Старший аналитик фонда «Повернись живим» Николай Белесков ответил на 10 военных вопросов Forbes. «Война контрнаступлением не завершится. Это будет конец текущего этапа»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Охарактеризуйте текущую ситуацию на фронте
Российское наступление на востоке Украины в январе 2023-го – первая кампания текущего года – иссякло, не достигнув целей. Военно-политическое руководство РФ поставило перед военными задачи, которые амбициознее их способности воевать.
Враг понес значительные потери: более 100 000 солдат. Российская очередь наступать завершилась безрезультатно.
Они хотели переиграть ситуацию вокруг Купянска, захватить Бахмут, обойти Авдеевку, захватить Угледар, уйти в район Курахово. Не удалось, кроме ситуации вокруг Бахмута. Но и там россияне взяли паузу.
Для ВСУ открылось окно возможностей. Украинское контрнаступление – второе действие кампании 2023 года.
Надеюсь, что действиями на флангах ВСУ смогут и далее сдерживать значительные силы армии РФ.
Пока ситуация на фронте сложная – ВСУ пробивают тактическую глубину обороны армии РФ.
Основная проблема для ВСУ – не прорвать переднюю линию укреплений армии РФ в 15-20 км, а пройти вторую и третью линии. Для их обороны они будут содержать основные резервы.
Если упростить битву за Бахмут до вопроса – кто победил? Каков ваш ответ? Почему?
Битва за Бахмут – тяжелая операция, которая дорого стоила нам. ВСУ не привлекли ни одного нового западного танка или артиллерийской системы, экономили боеприпасы, в противоположность россиянам.
Большое счастье, что россияне не перешли в глухую оборону с конца 2022 года.
Несмотря на то, что ВСУ не удалось удержать Бахмут, это провальная для РФ операция, сыгравшая в пользу Украины.
По двум причинам:
- ВСУ нанесли значительное поражение самому боеспособному формированию из российских войск, ведущих бои против Украины – ППК «Вагнер». Они взяли паузу на перегруппировку и отдых, которая может затянуться минимум на два месяца и дольше.
- ВСУ выиграли критическое время, в которое была создана новая группировка. Ее не привлекали для обороны Бахмута.
Если бы ВСУ не дрались за Бахмут, далее возможными объектами боев стали бы Константиновка, Славянск, Краматорск.
Какое количество российских войск воюет в Украине и как вы оцениваете их боеспособность. Хватит ли РФ солдат для противодействия контрнаступлению ВСУ?
Заявляли о группировках до 400 000 солдат РФ. У них большая плотность сил, ведь линия фронта вдвое меньше, чем летом 2022-го: 550 км, от дальних подступов к Запорожью до Харьковщины.
Этого количества недостаточно, чтобы создать во всех направлениях эшелонную оборону.
Для успешных масштабных наступательных операций уровень боеспособности вооруженных сил РФ недостаточен. Трудно сказать, хватит ли его для обороны, требующей меньшей боеспособности.
В чем слабость армии РФ и ее сильные стороны?
Сильные стороны россиян:
- Армия РФ тактически адаптировалась, анализирует, как воюют ВСУ. Применяет танки для нанесения поражения на большие дистанции: не прямой наводкой 2 км, а до 10 км. Массово используют БПЛА тактического уровня, как и ВСУ с начала войны.
- Серьезная противовоздушная оборона вдоль линии фронта, которая делает невозможным эффективное использование авиации.
- Системы РЭБ. Россияне научились использовать их, чтобы глушить не только связь и беспилотники ВСУ, но и свои.
- Достаточно серьезные инженерные оборонные укрепления.
Но адаптации армии РФ не хватило для наступательных действий.
Проблемы армии РФ:
- офицерский состав;
- низкая низовая инициатива;
- политическое руководство РФ ставит неподъемные задачи армии, такие как наступательные операции.
Армия РФ выстроила многоэшелонную линию оборонительных укреплений вдоль 1500 км фронта. Возможно ли контрнаступление типа Харьковского при таком уровне защитных сооружений?
Харьковская операция проходила в уникальном контексте, который уже не повторится. Это вопрос в плоскости эшелонированной обороны.
Наиболее эшелонированная оборона с инженерными заграждениями создана армией РФ на юге Украины.
Основная задача ВСУ – прорывать вторую и третью линии обороны и поддерживать темпы наступления. Но воюют не укрепления, а люди.
Россия не может снять большие группировки солдат с востока и перебросить их на юг. У них слабо защищена пограничная полоса.
Скорее всего, ВСУ будут проводить серию операций по прорыву трех линий обороны РФ: прорвали первую линию, подошли ко второй, перегруппировались, прорвали и ее.
Население и часть политикума делают большие ставки по результатам контрнаступления ВСУ? Каков базовый сценарий и результат?
Контрнаступление – это императив, который подводит нас к активным действиям. Мы не можем и далее сидеть в глухой обороне и ждать, пока россияне настолько ослабнут, чтобы их можно было быстро отбросить.
Базовый сценарий контрнаступления – вернуть значительную часть территории, освободить людей. Поддерживать уровень внимания к стране, показывая соответствующие результаты, чтобы положительный цикл продолжался. И далее разрушать мифы в отношении России и ее армии.
Сейчас мы должны опровергнуть миф о том, что россияне настроили большое количество инженерных укреплений, и именно это их спасет.
Тема с контрнаступлением перегрета. Но ожидания и ставки очень высоки. Это для нас важно.
Близится 2024 год, выборы в США. Если Украина продемонстрирует результат на поле боя, даже таким скептикам, как Дональд Трамп и Рон Десантис, трудно будет что-то нам предъявить. Все хотят быть на стороне победителя.
В мае произошло 16-17 ракетно-дроновых атак только на столицу. Почему РФ повысила их интенсивность?
У меня есть три гипотезы:
- Нет ничего показательного на фронте, поэтому будем наносить авиационное поражение.
- После слива секретной информации Пентагона о возможностях украинской ПВО россияне решили идти ва-банк и истощить нашу оборону по максимуму, создав возможности для своей пилотируемой авиации.
- Целями были ЗРК Patriot, особенно когда армия РФ применяла гиперзвуковые или баллистические ракеты.
Что нам известно о запасах и способности РФ и Ирана производить ракеты и дроны. Можем ли доверять информации ГУР о том, что РФ исчерпала значимый запас ракетного вооружения, но ей удалось наладить его производство.
Несмотря на некоторые нюансы, большинство оценок ГУР сбываются.
Сколько бы Иран не производил «Шахедов» и не передавал их РФ – ВСУ научились достаточно экономно их сбивать. Созданы огневые группы, уничтожающие БПЛА крупнокалиберными пулеметами, в том числе не используя стоимостные перехватчики.
Россияне не жалеют «Шахедов», но военный эффект от этого приближен к нулю, особенно вокруг Киева.
Что касается иранских ракет, к счастью, не было зафиксировано их использование. Наверняка США удалось убедить Иран, что баллистику лучше не поставлять РФ. Иначе дальнейшие переговоры по их ядерной программе будут заморожены.
В Иране существуют разные фракции. К примеру, антиамериканские. Воздействие на них, скорее всего, использовала РФ, убедив поставлять ей «Шахеды». Имиджевый риск для Ирана после этого оказался достаточно высоким. Хотя страна так и не признала поставки этих БПЛА РФ.
Как бы там ни было, у Украины появились системы ПВО и ПРО, которые способны сбивать баллистические ракеты.
Ваш базовый сценарий развития конфликта. Когда и при каких обстоятельствах может закончиться война?
Скорее всего, состоится завершение текущего этапа украинско-российской войны. Пока Владимир Путин будет президентом России, полное завершение противостояния маловероятно. Он не признает поражение, не смирится с фактом существования Украины как суверенного государства. Мы – его величайший промах и психологическая травма.
После этой кампании нам предстоит некоторое уменьшение интенсивности боев на линии разграничения без определенных политических рамок. Причина – нехватка у россиян техники, боеприпасов и боевого духа, как заявила руководительница национальной разведки США Эврил Гейнс в начале мая. Россия отстреляла значительную часть ракетного потенциала.
