Танкер Glory Forever под флагом Джибути, перевозящий нефть, импортированную из ОАЭ, швартуют к причалу в Циндао на востоке Китая. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Эмбарго на нефть из РФ не помешало ОАЭ стать новой Женевой, которая до войны в Украине была «домом» для трейдеров. С начала года зарегистрированные там компании купили российской нефти на $17 млрд. Разбор FT

6 хв читання

Танкер Glory Forever под флагом Джибути, перевозящий нефть, импортированную из ОАЭ, швартуют к причалу в Циндао на востоке Китая. Фото Getty Images

Десятилетиями Женева была домом для многих трейдеров, продававших российскую нефть потребителям во всем мире. Когда же Швейцария присоединилась к санкциям против России, значительную часть торговли российской нефтью перетянул на себя Средний Восток. Financial Times проанализировала российские таможенные декларации и определила крупнейших трейдеров нефти и нефтепродуктов из РФ. Forbes предлагает главное из материала

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Зарегистрированные в ОАЭ компании купили между январем и апрелем этого года по меньшей мере 39 млн тонн российской нефти стоимостью свыше $17 млрд, согласно таможенным декларациям, которые проанализировало издание Financial Times. Это около трети экспорта нефти РФ, прошедшего через таможню в этот период.

Часть этой нефти разгрузили в ОАЭ, как показывают данные отслеживания судов на терминалах хранения в портах, таких как Фуджайра. Остальные – около 90% – сразу из российских портов направились к новым покупателям в Азию, Африку и Южную Америку.

Из 20 крупнейших трейдеров российской сырой нефти за первые четыре месяца текущего года восемь зарегистрированы в ОАЭ. Если говорить о дизеле или мазуте, эмиратских компаний уже 10 в двадцатке крупнейших трейдеров. «Если ты нефтяной трейдер, тебе нужно в ОАЭ, – отмечает FT бывший нефтяной трейдер Мэтт Стэнли, занимающийся связями с клиентами для Kpler. – Дубай – это новая Женева».

Адаптация Forbes Ukraine с FT

Адаптация Forbes Ukraine с FT

Политический нейтралитет

Благодаря географическому положению ОАЭ всегда являлись коммерческим центром, в который съезжались торговцы из Европы и Азии. В последние годы страна стала главным хабом для торговли золотом, бриллиантами и сельскохозяйственными товарами, такими как чай и кофе. А современная бизнес-инфраструктура, банковские услуги и необременительное госрегулирование деловой активности делает страну еще более привлекательной.

ОАЭ – восьмой крупнейший добытчик нефти в мире. Ранее страна никогда не являлась крупным центром нефтяного трейдинга. Но близость к новым нефтяным рынкам в Африке и Азии, а также отсутствие налогов на личные доходы стали привлекать стремящихся к наживе трейдеров еще до начала Россией полномасштабной войны в Украине.

Известности страны также способствует ее политический нейтралитет. Текущий бум торговли нефтью в стране вызван еще и тем, что ОАЭ с открытыми объятиями приняли российский бизнес, несмотря на санкции США и Европы.

Getty Images

Jumeirah Lake Towers – район в Дубае, одна из самых больших и успешных зон свободной торговли ОАЭ. Фото Getty Images

Бум российской нефти в ОАЭ

Dubai Multi Commodities Centre (DMCC) – крупнейшая и успешная зона свободной торговли в ОАЭ, а также новый центр трейдинга российской нефти. Из 104 покупателей нефти из РФ, упоминаемых в российских таможенных декларациях между январем и апрелем, по крайней мере 25 зарегистрированы в DMCC, сообщает FT.

Litasco, трейдинговая «дочка» российской нефтяной компании «ЛУКойл», купила почти 16 млн тонн российской нефти и нефтепродуктов, стоимостью свыше $7 млрд между январем и апрелем. Это делает компанию самым большим покупателем российской нефти в этот период. Ранее у Litasco было только представительство в ОАЭ, но часть трейдинговых операций в прошлом году перекочевала из Женевы в Дубай.

Компании Demex Trading и Qamah Logistics, зарегистрированные в DMCC, также среди крупнейших покупателей российской нефти, и в Эмираты они зашли последние три года.

Трейдинг российской нефти из Дубая не является незаконным. Западные санкции запрещают ее импорт только в ЕС, Великобританию и другие страны, которые соблюдают правила, установленные «Большой семеркой». Западные компании также могут продавать российскую нефть в другие страны, при соблюдении ценовых ограничений – $60 за баррель.

Хотя зарегистрированные в Дубае компании не обязаны действовать согласно ценовому потолку, некоторые все же это делают, чтобы сохранить доступ к западным услугам, таким как грузовые перевозки, банкинг и страхование. К примеру, женевская Gunvor перестала покупать российскую сырую нефть, но приобрела на $330 млн российских нефтепродуктов, соблюдая западные санкции и ограничения на цены. Компания отрицает данные российской таможни, показывающие, что между январем и апрелем она купила российских нефтепродуктов более чем на $500 млн.

Бывшая аналитик ЦРУ Гелима Крофт, ныне исследующая торговлю биржевыми товарами в RBC Capital Markets, говорит, что Вашингтону все равно, где происходит трейдинг российской нефти. Главное, чтобы он был прозрачен. «Если эти российские баррели не превышают ценовые ограничения, трейдинговые хабы не делают ничего плохого», – резюмирует она.

