Критично важливий ЗСУ /Карасева Александра при помощи Midjourney
Категория
Свой бизнес
Дата

Минэкономики не захотело дать статус критически важной компании, имевшей на это право. Как удалось решить проблему? Кейс от Совета бизнес-омбудсмена

3 хв читання

Карасева Александра при помощи Midjourney

Предприятия, признанные государством критически важными, могут забронировать работников. Работающая в информационной сфере компания не смогла получить статус от Минэкономики, но впоследствии министерство изменило решение на положительное. Инспектор Совета бизнес-омбудсмена Елена Черная рассказывает, как учреждение помогло «распутать» бюрократию

Упоминая скандальные истории с бронированием работников Glovo, Visa, Favbet Tech, сложно сказать, какие предприятия справедливо признавать критически важными и какими критериями следует при этом руководствоваться. У Совета бизнес-омбудсмена нет отдельного предмета жалоб, касающегося вопросов бронирования работников. Хотя в первые месяцы полномасштабного вторжения учреждение предоставляло предпринимателям юридические консультации по этому вопросу через «Хелплайн». Такие жалобы имеют не только общественный резонанс, но и непосредственное влияние на существование предприятий. С подобной историей Совет бизнес-омбудсмена недавно имел дело.

Небольшая компания из Ровенской области, название которой основатель попросил не раскрывать, работает в информационной сфере. Несколько раз она направляла обращение в Министерство экономики, чтобы получить статус критически важной. Предприятие настаивало, что отвечает трем критериям (которые необходимы для определения предприятия критически важным):

1) отсутствие задолженности по уплате ЕСВ;

2) размер средней заработной платы застрахованных лиц-работников на предприятии за последний календарный квартал составляет не менее размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года;

3) предприятие имеет важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориального общества.

На сегодняшний день, по общему правилу, для того, чтобы предприятие было признано критически важным, оно должно отвечать по крайней мере трем критериям из семи:

  1. Общая сумма сборов, налогов, платежей, уплаченных в бюджет, а также сумма ЕСВ должна превышать эквивалент €1,5 млн в течение отчетного налогового года (кроме таможенных платежей).
  2. Сумма поступлений в иностранной валюте, кроме кредитов и ссуд, за год должна превышать эквивалент €32 млн.
  3. Предприятие имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства в соответствии с перечнем, утвержденным правительством.
  4. Предприятие имеет важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориального общества.
  5. Отсутствие задолженности по уплате ЕСВ.
  6. Размер средней зарплаты застрахованных лиц-работников на предприятии за последний календарный квартал составляет не менее размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года (по данным Госстата).
  7. Предприятие является резидентом «Дія.City».

Если по первым двум критериям вопросов у Минэкономики не возникало, поскольку предприятие предоставило соответствующие документы, то с последним все оказалось не так просто. Минэкономики отправило компанию в Министерство культуры и информационной политики. Почему? Минкультуры отвечает за направление деятельности, которым занимается компания, аргументировали в Минэкономики. На первый взгляд, это показалось логичным.

Минкультуры впоследствии ответило, что при определении предприятия важным для отрасли нацэкономики руководствуется собственным приказом от 10 марта 2023 года №106. Согласно ему предприятие не подпадало под критерии. Компания практически попала в тупик. Основной вопрос, возникший в этом случае – кто должен определять предприятие важным для отрасли нацэкономики?

Взяв жалобу компании в работу и исследовав новеллы законодательства, Совет бизнес-омбудсмена обратил внимание, что в феврале 2023 года Минэкономики приняло приказ №952. Он устанавливает критерии определения предприятий такими, что имеют важное значение для отраслей нацэкономики. Они были в дальнейшем закреплены другими министерствами: Минкультуры, Министерством аграрной политики и продовольствия, Министерством энергетики, Министерством цифровой трансформации.

Согласно приказу №952 в случае, если предприятие отвечает по крайней мере одному критерию, оно признается важным для отрасли нацэкономики. Один из таких критериев – получение предприятием финансовой государственной поддержки в виде грантов. Заявитель получил грант для развития собственного бизнеса и должен был создать новые рабочие места в соответствии с его условиями. В ситуации заявителя Совета бизнес-омбудсмена это был именно тот критерий, на который ссылалось предприятие, обращаясь в Минэкономики.

Совет пришел к выводу: если предприятие отвечает критерию, закрепленному в приказе №952, очевидно, и решение по нему должно принимать Минэкономики. Если бы предприятие подпадало под критерии, установленные отраслевым приказом Минкультуры, то оно должно было обращаться именно к нему.

В результате благодаря вмешательству Совета бизнес-омбудсмена предприятию удалось получить долгожданный статус критически важного от Минэкономики. Теперь предприятие может подать заявку на бронирование значимых работников. Мораль истории в том, что если вы уверены в своей позиции и она подкреплена нормативно – необходимо грамотно и аргументированно доносить ее до органа государственной или местной власти. Особенно в нередких случаях бюрократической волокиты.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд