Категория
Свой бизнес
Дата

Girls power. Как Оксана Тимкив построила экосистему, которая делает из женщин предпринимательниц. История сети центров раннего развития «Мудрик»

6 хв читання

Оксана Тимків - засновниця центрів дитячого розвитку «Мудрик» /из личного архива

Оксана Тимкив – основательница центров детского развития «Мудрик» Фото из личного архива

Оксана Тимкив с нуля построила крупнейшую сеть центров детского развития «Мудрик». Основа бизнеса – сообщество женщин, которым оно помогает реализовать себя в качестве предпринимательниц. Мамы покупают у Тимкив франшизу и веру в собственные силы.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Встреча с Оксаной Тимкив перевернула мой мир и способствовала личному росту», – рассказывает Юлия Орап из Кременчуга. После декрета она не хотела возвращаться на работу на нефтеперерабатывающий завод, а открыла по франшизе центр раннего развития детей «Мудрик». Орап – одна из почти сотни женщин-предпринимательниц, развивающих детские центры по всей Украине.

Основательница франшизы, Оксана Тимкив, 37, сумела найти подход к женщинам. «Обычно мужчин, обращающихся по нашей франшизе, интересует пассивный доход, – говорит она. – Но в нашем бизнесе нужно быть вовлеченным и любить это дело». Ядро бизнеса Тимкив – сообщество женщин, стремящихся реализовать себя в бизнесе.

В некотором смысле Тимкив продает женщинам не франшизу, а лайфстайл, показывает путь к самореализации, рассказывает основатель шведско-украинского проекта DYB Игорь Гут, у которого Тимкив проходила обучение.

На июль 2023 года работает 80 «Мудриков» в 67 городах, в том числе два центра в Болгарии и один в Польше. Выручка компании в 2022 году, по словам Тимкив, 19,8 млн грн.

Как бывшая учительница прошла путь от одного детского центра в районном центре до крупнейшей сети страны, попавшей в список Forbes Next 250.

Бизнес-мама

Бизнес-идея пришла к учительнице английского языка Оксане Тимкив после рождения первого ребенка в 2011 году. Она заинтересовалась методиками раннего развития, перечитала в подлиннике литературу на эту тему. «В Калуше, где я жила, ничего подобного для детей не было, – вспоминает Тимкив. – Поэтому я могу создать центр детского развития сама».

Стартовые 1000 грн одолжила у брата, 500 грн из которых ушло на аренду комнаты на 10 кв. м. Там открыла курсы английского для детей и взрослых, а игрушки и учебные материалы взяла у своего ребенка, говорит предпринимательница. Первых клиентов привела, раздав в людных местах 1000 визиток.

Стартап Тимкив ненадолго притормозило рождение второго ребенка. Решила восстановить центр, когда получила помощь от государства по уходу за ребенком, вспоминает она. Арендовала большее помещение, купила мебель и назвала центр ABC Club. Достаточно быстро он вышел на максимум своих возможностей – ежемесячное обучение проходили 100 детей.

Вскоре Тимкив открыла второй центр в Калуше. «Только после этого я начала интересоваться, что такое бизнес», – вспоминает предпринимательница, которую поразила книга Джеймса Каана «Реальное Соглашение». Это автобиографическая история британского предпринимателя, расширившего свое хедхантинговое агентство с помощью франшизы до более чем 147 офисов в 30 странах. «Каан описывает, как начал с офиса в 6 кв. м и масштабировал бизнес самостоятельно, – говорит Тимкив. – Я решила, что тоже могу попытаться пройти такой путь».

Оксана Тимкив – основательница центров детского развития «Мудрик»

Оксана Тимкив – основательница центров детского развития «Мудрик»

Путь от идеи до продажи первой франшизы занял четыре года. Все это время я прописывала должностные инструкции, процессы, стандарты, обучающие программы, вспоминает Тимкив. После переезда в Ивано-Франковск предпринимательница открыла еще один ABC Club. Набив руку на небольшой сети из трех центров, предпринимательница поняла, как дальше стандартизировать и масштабировать бизнес.

Простой сайт с описанием франшизы и реклама в Google привели первого партнера. На первой же встрече с Тимкив Юлия Микитин из Стрыя дала €500 задатка за франшизу. «Я доверилась Оксане, потому что увидела, что она целеустремленная и знает, что делает», – вспоминает Микитин. В августе 2017 года в Стрые открылся первый центр раннего развития «Мудрик» по франшизе.

Следующих бизнес-партнеров пришлось привлекать уже более системно. Я ездила по семинарам, лично знакомилась с потенциальными партнерами и подробно рассказывала о возможностях продукта, вспоминает Тимкив. До 15 первых франшиз предпринимательница работала сама – отвечала на звонки, вела соцсети, ездила по всей Украине на встречи и читала семинары. «Франшиза стоила недорого, и я не могла решиться взять человека на работу», – рассказывает она. Напряженный ритм привел к выгоранию, что заставило взять персональную помощницу.

Чтобы привлечь больше партнеров в бизнес, Тимкив написала и выпустила книгу «Бизнес-мама. От домохозяйки до предпринимательницы». Она рассказывает свою историю, чтобы вдохновить женщин создавать бизнес. Весь 2019 год предпринимательница ездила с мастер-классами, вкладывалась в продвижение сайта и рассчитывала на гиперрост 2020-го. Пандемия коронавируса перечеркнула все планы. Первый запрос на франшизу в том году мы получили лишь через восемь месяцев, вспоминает Тимкив.

У затяжного карантина были и положительные последствия – партнеры научились строить бизнес онлайн. «Я перестала ко всем ездить, что дало большой толчок быстрому масштабированию, это гигантская экономия времени и денег», – делится Тимкив. Предпринимательница решилась строить команду – наняла менеджера по запуску, менеджера сопровождения, штатного методиста, маркетолога. Решение о делегировании Тимкив считает одним из судьбоносных. «Чтобы построить масштабную компанию, нужно отпускать даже несмотря на ошибки», – говорит она.

из личного архива

из личного архива

из личного архива

из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

На 2021 год Тимкив поставила план открывать ежемесячно минимум два новых франчайзинговых центра. План перевыполнили – к концу 2021 года было подписано 35 новых договоров. «Мудрики» продолжили открываться даже в год большой войны – многие государственные детские сады были закрыты.

«Мудрик» работает по модели неполного дня, когда дети находятся до четырех часов, без сна и питания. Для такого заведения не нужна государственная лицензия и нет необходимости оборудовать кухню. В центрах Тимкив детей учат английскому языку, быстрочтению, готовят к школе. Есть творческая студия, где занимаются рисованием, аппликацией, лепкой из глины. В программе «мини-садик» проводят упражнения на развитие речи, внимания, памяти. Абонемент на полдня стоит 3500–7000 грн за восемь занятий в зависимости от размера города.

Конкуренты «Мудриков» – тысячи частных детских садов и центров развития. Сети в большинстве своем небольшие – 3-5 центров, сфокусированных в одном городе, например, киевские «Страна детства», «Источник kids» и др. У нас самая большая национальная сеть центров раннего развития, говорит Тимкив.

Стоимость франшизы «Мудрик» – $8000, столько же нужно вложить в запуск. При относительно небольшой сумме инвестиций франчайзи могут получать $1000–3000 персонального дохода ежемесячно, говорит Тимкив. «Для такого небольшого города, как Стрый, это очень хороший результат», – рассказывает Микитин. Почти половина «Мудриков» работают не в областных центрах.

Girls power

За полтора года большой войны компания Тимкив подписала 30 новых франчайзинговых договоров. Основательница выделяет три типа франчайзи. Первый – молодые мамочки-учительницы, которые, как Тимкив в свое время, после рождения ребенка имеют много творческих идей и хотят реализоваться в бизнесе. Репетитор Ирина Козакова из Кривого Рога всегда мечтала открыть собственное дело и в декабре 2022 года открыла «Мудрик». «Для меня «Мудрик» – это саморазвитие, реализация как руководителя и финансовая удовлетворенность», – рассказывает она.

Вторая категория – бывшие наемные работницы, госслужащие, которые сделали карьеру до рождения ребенка, но после декрета не хотят возвращаться к наемному труду.

Третья – женщины из обеспеченных семей, имеющие возможность не работать, но желающие себя реализовать. Мужчины это желание поддерживают и дают деньги на запуск.

Всем партнерам компания «Мудрик» обеспечивает полное сопровождение на всех этапах. «В первые месяцы я звонила Тимкив по пять раз на день, и она всегда мне помогала», – вспоминает Юлия Орап из Кременчуга.

Дважды в год все франчайзи собираются на офлайн-конференциях. В этом году такая встреча проходит в формате йоги и бизнес-лагеря. В течение трех дней партнеры вместе учатся бизнесу и занимаются йогой. У франчайзи есть общий чат, где они могут общаться и задавать вопросы. «Очень ценно, что мы можем помогать друг другу», – говорит первая франчайзи Юлия Микитин. Благодаря сетевой поддержке партнеров можно пройти через любые вызовы, добавляет Орап.

из личного архива

из личного архива

В 2023 году Оксана Тимкив продала собственные центры и до конца года хочет довести количество франчайзинговых «Мудриков» до ста. Сама предпринимательница зарабатывает на паушальных взносах новых франчайзи и 4% ежемесячных роялти, уплачиваемых с дохода.

Что дальше? «Хочу выйти на рынок детских садов полного дня и начальных школ», – говорит Тимкив. Еще один запускаемый предпринимательницей проект – центры для проведения гастрономических мастер-классов «Студия кулинарных впечатлений». «Моя цель – продолжать создавать бизнесы, масштабировать их в сети и отдавать профессиональным менеджерам в управление», – говорит предпринимательница.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд