Шахтарі «ДТЕК Енерго» на Західно-Донбаській шахті. /Sasha Maslov/Institute
Категория
Война
Дата

Ракетная атака, фильм, фотография. Один из блекаутов закрыл в ловушке сотни шахтеров на глубине полкилометра . Что их спасло?

3 хв читання

Шахтеры «ДТЭК Энерго» на Западно-Донбасской шахте. Фото Sasha Maslov/Institute

Продюсер Владимир Бородянский и фотограф Александр Маслов независимо друг от друга реконструировали один из самых страшных дней в работе украинских шахтеров. Как российские ракеты чуть не убили сотни шахтеров под землей на глубине 450 метров

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

23 ноября в результате российских обстрелов в Украине произошел самый длительный блекаут. Для шахтеров отсутствие электроэнергии означает невозможность подняться на поверхность. На одной из самых больших шахт «Павлоградуголь» под землей застряли 456 шахтеров, они остались не только без света, но и без возможности получать свежий воздух. Это без преувеличения смертельный риск.

Владимир Бородянский снял об этом случае документальный фильм. Известный фотограф Александр Маслов провел съемку на этой шахте. Forbes объединил работы двух художников: ниже сокращенный перевод фильма и работы Маслова.

Уходя на работу в очередной день ноября, шахтеры Павлограда не представляли, что их будет ждать под землей. В тот день рабочая смена горняков ДТЭК Энерго началась как всегда. На своей Западно-Донбасской шахте они выполняли рутинную работу: поднялись по штреку, сели в кареты и поехали на ствол.

Павлоград находится примерно в 200 км от линии фронта, и перед городом стоит большая задача: обеспечивать страну достаточным объемом энергии. На «ДТЭК Павлоградугля» приходится около половины добычи угля в стране. «Павлоград – огромный хаб, обеспечивающий добычу украинского угля и работу тепловых электростанций», – говорит член правления НЭК «Укрэнерго» Алексей Брехт.

Шахтеры «ДТЭК Энерго» на Западно-Донбасской шахте. /Sasha Maslov/Institute

Шахтеры «ДТЭК Энерго» на Западно-Донбасской шахте. Фото Sasha Maslov/Institute

Работа в шахте требует внимательности и внимания к деталям. С началом полномасштабного вторжения важность этих навыков удвоилась. Находясь под землей, шахтеры не знают о начале воздушных тревог, единственный заметный для них сигнал – отсутствие электроэнергии в руднике.

Именно так произошло 23 ноября. Первый сигнал для беспокойства шахтеры заметили уже при движении на ствол. Ячейки, отвечающие за распределение напряжения на участке, не светились. «Есть определенные окошки, которые показывают, что произошло, – говорит бригадир участка на шахте «ДТЭК Энерго» Евгений Воронич. – Мы сразу подумали, что случились прилеты, и по Украине масштабно исчезло напряжение».

Массированный ракетный обстрел по подстанциям обесточил рудники и загнал шахтеров в земельную ловушку. «Это действительно страшно, мы остались без подачи вентиляции на участки», – говорит бригадир. Воронич добывает уголь на этом производстве уже 16 лет, но в такой ситуации оказался впервые. Несмотря на страх, шахтеры действовали согласно правилам безопасности и начали движение к свежей струе воздуха. «Все заключалось в том, когда мы выйдем, – говорит Воронич. – Это могут быть сутки, могут быть и два дня, и три».

На помощь горнякам пришел диспетчер. Он скоординировал шахтеров к запасному выходу. Это был ступенчатый выход по старому стволу, который мог вывести шахтеров на поверхность.

Но чтобы дойти до блока, шахтерам нужно было пройти около 12 км пути.

Шахтеры «ДТЭК Энерго» на Западно-Донбасской шахте. /Sasha Maslov/Institute

Шахтеры «ДТЭК Энерго» на Западно-Донбасской шахте. Фото Sasha Maslov/Institute

Прежде чем начать свой путь, горняки зашли в подземный медпункт, где взяли около 40 бутылей воды, по пять литров каждая. Каждый участок взял по два бутыля и начал движение. Путь был не близок, поэтому ответственные за воду постоянно менялись. «Об этом договаривались, никто не отказывался, потому что вода действительно важна в шахте», – говорит бригадир участка.

Путь угля

На глубине 500 метров в шахте находится бункер, куда транспортируется уголь по лентам. Уголь спускается по бункеру ко второй ленте, которая находится глубже. Далее уголь транспортируется лентой на ствол и пересыпается в скипы, позволяющие эффективно и быстро транспортировать его на поверхность. Добравшись до поверхности, уголь перезагружается в железнодорожные вагоны, которые транспортируют его на ТЭЦ для производства электроэнергии.

Оставшиеся на поверхности коллеги тоже зря времени не теряли. Пока шахтеры шли к выходу, на их спасение уже ринулись собратья по шахте. «Как женщина шахтера, я понимаю, что это люди заблокированные, находятся под землей, это очень серьезная ситуация», – комментирует жена шахтера Антонина Воронич. Узнав последние новости, жена позвала на помощь друга Евгения, который был в отпуске. Приехав на проходную, он узнал, что эвакуация уже началась.

Для полной эвакуации шахтеров из-под земли понадобилось около девяти часов. Последний рабочий Западно-Донбасской шахты поднялся на поверхность около одиннадцати вечера, электроэнергии в Павлограде до тех пор не было.

Уже к утру, когда питание предприятий было восстановлено, шахтеры вернулись на рабочие места и возобновили добычу угля. На вопрос «Что вы сделаете после войны» бригадир участка Воронич ответил, что обнимет детей, жену и пойдет на работу.

Всего 23 ноября на шахтах «ДТЭК Энерго» под землей находились 2845 шахтеров.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд