первую линию обороны россиян и действительно теряет достаточно много техники.
Наибольшие потери техники ВСУ – в районе Малой Токмачки.
The WarZone, анализируя локацию и передвижение техники ВСУ, предполагает, что первую часть ударной группы остановили, и она попала под обстрел. Для ее эвакуации выдвинули подкрепление, часть которого также взорвалась на минах.
Украинские военные, участвовавшие в этом сражении, говорят, что западная техника обеспечила главное – сохранение жизни солдат.
К концу прошлой недели ВСУ удалось сдвинуть линию фронта.
Наиболее подтвержденное продвижение происходит на Новосельском направлении. Там украинские бойцы прорывают оборону и отбивают сразу пять населенных пунктов. Общее продвижение вглубь позиций противника составляет около 6 км.
По другим направлениям подтвержденное продвижение составляет 1–3 км, и там рано говорить о полноценном успехе в прорыве первой линии обороны.
Сложности атаки
В целом прорыв первой линии обороны оказывается достаточно сложным из-за тотального минирования и открытой местности.
Любое перемещение техники легко отслеживается врагом в нескольких километрах. На минных полях бронетанковые группы становятся достаточно уязвимой мишенью.
Армия РФ использует большое количество артиллерии, РСЗО, авиацию. Также применяются относительно новые системы оружия: минирующие РСЗО «Земледелие», разбрасывающие мины на расстоянии 5–15 км, и много FPV-дронов (раньше этот тип БпЛА чаще использовали украинские бойцы).
Впереди украинской атаки обычно идут несколько бронированных машин разминирования, сзади – несколько танков, обеспечивающих основное поражение вражеских позиций, и до 10 единиц БМП и бронированных машин для доставки пехоты.
В условиях сплошного минирования такая группа достаточно уязвима. Чтобы остановить ее, необходимо лишь поразить машины разминирования в голове колонны, без которых передвигаться по минным полям невозможно.
Украинские войска ограничивают использование бронетанковых групп и атакуют менее заметными силами.
Потери украинской техники
Наиболее чувствительной и обсуждаемой темой начала контрнаступления является потеря западной техники.
Самый ощутимый удар армия РФ нанесла по американским БМП Bradley.
ВСУ потеряли 16 единиц Bradley, по данным Oryx. Но только пять из них оцениваются как уничтоженные. 11 же получили повреждения и с высокой вероятностью подлежат восстановлению.
Западная техника более «живуча» благодаря лучшей защите. Сложно сказать, какая из этой техники окончательно утрачена, а какую удастся эвакуировать и восстановить.
Потери техники предполагались и были неизбежны, учитывая, насколько заминированы территории на Юге.
Основные потери западной техники, по данным Oryx:
- Четыре бронированных машин разминирования.
- Четыре танка Leopard 2.
- Два колесных танка АМХ-10.
- 16 БМП Bradley.
- Пять бронетранспортеров MaxPro.
Самая ощутимая потеря для ВСУ – даже не западные танки, а машины разминирования, которых Украина получила лишь около 70 единиц и которых не так много у союзников.
Даже значительные потери техники не следует воспринимать категорично.
В большинстве случаев это взорванная на минах техника, остающаяся целой внутри, и ее можно восстановить. К тому же эта техника выполняет свою задачу – позволяет эвакуироваться украинским бойцам с поля боя.
По публичным фотоотчетам, Россия в первые дни контрнаступления все равно потеряла больше техники, чем ВСУ.
Как оценивать начало контрнаступления
Никакие оценки первых дней контратаки ВСУ не могут быть объективными:
- Враг находится в оптимальном состоянии. Артиллерийские батареи заранее укомплектовали боеприпасами, позиции имеют достаточный запас БК. Армия РФ пока не испытывает дефицита живой силы. Начало наступления – всегда самый сложный этап.
- Говорить о весомых успехах ВСУ и коллапсе российской обороны также рано. Даже в направлении Великой Новоселки, где украинские бойцы развили наибольший успех, вторая линия обороны проходит примерно в 10 км от первых позиций ВСУ. Только после преодоления второй линии защиты можно будет говорить о полноценном прорыве российской обороны.
- Не стоит делать выводов, какое из направлений будет главным, оценивая текущие атаки. В любой момент может появиться неожиданная развязка контрнаступления.
Бои действительно тяжелые и сложные. Даже в таких условиях украинским бойцам удается демонстрировать положительную динамику и значительный результат. ВСУ удалось доказать – мощную линию обороны россиян можно прорывать.
В долгосрочной перспективе ключевыми факторами для успешности контрнаступления являются системность и методичность изматывания сил врага, что может в будущем привести к коллапсу обороны. Какие-либо укрепления без живой силы не имеют никакого смысла, что уже доказал пример Белгородской области.
Общая ситуация на фронте
Почти на всех участках фронта ВСУ забирают инициативу у врага, и пока действительно сложно говорить о том, какое из направлений будет основным.
Украинские бойцы активно контратакуют на Авдеевском направлении и вокруг Бахмута.
Очевидно, что основная задача первого этапа контрнаступления – максимально растянуть силы врага и заставить привлечь все резервы. Чтобы в случае прорыва обороны РФ нечем было закрывать проблемные участки фронта.
ВСУ активно охотятся за российской артиллерией, командными пунктами и складами боеприпасов. С 4 по 12 июня украинские бойцы уничтожили почти 200 артиллерийских систем. Это значительно сказывается на огневых мощностях врага.
В результате одного из ударов в тыл удалось ликвидировать генерал-майора, начальника штаба 35-й армии РФ.
Не стоит ожидать, что контрнаступление будет быстрым и молниеносным, ведь Россия долго готовилась к нему и построила мощную линию обороны. Каждый из рубежей обороны является сложной задачей.
Для поддержания контрнаступления будет важно получать новую технику от западных партнеров.
Пока что союзники говорят о готовности компенсировать потери ВСУ. США поставят дополнительные БМП Bradley, а Германия может предоставить танки Leopard 2.
Западная техника, хоть и не является неуязвимой, обеспечивает совершенно другой уровень защиты экипажа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.