В первый день действия обновленного законодательства о мобилизации, 18 мая, Минобороны выпустило приложение «Резерв+», в котором военнообязанные могут обновить свои данные в соответствии с требованиями нового закона. Почему сервис, который должен заменить походы в ТЦК и ЦНАП, столкнулся с проблемами в момент запуска? Разговор с заместителем министра обороны Екатериной Черногоренко, отвечавшей за запуск «Резерв+».
За три дня в приложении Минобороны для военнообязанных «Резерв+» зарегистрировались 1 млн человек, свои данные обновили – 700 000, сообщило министерство 21 мая. Впрочем, в первый день запуска, 18 мая, «Резерв+» получил шквал критики.
Военнообязанные, желавшие обновить свои данные, жаловались на проблемы с авторизацией через BankID. Мужчины за границей не смогли получить доступ к сервису, а инженеры нашли в коде «Резерв+» следы образовательного приложения «Мрія», которое в июне должно выпустить Минцифры.
По новому закону о мобилизации у военнообязанных есть 60 дней, чтобы обновить информацию о местожительстве, номере телефона и e-mail. Приложение «Резерв+» Минобороны разрабатывало, чтобы ускорить процесс и сократить очереди в ТЦК и ЦНАП.
В феврале кабинет военнообязанного был готов на 40–50%. «Не будет проблем развернуть его через два месяца», – говорила тогда Forbes заместитель главы Минобороны Екатерина Черногоренко. Почему в момент релиза разработчики все же столкнулись с проблемами и как в приложении для военнообязанных оказались части кода «Мечты»?
Об этом – в блиц-интервью с Черногоренко.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
Одним из узких мест при релизе «Резерв+» была авторизация через BankID. Почему авторизация через BankID была выбрана как единственный способ к моменту запуска?
После принятия Закона о мобилизации у нас было очень мало времени и мы запускали тестовую версию приложения. У нас доступна авторизация через 38 банков. BankID предоставляет полный набор данных для проведения электронной идентификации в системе. Мы предполагали ажиотаж, но не в таких масштабах. Поэтому, когда через несколько минут после релиза мы увидели по 10 000–30 000 заявок на авторизацию, команда разработки начала реагировать на это. Сейчас проблемы с авторизацией – это единичные случаи.
В первой половине дня субботы у нас было 137 000 успешных обновлений данных и 246 000 авторизаций. Мы думали, что на этом этапе будет несколько десятков тысяч, потому что у людей есть еще 60 дней, чтобы обновить данные. Мы не рассчитывали на такой спрос на новый продукт – фактически в 00:01 субботы мы зашли в национальный бета-тест уже с официальным запуском.
В сервисе должно быть столько способов авторизации, сколько мы можем сделать. В следующих релизах мы добавим авторизацию через id.gov.ua. Сейчас это один из приоритетов – в июне должны сделать.
Некоторым специалистам удалось открыть АРК , сделать реверс-инжиниринг и найти в «Резерв+» следы образовательного приложения «Мрія». Почему код «Мрії» был использован в приложении? Можете уточнить процент?
Над разработкой «Резерв+» работали команды с экспертизой по разработке самых популярных государственных сервисов. Они использовали весь свой опыт. Эта же компания вовлечена в разработку «Мрії». Разработчики часто используют предварительные наработки и внешние компоненты, это мировая практика.
То, о чем пишут упомянутые вами специалисты, это мелкие нефункциональные упоминания, не относящиеся к основному функционалу «Резерв+». При этом, как нам известно, это была промежуточная версия, и именно этого кода в финальной версии «Мрії» нет, поэтому кода «Мрії» у «Резерв+» нет.
Я не вижу рисков использования паттернов из другого государственного приложения, когда это не влияет на пользователей или безопасность сервиса. Мы много времени потратили на защиту «Резерв+», потому что понимали, что она будет мишенью для врага. Мы подстраховались и защищаем этот продукт топовыми государственными командами по безопасности. В субботу и воскресенье мы пережили несколько мощных DDoS-атак – когда у нас были проблемы с авторизацией. Еще несколько атак было под вечер воскресенья.
В феврале вы говорили, что приложение готово на 40–50% и развернуть его за два месяца не составит проблем. Почему проблемы все же были?
До момента принятия закона не было точного понимания, какой именно функционал должен быть в приложении, и было сложно прогнозировать, какие именно данные законы потребуют от граждан обновить.
За месяц до релиза у нас изменился фокус на обновление именно мобильного телефона, фактического места жительства и e-mail. Плюс нашей задачей было запустить «Резерв+» и за границей. Уже в понедельник утром у нас был релиз в 176 странах.
Почему была задержка с релизом в зарубежных AppStore и Play Market? В Украине вы вовремя запустились.
Это был расчет. Мы вышли на национальный бета-тест, проверив базовую функциональность, за полтора дня был релиз за границей. Это позволило нам распределить нагрузку.
За границей мы делали доступными сразу все страны, но в разных маркетах проверка могла занимать разное время.
Мы получили хейт за задержку с релизом за границей. В таких случаях надо прислушиваться к тому, что говорят, и это будет нам сигнал для следующих продуктов – скорее коммуницировать детали. Мы усвоили уроки.
Пользователи за рубежом, которые ставят отметку, что находятся не в Украине, видят сообщения, «будьте готовы к получению электронной повестки». Что подразумевается, ведь вопрос электронной повестки еще не урегулирован?
Этот текст был исправлен. Фактически сейчас нет такого требования на уровне закона. Если законодательное требование появится, технически реализовать это будет возможно. Сложно будет организовать коммуникацию с украинцами за границей.
Электронная повестка сейчас не в работе, потому что надо понимать, будет ли она приравнена к официальному сообщению. Как только будет задача на уровне постановления правительства или на уровне закона, будем смотреть, как это реализовать.
Почему поддержка в приложении осуществляется через Telegram Минобороны?
Техподдержка – это был проактивный ход Минобороны. В таком виде сервисной поддержки мы обработали около 13 000 обращений. Мы не можем бросить пользователей, особенно в контексте того, что операторы часто вносят данные в реестр «Оберіг» с ошибками. Поэтому мы решили пойти к пользователям через удобные каналы, среди которых были Telegram и Viber. Мы там не публикуем никаких чувствительных данных – ничего такого, чего нет на Facebook или на сайте Минобороны. Это удобно на 100%.
Разработку приложения осуществляли на бюджетные средства или на донорские? Мне называли цифру в $100 000–150 000 за такой объем работы.
На донорские. Разработку финансировали на средства благотворительного фонда, она стоила гораздо дешевле. Стоимость переданного приложения – 3 413 448 грн с НДС (около $86 000. – Forbes ).
Нельзя сказать, что мы здесь на чем-то сэкономили. Стоимость одного часа работы разработчика может сильно отличаться. Но приложение нужно будет развивать, так что не исключено, что стоимость с наращиванием функционала вырастет.
Над приложением работали несколько команд – это не только фронт-часть. Это большой объем работы по синхронизации с реестрами и готовности «Оберега» выдерживать нагрузку. Многое сделали внутренние команды Минобороны и других министерств, например МВД. Сейчас ответ из реестра «Оберіг» занимает несколько секунд. Добиться такого результата для нас был огромный вызов.
Вы анонсировали онлайн-рекрутинг в приложении. Эта функция появится 19 июня?
Я думаю, что это будет до конца июня. Мы планируем выйти в релиз с возможностью рекрутинга в «Резерв+», подписания контракта и возможностью мобилизоваться командой.
Сейчас для нас самый большой вызов – это QR-код, который приравнивает информацию из «Оберега» к военному билету. Также будет считыватель этого кода – как в «Дії». Еще будет генерация PDF, чтобы можно было скачать данные себе на смартфон, если не будет интернета, и онлайн-запись на верификацию данных. Так мы сможем поправить данные у большинства пользователей. Попробуем сделать это очень быстро – до 19 июня.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.