Чарлі Джейвіс, Frank /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Fake it until you make it? JPMorgan потратил $175 млн на финтех-стартап, а затем подал в суд на основательницу из-за 4 млн фейковых клиентов. Поучительная история от Forbes

Чарли Джейвис, основательница финтех-стартапа Frank Фото из личного архива

Финтех-стартап Frank казался столь перспективным, что его решил купить финансовый гигант JPMorgan Chase. Теперь же основательница стартапа и всемирно известный банк подали друг на друга в суд.

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Иск №1

JPMorgan Chase подает в суд на 30-летнюю основательницу финтех-стартапа Frank, который банк купил за $175 млн. Девушку обвиняют в том, что она подделала информацию о масштабах операций и успехе ее компании, создав огромный список фейковых пользователей. Все вроде бы для того, чтобы убедить финансового гиганта купить ее стартап.

Frank, который основала его бывшая гендиректор Чарли Джейвис в 2016-м, предлагает программу для молодых американцев, которые ищут кредиты на обучение. Программа помогает с написанием и усовершенствованием заявки на кредит. Ее амбициозная цель создать «Amazon для высшего образования» подкупила миллиардера Марка Рована, ведущего инвестора Frank, и венчурные фирмы Aleph, Chegg, Reach Capital, Gingerbread Capital и SWAT Equity Partners.

В иске говорится, что Джейвис во время питчинга перед JPMC в 2021-м предоставила ложную информацию. Она утверждала, что более 4 млн пользователей использовали инструмент Frank для подачи документов на федеральную помощь.

Когда во время юридических проверок JPMC попросил подтверждения заявленных данных, Джейвис якобы создала огромный список «фейковых пользователей». В списке были имена, адреса, даты рождения и другая личная информация 4,265 млн «студентов», которых на самом деле не существовало».

По сути, написано в иске, у Frank к тому времени было менее 300 000 пользовательских аккаунтов.

«Сначала Джейвис не хотела выполнять запрос JPMC, ссылаясь на конфиденциальность, – продолжает истец в заявлении в суд. – После того как JPMC настоял, Джейвис решила создать несколько миллионов пользователей Frank из воздуха». В иск добавили скриншоты презентации, которую Джейвис показала JPMC; скрины отражают рост Frank и данные о более чем 4 млн пользователях.

Иск №2

На той же неделе, когда JPMC подал свой иск против Джейвис, она подала собственный иск против JPMC. Бывшая гендиректор Frank в своем иске обвиняет банк в том, что тот прошлой весной «провел серию безосновательных расследований ее поведения».

Впоследствии, говорится в иске, учреждение «сфабриковало причину для разрыва деловых отношений» и «сделало все, чтобы выжить мисс Джейвис из JPMorgan». Все это ради того, чтобы не выплачивать миллионы долларов, которые заработала женщина.

В рамках указанных расследований, утверждается в иске основательницы, JPMC «безосновательно обвинил мисс Джейвис в неправомерном поведении» до и после покупки Frank.

«После того, как JPMC поторопился купить перспективный бизнес Чарли, банк понял, что не может обойти действующие законы о конфиденциальности данных студентов, сам прибег к неправомерному поведению и попытался отделаться от сделки, – написал в письме Forbes адвокат Джейвис Алекс Спиро. – Чарли проинформировала соответствующие органы, а затем подала в суд. Иск JPMC – это не что иное, чем прикрытие».

Детали так называемой аферы Frank

Главный директор по росту Frank Оливье Амар тоже упоминается в иске JPMC. В нем утверждается, что Джейвис и Амар сначала попросили главного инженера стартапа создать список фейковых клиентов. Когда тот отказался, Джейвис «обратилась к преподавателю науки о данных», чтобы тот помог.

Используя данные людей, которые уже начали использовать Frank, преподаватель создал 4,265 млн фейковых аккаунтов и подтвердил их подлинность через стороннего подрядчика. За это он получил $18 000, утверждает JPMC и добавляет скриншоты счетов преподавателя.

Истец заявляет, что Джейвис сделала все возможное, чтобы документы об этих транзакциях были уничтожены или изменены. Амар потратил $105 000, чтобы купить отдельный набор данных 4,5 млн студентов у фирмы ASL Marketing.

Джейми Димон, JPMorgan Chase /Getty Images

Джейми Димон, главный исполнительный директор JPMorgan Chase. JPМC подает в суд на 30-летнюю основательницу финтех-стартапа Frank, который банк купил за $175 млн. Девушку обвиняют в том, что она подделала информацию о масштабах операций и успехе ее компании, создав огромный список фейковых пользователей Фото Getty Images

Тревога, которую никто не услышал?

Еще в 2020-м представители обеих партий в Конгрессе выражали обеспокоенность из-за Frank и пытались остановить деятельность стартапа. Компанию упрекали в обмане студентов ради сбора данных, которые фирма затем продаст рекламщикам за кругленькую сумму.

В 2019 году Джейвис попала в список «30 до 30» по версии Forbes в разделе «Финансы». В интервью Forbes она сказала, что ее стартап помог 300 000 студентам подать заявки на федеральную поддержку.

А спустя два года в объявлении о покупке стартапа банком JPMC она написала, что компания «обслуживает более 5 млн студентов более 6000 колледжей». (На вопрос о самом сложном препятствии на пути компании Джейвис ответила однозначно: «Увеличение масштабов операций».)

Когда JPMC купил Frank в сентябре 2021-го, то нанял Джейвис, Амара и других работников стартапа.

По данным профиля Джейвис в LinkedIn, с момента покупки Frank девушка была управляющим директором в JP Morgan и отвечала за продукты для студентов. В рамках слияния она получила почти $10 млн, а также в случае успешной работы могла получить дополнительные $20 млн бонуса.

Амар, которого сделали в банке исполнительным директором решений для студентов, получил около $5 млн и договорился о бонусе за успешную работу в будущем – $3 млн.

«Необычно ужасающие результаты»

После подписания соглашения о покупке JPMC попросил у Frank список пользователей, чтобы банк мог начать маркетинговую кампанию своих продуктов и услуг среди студентов. В иске сказано, что Джейвис и Амар отдали банку данные, которые они купили у ASL Marketing и Enformion, еще одного постороннего подрядчика.

Когда JPMC разослал тестовые маркетинговые письма 400 000 пользователей Frank, то результат «был ужасен», утверждает иск. Только около четверти писем дошло до адресатов, и всего 1% из них были открыты.

Такие необычно плохие результаты кампании вынудили JPMC пересмотреть то, что было известно о Frank. Эта проверка выявила, заявляет истец, списки фейковых пользователей.

«Во всех аспектах общения с JPMC Джейвис имела выбор: раскрыть правду о своем стартапе и принять истинную ценность Frank или обманом раздуть ценность стартапа и извлечь из этого выгоду, – написано в иске. – Джейвис каждый раз выбирала обман, что подтверждают доказательства».

В собственном иске против JPMC Джейвис говорит, что банк не смог «использовать ее знания и возможности Frank для того, чтобы привлечь молодую аудиторию в банк». В то же время финучреждение прибегло к «плохо продуманному бизнес-плану», который опирался на «давних клиентов Frank».

«Изначально JPMC неудачно распорядился своей инвестицией, а затем решил дать заднюю, вместо того, чтобы приложить больше усилий», – сказала в иске Джейвис.

Амара уволили в октябре, а Джейвис – в ноябре. По данным профилей LinkedIn, несколько бывших работников Frank все еще работают в JPMC.

Когда Forbes в 2019-м спросил Джейвис о худшем совете, который ей когда-то давали, ее ответ был таков: «Быть терпеливой».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине