За девять месяцев войны РФ потеряла основу своего тяжелого атакующего вооружения и профессиональных войск – почти 90% танков и 75% высокоточных ракет, имевшихся на начало вторжения. Однако в РФ осталось не менее 10 000 единиц бронетехники и 7000 ракет комплексов С-300.
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Российская Федерация годами делала ставку на не слишком многочисленную, но максимально вооруженную армию, способную пугать НАТО. Если смотреть на количество и не принимать во внимание качество, то российский атакующий потенциал в разы превышал потенциал любой отдельной европейской страны НАТО. Единственным сопоставимым конкурентом были США.
К началу вторжения, по данным The Military Balance, у России было около 20 000 танков и бронетехники, более 2800 единиц боевой авиации, 3700 артиллерийских систем.
В феврале соотношение количества солдат к единицам бронетехники в российской армии было 18/1, то есть на 18 солдат приходился по крайней мере один танк, БМП или БТР. В украинской армии это соотношение сейчас – примерно 100/1.
Россия, вероятно, была последней страной в мире, имевшей отдельную танковую армию. Настолько большую, что современных танков у нее было больше, чем во Франции, Германии и Британии вместе взятых – более 600, когда в целом ВСУ имели 850.
Россия угрожала Западу, неофициально заявляя, что именно Первая танковая армия РФ должна «остановить» НАТО в случае прямого противостояния. Осенью, после семи месяцев войны в Украине, эта танковая армия перестала существовать и стала крупнейшим «поставщиком» техники в ВСУ.
Человеческие потери России
По данным Генштаба ВСУ, Россия уже потеряла более 87 000 солдат. Если добавить примерное количество тяжелораненых (ориентировочно в два раза больше, чем убитых), то общие потери российской армии – около 250 000 солдат. Это примерно 70% всех наземных боевых сил, находившихся в России до начала войны.
Первоначально Россия планировала привлечь к нападению только около 200 000 военнослужащих. Преимущественно силы Западного, Южного и Восточного военного округов. Остальные подразделения (примерное 150 000) российское командование перебросило в Украину уже в апреле–мае, понимая тяжелые потери основных наступательных формирований.
В октябре РФ мобилизовала 300 000 резервистов. Среди мобилизованных недостаточно солдат с опытом управления танками или артиллеристов. Да и время их обучения слишком короткое, чтобы пройти полную военную подготовку.
Новая армия России – это преимущественно плохо экипированная пехота, постепенно превращающаяся в численную армаду образца Второй мировой войны, оснащенную старыми Т-62, раритетными гаубицами Д-1 и винтовками Мосина.
Потери танков
На начало войны в РФ было 3330 относительно современных танков. По данным Генштаба ВСУ, россияне уже потеряли более 2900 из них – почти 90% того, что было на момент вторжения. По меньшей мере, 590 из них были захвачены украинскими военнослужащими как трофеи.
На складах длительного хранения у россиян законсервировано еще около 10 000 танков Т-72 и Т-82. Однако быстро восстановить большинство из них невозможно. Танки Т-72 и Т-80 годами использовались в качестве доноров для другой работающей техники. Они на вооружении во многих других странах, их запчасти продают на черном рынке. На спутниковых снимках видно, что иногда законсервированные Т-72 и Т-80 – это лишь корпус без запчастей, которые, вероятно, были украдены.
Россия также была вынуждена расконсервировать старые и более примитивные Т-62. Они остались на вооружении нескольких стран в единичном количестве. Там нет высокоточных приборов, поэтому на их запчасти нет спроса.
По информации самих россиян, их планируется восстанавливать около 800 единиц в год – это максимум возможностей российского ОПК.
По меньшей мере, 94 танка России передала Беларусь. Вероятно, всего россиянам удалось доукомплектовать около 1000 танков в течение войны. Но это покрывает лишь треть утрат.
Потери танков стали столь серьезными, что разведка Британии отметила, что России нужны годы, чтобы восстановить свою элитную Первую танковую армию.
Вероятно, сейчас у России нет преимущества над Украиной по количеству танков. Ведь кроме 590 танков, которые ВСУ захватили как трофеи, еще более 400 единиц Украине поставили западные союзники (преимущественно Польша и Чехия).
Потери другой техники
Что касается количества другой бронетехники, россияне не испытывают дефицита. К моменту вторжения на вооружении РФ стояли 16 650 единиц бронетехники.
Большинство из них – советские БМП-1/2, БТР-70/80 и МТ-ЛБ. Новых БМП-3 у россиян было не более 600, а распиаренных «Терминаторов» – всего несколько десятков.
Даже с учетом потерь у россиян остается более 10 000 бронемашин. Это в пять раз больше, чем общее количество, поставленное Украине союзниками.
Война ощутимо ударила по российской артиллерии – было потеряно около 70%.
Обычно артиллерия находится позади линии фронта и несет гораздо меньшие потери, чем танки и бронетехника. Но наличие высокоточных гаубиц и САУ образца НАТО делает нахождение российской артиллерии вблизи фронта опасным.
Осознав потери, российское командование решило восстанавливать 2С7 «Пион», являющиеся единственной дальнобойной советской пушкой с дальностью более 40 км. Но Россия имела их на хранении всего 260 единиц.
Основная артиллерийская единица в армии РФ – это САУ «Мста-С» и «Акация». Их максимальная дальность всего 25–30 км. Это на 10–15 км меньше, чем у натовских артсистем.
Наименьший процент потерь понесла российская авиация, однако это самые дорогие потери. Общая стоимость сбитых самолетов и вертолетов РФ по расчетам Forbes составляет около $8 млрд.
Россия также использовала около 75% своих высокоточных ракет.
По данным министра обороны Украины, за время войны РФ производила около 75 ракет в месяц. То есть даже в случае полного истощения запасов у России будет возможность по меньшей мере для одного массированного обстрела Украины ежемесячно.
Также у россиян остаются тысячи невысокоточных ракет, преимущественно дальностью до 250 км. В частности, около 7000 ракет комплексов С-300, которыми обстреливают прифронтовые Николаев, Запорожье, Харьков, Никополь, а теперь и Херсон.
В расчетах Forbes использовал данные Генштаба Украины, Министерства обороны Украины, ежегодной оценки Института военного потенциала и оборонной экономики 171 страны мира The Military Balance, разведки США, разведки Великобритании, нидерландского сайта разведки на основе открытых данных Oryx


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.