Это же касается и украинской стороны.
Наши западные партнеры только начали наращивать темпы производства вооружения. Выход на необходимый уровень производства артиллерийских боеприпасов – 2025-2026 годы.
Если Украина лучше использует это время, наступит конечный этап противостояния. Иначе мы не можем исключать, что преемники Путина будут реваншистами.
Сейчас у россиян нет потенциала проводить масштабные наступательные действия. Нам придется сдерживать локальные действия армии РФ на линии разграничения, которая все равно останется.
Параллельно с этим важно наращивать потенциал ПВО. Заниматься экономическим развитием страны. Превращать Украину в аналог Израиля в Центрально-Восточной Европе, который с одной стороны сдерживал бы возможные витки агрессии, а с другой – развивался.
Американский философ и политический экономист Фрэнсис Фукуяма недавно озвучил сценарий окончания войны (который якобы считается консенсусом части американских элит). За ним, когда после освобождения юга Украина сможет поражать ракетами Крымский мост, начнутся переговоры, в которых полуостров станет разменной монетой. Насколько вероятен такой сценарий?
Это его личное мнение, оно не является консенсусом. Фукуяма – выдающаяся фигура, но не нужно преувеличивать его влияние.
Если ВСУ подойдут к Крыму и будут стоять на крымском перешейке, это действительно усилит переговорные позиции Украины. Чтобы выйти на уровень серьезных переговоров, необходимо изолировать Крым, уничтожив Крымский мост.
В Крыму будет политико-дипломатическая борьба. Наши западные партнеры, когда речь идет о Крыме, боятся военных сценариев. Они очень обрадовались, когда в риторике со стороны Украины появился тезис о возвращении полуострова политико-дипломатическими путями с учетом того, что наша армия стоит на перешейке.
Почему не разрушают Крымский мост? У нас же есть теперь дальнобойные ракеты Storm Shadow .
Во-первых, его закрывает ПВО, которая, возможно, не так эффективна, как рассказывают россияне, но эффективнее, чем представляют некоторые украинцы.
Во-вторых, мост – серьезная цель. Например, россиянам никак не удается уничтожить мост, соединяющий две части Одесской области в районе Залива.
Уничтожение Крымского моста – отдельная спецоперация. 450 кг взрывчатки, которые несет британский Storm Shadow, это много. Но чтобы уничтожить такое инженерное сооружение, нужно десятки тонн взрывчатки. Одних ракет в небольшом количестве недостаточно.
Майкл Кофман и Роб Ли отмечают, что Запад делает большую ставку на исход контрнаступления ВСУ. И это не очень хорошая новость для Украины. Потому что этим контрнаступлением эта война не закончится, после наступит еще один неопределенный период боев и истощение ресурсов, но с меньшим количеством поставок оружия для Украины . Партнеры Украины не демонстрируют готовность поддерживать нас в случае затяжного конфликта. По вашему мнению, имеющаяся поддержка партнерами возможного наступления – это пик западной помощи? Если Москва допустит, что время на ее стороне, то может еще больше истощать ВСУ – вплоть до желаемого результата?
Ситуация патовая для обеих сторон в плане боеприпасов. Западные поставки их Украине вышли на определенный пик, теперь нужно время, чтобы нарастить производство.
России столь же сложно поддерживать соответствующие уровни производства. Она пытается по всему миру искать артиллерийские боеприпасы для реактивных систем залпового огня. РФ даже обращалась с этим вопросом в Китай, который ей отказал.
Запад сконцентрирован на положительном результате контрнаступления ВСУ. Четкого видения, что делать далее, нет.
Говорят о восстановлении Украины. Но первым этапом должно быть одобрение долгосрочного видения развития ВСУ как гаранта этого успешного восстановления и неповторения трагедии 24 февраля 2022 года.
Политически мы добились определенных сдвигов. На Западе есть некоторый консенсус относительно двух вещей по Украине:
- Без усиления безопасности Украины невозможна безопасность в Европе.
- Нужно инвестировать в Украину долгосрочно.
К сожалению, нет консенсуса в том, что это все должно делаться в рамках НАТО.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.