Троица айтишников из Львова создали бренд дизайнерских носков Dodo Socks, ставший удачным примером маркетинга социального влияния. В течение 2022 года бренд сгенерировал почти 50 млн грн дохода, 20% которого перечислил в помощь ВСУ. Как участник списка Forbes Next 250 Dodo Socks построил бизнес на креативе и ситуативном маркетинге
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В сентябре 2022 года директор Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс на конференцию в Варшаве пришел в носках с надписью «Топчу русню». Фото подхватили СМИ и соцсети, а российские пропагандистские каналы назвали носки русофобскими. Огласка была только в пользу львовского бренда Dodo Socks, у которого продажи выросли, рассказал один из основателей Роман Шупер, 37. Dodo Socks создали пару носков «Топчу русню» для помощи 112 бригаде ТРО. Как именно они попали к функционеру НАТО, основатели точно не знают. За год русофобские носки обеспечили бригаде 769 000 грн.
«Dodo Socks – это не просто носки, а настоящий манифест», – считает маркетинг-директор MEGOGO Валерия Толочина. Смелость, незаурядность – факторы, обеспечивающие заметность среди потребителей, добавляет основательница креативного агентства Vandog Agency Ирина Метнева.
Носки с манифестом, ситуативный маркетинг и пожертвования на армию – составляющие успеха Dodo Socks. В 2022 году доход компании вырос в полтора раза – до 47,8 млн грн, из них 10,5 млн грн предприниматели передали на помощь ВСУ.
Манифест на продажу
В 2015 году львовяне Марта Турецкая, 38, и Андрей Плясун, 40, работали в IТ-компании DevCom. Работа в IТ была возможностью заработать деньги, чтобы открыть бизнес, рассказывала изданию MC.Today Турецкая. Как-то покупали носки для украинских воинов в АТО и познакомились с директором львовской фабрики. Рассматривая тысячи однообразных черных носков, у друзей появилась идея сшить несколько цветных пар. Директор фабрики согласился сделать по заказу 200 пар с рисунком велосипеда. Их в большинстве своем подарили друзьям и раздали коллегам, от которых получили положительные отзывы.
Это вдохновило Марту и Андрея начать собственное дело. К компании учредителей присоединился и муж Марты – Роман Шупер.
Предприниматели составили простой бизнес-план, провели анализ рынка, придумали логотип, несколько дизайнов носков и сделали сайт. «Dodo Socks продает не просто носки, а их дизайн», – говорит Марта Турецкая, которая в начале бизнеса занималась этим самостоятельно.
Сейчас в компании за это отвечают четыре дизайнера (всего в компании работает 37 сотрудников). Неординарные дизайны стали визитной карточкой Dodo Socks. «В коллекции Femme Dodo Socks элегантно поставили точку в общественной дискуссии об уместности употребления феминитивов, – вспоминает Валерия Толочина. – Какие еще могут быть вопросы, если даже на носках указаны – «поетка, юристка, художниця, агентка».
Разработка одного дизайна носков, от прорисовывания до массового производства, занимает от недели до 2-3 месяцев.
Zara на минималках
«Одно дело, когда ты делаешь дизайн, продвигаешь, продаешь. И другое дело, когда ты все это производишь. Это два мира, которые не пересекаются», – говорит соучредитель бренда Роман Шупер.
До февраля 2022-го носки Dodo Socks вязались на «Рубежанской чулочной мануфактуре» в Рубежном Луганской области. Предприниматели намеренно решили не развивать собственное производство, а работать на аутсорсе.
По такой бизнес-модели работает мировой лидер в сфере розничной торговли одеждой Inditex. Компания владеет брендами и сетью магазинов, а производством занимаются фабрики по всему миру.
Полномасштабная война внесла свои коррективы в отлаженную схему сотрудничества. В марте 2022 года россияне уничтожили фабрику в Рубежном, в результате чего сгорело 98 станков. Совладельцы «Рубежанской чулочной фабрики» Олег и Геннадий Мисюренко перенесли производство во Львов.
Сейчас обновленная фабрика имеет 30 станков и 44 сотрудника, из них 17 переехали из Рубежного во Львов. 70% заказов для релоцированной фабрики генерируют Dodo Socks. «Мы могли бы разместить заказы в Турции, однако это противоречило бы ценностям нашей компании. Для нас принципиально давать работу украинским производителям», – объясняет Шупер.
Кроме Dodo Socks, на рынке дизайнерских носков работают Sammy Icon из Киева и Griffon Socks из Харькова. Разрушение чулочной фабрики в Рубежном негативно повлияло и на эти компании. Харьковчане сейчас вяжут носки в Червонограде, Днепре и Тернополе, рассказывает соучредительница Мария Турчина. Война оказала большое влияние на продажи дизайнерских носков, поскольку это товар не первой необходимости, который обычно покупают на подарок, говорит она. Таргетированная реклама показала, что из 75 000 подписчиков в Instagram у Griffon Socks в Украине сейчас осталось всего 15 000.
Из-за войны падение в категории носков составило 20%, подтверждает Роман Шупер. Чтобы не потерять в продажах, Dodo Socks расширили ассортимент нижним бельем, купальниками, платками, шапками, которые обеспечивают половину выручки компании.
Короли коллабораций и ситуативного маркетинга
Оригинальность коллабораций Dodo Socks привлекает дополнительное внимание к бренду, отмечает Валерия Толочина. Она напоминает набор с изображениями ученых, созданный совместно с журналом «Куншт», и коллекцию с женщинами-художницами: Марией Примаченко, Соней Делоне и Фридой Кало. «Нешаблонные партнерства возвращают носки в категорию уместных подарков», – объясняет она.
Dodo Socks совершали в коллаборации с Виктором Ющенко и сетью ОККО. А после подрыва Керченского моста в октябре 2022-го компания выпустила тематические носки «Хто як не ти, спалить мости».
Последняя коллаборация – с военным аналитиком фонда «Вернись живым» Николаем Белесковым. «В дизайне мы использовали то, что у многих я ассоциируюсь с капибарой», – рассказывает Белесков. От продажи первой партии носков «Пара Капибара» в 1500 штук собрали 300 000 грн для фонда «Вернись живым».
Dodo Socks в присущей им юмористической манере создали удачный пример маркетинга социального влияния (Social Impact Marketing), рассказывает Ирина Метнева. «Бренд творчески переосмысливает события и знаковые явления, чтобы создать уникальный продукт и с его помощью реализовать благотворительные намерения», – говорит она.
«Благотворительность, составляющая Dodo Socks с начала их основания, сегодня вышла на совершенно новый уровень», – отмечает Толочина. Фразы, ставшие символами украинского сопротивления – «Паляниця», «Що по русні?», «100% бавовна» – конвертируются в донаты в поддержку ВСУ, добавляет она.
Во время войны Dodo Socks передает средства из специальной линейки продукции «Поддержи ВСУ» в основном на фонд «Вернись живым» (90%), остальные 10% – на меньшие фонды и конкретные бригады. За полтора года Dodo Socks передали «Вернись живым» 12,1 млн грн, которые потратили на квадрокоптеры, приборы ночного видения и другие вещи для военных.
У Dodo Socks есть два главных источника продаж. 75% компания продает через свой сайт, клиентов на который получает из соцсетей и рекламы. У бренда 82 000 подписчиков в Instagram, 47 000 в Facebook и 13 000 в Twitter. Остальные 25% продаж идут через три фирменных магазина в Киеве и Львове.
Среди важнейших задач предпринимателей – расширить продуктовую линейку текстиля и продолжать поддерживать ВСУ. «Наша главная цель сейчас – помогать всем, чем можем ВСУ, чтобы не проиграть войну. Это задача №1 каждого украинца. А там посмотрим», – говорит совладелец Dodo Socks Роман Шупер.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.