Но есть компании, которые не учитывают ограничения. Например, Paramount Energy and Commodities перевела свою трейдерскую деятельность из Женевы в Дубай.

Ее новая дочерняя компания, зарегистрированная в DMCC, продолжила торговать российской сырой нефтью по цене, превышающей потолок «Большой семерки» в $60 за баррель. Компания заинтересовала швейцарские власти, но Paramount сообщила: дубайская компания – это отдельное юридическое лицо.

Трейдеры «Роснефти»

Более всего посодействовали российскому нефтяному буму в Дубае не давние игроки рынка, а сеть ранее неизвестных компаний с размытой структурой собственности, которые вместе покупают российскую нефть на миллиарды долларов в месяц.

Одной из крупнейших таких компаний является Tejarinaft FZCO, зарегистрированная в еще одной свободной торговой зоне под названием Dubai Silicon Oasis через два месяца после вторжения России в Украину. По документам, единственным директором, акционером и генеральным менеджером компании является марокканец Хикам Физази. Он же – единственный директор и акционер еще двух компаний, зарегистрированных в ОАЭ в августе и сентябре прошлого года соответственно и торгующих российской нефтью: Amur Trading FZCO и Amur Investments Ltd.

Остальные трейдеры никогда не слышали о Физази до прошлого года. Они считают, что эти три компании действуют от имени российской государственной нефтегазовой компании «Роснефть» и пришли на замену европейским партнерам, отказавшимся покупать российскую нефть в прошлом году.

Между январем и апрелем Tejarinaft, Amur Trading и Amur Investments экспортировали нефть исключительно от «Роснефти» или ее проектов на общую сумму почти в $8 млрд, констатирует FT, опираясь на данные таможенных деклараций. Одна только Tejarinaft экспортировала российскую нефть на $6,71 млрд между сентябрем и мартом исключительно для «Роснефти», о чем свидетельствуют 394 таможенных декларации того периода.

«Роснефть» не ответила на запрос о комментарии, а все предложенные на их сайтах каналы связи для Tejarinaft, Amur Trading и Amur Investments оказались нерабочими.

За последний год от банков и других корпоративных клиентов увеличилось количество запросов на проверку трейдинговых компаний, зарегистрированных в Дубае, описывает ситуацию Бен Гиггинз, специалист по расследованию в консалтинговой фирме по рискам Wallbrook. «Эти компании часто очень незаметны и по бумагам не принадлежат россиянам, – рассказывает он. – Но если покопать глубже, находится много нитей, ведущих в Россию».

Некоторые лица, деятельность которых анализировала Wallbrook, сыграли схожую роль в делах с нефтью из Ирана и Венесуэлы, рассказал Гиггинз.

Вера в систему

Если юридически трейдинг оформляется в Дубае, физически продажи российской нефти проходят в портовом городе Фуджайра. Fujairah Oil Industry Zone (FOIZ) – крупнейший коммерческий склад для нефтепродуктов в регионе. Здесь находится 262 резервуара, многие из которых заполнены ныне нефтью из России.

Эмбарго на нефть из РФ не помешало ОАЭ стать новой Женевой, которая до войны в Украине была «домом» для трейдеров. С начала года зарегистрированные там компании купили российской нефти на $17 млрд. Разбор FT /Фото 1

Нефтяные танкеры и балкеры, пришвартованные в Фуджайре. Портовый город имеет крупнейшее коммерческое хранилище в ОАЭ для нефтепродуктов.

Ежемесячный импорт российских нефтепродуктов в Фуджайру вырос из ничего в апреле 2022-го до 141 000 баррелей в день в декабре 2022-го. Это 40% от всех зашедших тогда на склад нефтепродуктов, сообщила FT аналитик Vortexa Памела Мунгер. В прошлом месяце Фуджайра принимала в среднем 105 тысяч баррелей российской нефти в день.

Адаптация Forbes Ukraine с FT

Адаптация Forbes Ukraine с FT

Увеличение потоков подтолкнуло операторов нефтяных резервуаров и они повысили цены на использование своих объектов. Те же, кто соглашается работать с нефтью из РФ, могут потребовать еще более высокую цену.

VTTI, частично принадлежащая Vitol, – одна из немногих западных компаний, эксплуатирующих резервуары для хранения в Фуджайре. Компания прокомментировала FT, что принимала российскую нефть в свои резервуары, и подчеркнула, что «в ОАЭ нет никаких санкций в отношении российской продукции, а западные санкции не применяются к ОАЭ».

«Итак, владельцам разрешено перемещать российские товары и торговать ими в ОАЭ и через страну. Как и можно хранить российскую продукцию в ОАЭ», – говорится в сообщении компании. Даже если груз должен соответствовать ограничению цены «Большой семерки», например из-за того, что был куплен или продан западной компанией или использовал западные услуги доставки или страхования, эти ограничения не распространяются на владельцев хранилищ.

Эксперты считают, что такое оживление трейдерской деятельности в ОАЭ может быть не временным явлением и не ограничиваться исключительно российской нефтью. К примеру, европейские банкиры могут заинтересоваться регионом и увеличить здесь свое присутствие, чтобы конкурировать с местными банками.

«ОАЭ больше не транзитный хаб, где люди испытывают свою удачу, а если дело не выгорает, они всегда могут рассчитывать на Европу, – отмечает бывший нефтяной трейдер Мэтт Стэнли. – Люди пускают здесь корни. Они верят в систему».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд