В России за месяц вспыхнули три нефтеперерабатывающих завода, нефтяной терминал и несколько нефтебаз. Под атаками дронов оказалась инфраструктура, в прошлом году принесшая РФ треть экспортных поступлений. География ударов – от Черного моря до истоков Волги. Что стоит за этими атаками и каковы следующие цели?
В ночь на 3 февраля 2024 года в российском Волгограде горел нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «Лукойла». Два украинских ударных беспилотника атаковали завод на расстоянии свыше 300 км от восточной украинско-российской границы, сообщило издание Reuters со ссылкой на анонимный источник в Киеве.
Сотрудники СБУ, по информации издания, повредили цех первичной обработки, в результате чего НПЗ может потерять значительные производственные мощности. Волгоградский завод перерабатывает около 14,8 млн т нефти в год и является одним из самых крупных в России. Его владелец – российская компания «Лукойл» – впоследствии сообщила, что пожар был потушен, а завод работает в штатном режиме, передает Reuters.
Волгоградский НПЗ – седьмой объект нефтяной отрасли России, где находился пожар с начала 2024 года. До этого целью стал нефтеперерабатывающий завод в Ярославле, «Славнефть-ЯНОС «, который может перерабатывать около 15 млн т нефти в год. Он расположен на расстоянии более 700 км от украино-российской границы. Это – самая отдаленная из семи целей украинских дронов.
В редких случаях российские чиновники признавали атаку дронами. Спецоперации могли проводить украинская разведка и Служба безопасности Украины, сообщали украинские СМИ со ссылкой на анонимные источники в этих органах.
В 2024-м чуть ли не каждое утро мир видит горящие нефтяные объекты в глубине российской территории, пишет Time. Почти все удары по целям внутри России были нанесены изготовленным в Украине оружием, говорится в статье со ссылкой на министра по стратегическим отраслям промышленности Александра Камышина. Способность Украины производить оружие станет решающей, прогнозирует издание.
Эффект от атак на нефтебазы и нефтяные терминалы заметен сразу, потому что сгорает большой объем нефти, однако повреждения нефтеперерабатывающих заводов будут иметь более продолжительные последствия, отмечает Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы по санкциям и свободе судоходства Института Черноморских стратегических исследований.
Часть оборудования России придется импортировать, в условиях санкций это может стать вызовом. На возобновление переработки Туапсинским НПЗ после остановки 26 января вследствие пожара уйдет около месяца–полтора, пишет Reuters со ссылкой на слова вице-премьера России Александра Новака.
Какова цель атак на нефтяные объекты в глубине России?
Нефтяные узлы РФ
«Экспорт российской сырой нефти – источник денег, позволяющий продолжать войну», – объясняет Клименко. В 2023-м чистые бюджетные доходы России от нефти и газа составили около $99,3 млрд, по данным Bloomberg. Падение поступлений на 24% по сравнению с 2022 годом издание объясняет снижением мировых цен на нефть и сокращением экспорта трубопроводного газа из России.
Поступления от нефтяного экспорта – около 27,5% от общего, что в 2023 году составило $360 млрд, по данным российского издания ТАСС. Цель Украины – уменьшить эти поступления, считает Клименко.
Россия в 2023 году преимущественно экспортировала нефть и нефтепродукты посредством портов Черного и Азовского морей, говорит Клименко. Да, перевезли более 150 млн т продукции, или 35%. Ориентированные на ЕС порты Балтии, ранее пропускавшие больше всего нефтяного экспорта РФ, отошли на второй план с долей 31%. Причина – санкции ЕС и G7, объясняет он.
Морской экспорт сырой нефти РФ упал до многомесячного минимума из-за шторма и в результате атаки украинского беспилотника по терминалу в Балтии, писал Bloomberg 23 января. Россия, вероятно, сократит экспорт нефти примерно на треть после пожаров на нефтеперерабатывающих заводах, прогнозирует Reuters.
Какие цели будут следующими? Если сфокусироваться на сырой нефти, на первом месте Новороссийск, ведь через него Россия экспортирует около 60% ресурса, говорит Клименко. На втором месте по объемам – перевалка с одного судна на другое 15% экспорта нефти севернее Керченского пролива. Еще меньше идет через Тамань и Туапсе.
«Эти цели очевидны для РФ, – признает Клименко. – Но вряд ли Россия сможет все их защитить противовоздушной обороной».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.