11 апреля Верховная Рада приняла в целом законопроект о мобилизации №10449. А 16 апреля его подписал Владимир Зеленский. Адвокат, партнер судебной практики юридической фирмы GOLAW Екатерина Цветкова рассказывает о трех самых противоречивых нормах документа
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
После трех месяцев доработок Верховная Рада 11 апреля приняла законопроект о мобилизации №10449. 16 апреля его подписал президент Владимир Зеленский. В документе – новые обязанности военнообязанных и мотивационные нормы, изменения в процессах мобилизации, наказании для «уклонистов», базовой военной службы, права на отсрочку и т.д. Среди прочего три нормы этого законопроекта – ограничение права вождения авто, уточнение военно-учетных данных и консульские услуги и обновление данных за рубежом – вызывают больше всего вопросов.
Ограничение права вождения авто
Из финальной версии законопроекта о мобилизации законодатели убрали норму «наказания» для «уклоняющихся» от мобилизации в виде ограничения на распоряжение денежными средствами. Однако депутаты проголосовали за дополнительную меру влияния на граждан – временное ограничение права управлять автотранспортом. Речь не о лишении права вождения, а о временном ограничении, пока лицо не выполнит законные требования ТЦК. Его может наложить только суд при следующих условиях.
Порядок действий выполнения данной нормы предлагается следующий. Если лицо уже привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства о мобилизации и снова не выполняет законные требования центра комплектования (например, не появляется за надлежащим образом врученной повесткой), руководитель ТЦК сначала обращается в полицию с требованием задержать такого гражданина и доставить его в центр комплектования.
Если полиции не удалось найти и задержать такое лицо, ТЦК направляет «нарушителю» на известный ТЦК адрес его проживания или пребывания письменное требование о необходимости выполнить свои обязанности. Если гражданин в течение 10 дней добровольно не выполнил требование, ТЦК может обратиться в суд с иском о временном ограничении в праве управления лицом транспортными средствами.
Суд будет рассматривать такие дела в сокращенные сроки – 30 дней со дня открытия производства. Если при рассмотрении дела гражданин исполнил свою обязанность, указанную в требовании, ТЦК должен отозвать такое требование, а суд – закрыть производство.
Суды будут отказывать в удовлетворении исков ТЦК, если транспортное средство является основным источником заработка для гражданина. И если транспортное средство использует лицо с инвалидностью или удерживающее лиц с инвалидностью.
Суды должны будут проверять, действительно ли лицо, к которому ТЦК просит применить такое ограничение, не выполнило свои обязанности, есть ли в его действиях состав административного нарушения, действительно ли невозможно было его задержать и доставить в ТЦК, вручалось ли такому лицу требование центра комплектования и т.д.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, а представление апелляции не останавливает его исполнение. Постановление исполнителя будет направляться полиции, которая и будет применять к гражданам ограничения в праве вождения.
Нововведение вызывает множество вопросов о законности.
Во-первых, ограничение права вождения вряд ли можно назвать пропорциональной мерой воздействия. Украинское законодательство уже предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение правил военного учета, а также законодательство об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Во-вторых, граждане не застрахованы от злоупотреблений со стороны государства. Например, если повестку не оформили или не вручили должным образом, или же ошибочно оформили на лицо, исключенное из военного учета по состоянию здоровья, такой человек все равно может попасть под задержание, доставку в ТЦК, быть вызванным в суд и т.д.
В-третьих, не установлен четкий механизм исполнения судебного решения, поскольку не предусмотрено, каким образом полиция будет ограничивать лиц в праве управления авто.
Поэтому нужно формировать новую судебную практику по искам ТЦК.
Уточнение военно-учетных данных
Закон содержит достаточно противоречивый подход к уточнению военно-учетных данных. Кто из граждан и в какой срок должен обновить свои данные в ТЦК?
Закон устанавливает обязанности, которые нужно выполнить в течение 60 дней со дня вступления его в силу (при этом Закон вступит в силу не сразу, а через один месяц после дня его опубликования).
Следовательно, в пределах 60 дней со дня вступления в силу закона граждане Украины, состоящие на военном учете, обязаны уточнить адрес проживания, номера средств связи, адреса электронной почты (при наличии) и другие персональные данные.
Это можно сделать лично в ТЦК или центре предоставления административных услуг или через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста (при наличии). Это касается всех без исключения, даже тех, кто недавно уточнил свои данные.
Что касается электронного кабинета, то он не функционирует и должен заработать в двухмесячный срок со дня опубликования Закона. Регистрация в таком кабинете будет добровольной.
Кроме того, законом вводится правило, действующее на постоянной основе. В частности, военнообязанные граждане Украины (а также подлежащие взятию на военный учет, призывники и т.п.) в течение 60 дней со дня вступления в силу указа президента Украины об объявлении мобилизации, утвержденного Верховной Радой Украины, должны уточнить свои учетные данные через центры предоставления административных услуг, либо электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, либо в ТЦК.
По состоянию на сегодня приведенное правило достаточно противоречиво, поскольку указ президента Украины об объявлении мобилизации вступил в силу еще 24 февраля 2022 года, а потому установленный в законе срок истек еще 25 апреля 2022-го.
После уточнения данных лицо может получить повестку и в дальнейшем быть мобилизовано после прохождения военно-врачебной комиссии. В настоящее время действующим законодательством не определено, в каком месте уполномоченные лица могут вручать повестку, поэтому она может быть вручена где угодно. Повестка обязательно должна быть вручена лично военнообязанному и подписана им.
За неисполнение обязанности по уточнению военно-учетных данных, а также игнорирование надлежаще врученной повестки предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Что касается административной ответственности, то действующая статья 210-1 Кодекса об административных правонарушениях Украины предусматривает наложение штрафа в условиях военного положения на граждан в размере от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (на сегодня это от 5100 до 8500 грн).
В то же время недавно Верховная Рада приняла в первом чтении новый законопроект №10379, который увеличивает размеры штрафов для граждан за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации и определяет их в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (по состоянию на сегодня это составляет от 17 000 грн до 25 500 грн).
В отношении административных штрафов – в соответствии с КУоАП ТЦК уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 210, 210-1. От имени ТЦК и СП административные взыскания налагаются руководителями. При этом постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в суде.
Возможен случай наложения повторного штрафа после уплаты предыдущего и неявки в ТЦК. Кроме того, если лицо уже привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства о мобилизации и снова не выполняет законные требования ТЦК и СП, может быть применена процедура ограничения вождения (только через суд по процедуре, описанной выше).
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 336 УК Украины (например, за игнорирование «боевой» повестки), а также ст. 337 УК Украины.
Согласно требованиям нового закона, граждане Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет обязаны всегда иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию уполномоченных лиц: полиция, ТЦК. Уполномоченные лица будут производить фото- и видеофиксацию процесса предъявления и проверки документов. Такая проверка может производиться где угодно.
Проверяется наличие военно-учетного документа, актуальность данных и информация о нахождении лица на военном учете. Ожидается, что после истечения установленного законом 60-дневного срока уполномоченные лица будут также проверять отметки ТЦК по уточнению данных в указанный период.
Что касается задержания «нарушителей», закон предусматривает следующее: в случае неисполнения при мобилизации гражданином обязанностей, предусмотренных ст. 22 закона Украины «О мобилизационной подготовке» и совершении правонарушения, предусмотренного статьей 210-1 КУоАП, руководитель ТЦК и СП может обратиться в полицию по задержанию и доставке лица в ТЦК и СП.
Консульские услуги и обновление данных за границей
Обновление персональных данных граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет, находящихся за границей – еще одно противоречивое нововведение законопроекта. Изменения в законодательство предполагают, что для получения, например, нового загранпаспорта мужчинам необходимо иметь действительные и обновленные военно-учетные документы. Если данные не были обновлены, принятие консульством соответствующих заявлений от мужчин-граждан Украины возможно только в случае одновременного их обновления.
Есть несколько вариантов уточнения данных граждан Украины, состоящих на военном учете и находящихся за границей:
- уведомление на официальный электронный адрес или на официальный номер телефона, указанных на официальном сайте ТЦК по месту нахождения на военном учете;
- через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста (при наличии).
Возвращаться в Украину для обновления своих персональных данных не нужно. При этом непонятной остается формулировка «одновременного» обновления. Пока не ясно, можно ли будет обновить персональные данные непосредственно с помощью консульского учреждения и будут ли они содействовать гражданам в этом процессе. Ожидается, что в скором времени сформируется позиция МИД Украины по этому вопросу.
Также законодательством установлен перечень случаев, в которых отсутствие обновленных военно-учетных документов не препятствует обращению в консульство, а именно в случае:
- оформления удостоверения личности на возвращение в Украину;
- совершения консульских действий в отношении детей гражданина Украины, второй из родителей которых является иностранцем или лицом без гражданства;
- совершения действий по заявлениям граждан Украины, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы за границей.
В таких случаях украинские консульства не вправе потребовать от мужчин обновленных военно-учетных документов.
Указанные изменения вступят в силу через месяц со дня, следующего за днем опубликования соответствующего закона. Поэтому у мужчин, которые находятся за границей и срок действия паспортов которых подходит к концу, еще есть время обратиться в консульство, чтобы изменить паспорт, при этом не обновляя свои персональные данные. После вступления в силу указанных изменений процедура получения документов, особенно при отсутствии военно-учетных документов, может быть усложнена.
Таким образом, законом установлены конкретные временные рамки для уточнения военно-учетных данных и конкретизированы меры влияния в отношении граждан, не выполняющих свои мобилизационные обязанности. В частности, предусмотрена возможность направления ТЦК и СП письменного требования об исполнении обязанностей, а также может быть применена новая мера – временное ограничение гражданина в праве управления транспортным средством во время мобилизации.
Кроме того, по-прежнему за нарушение правил военного учета, законодательства об обороне, мобилизационной подготовки и мобилизации граждане могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.