Оксана Тимкив с нуля построила крупнейшую сеть центров детского развития «Мудрик». Основа бизнеса – сообщество женщин, которым оно помогает реализовать себя в качестве предпринимательниц. Мамы покупают у Тимкив франшизу и веру в собственные силы.
«Встреча с Оксаной Тимкив перевернула мой мир и способствовала личному росту», – рассказывает Юлия Орап из Кременчуга. После декрета она не хотела возвращаться на работу на нефтеперерабатывающий завод, а открыла по франшизе центр раннего развития детей «Мудрик». Орап – одна из почти сотни женщин-предпринимательниц, развивающих детские центры по всей Украине.
Основательница франшизы, Оксана Тимкив, 37, сумела найти подход к женщинам. «Обычно мужчин, обращающихся по нашей франшизе, интересует пассивный доход, – говорит она. – Но в нашем бизнесе нужно быть вовлеченным и любить это дело». Ядро бизнеса Тимкив – сообщество женщин, стремящихся реализовать себя в бизнесе.
В некотором смысле Тимкив продает женщинам не франшизу, а лайфстайл, показывает путь к самореализации, рассказывает основатель шведско-украинского проекта DYB Игорь Гут, у которого Тимкив проходила обучение.
На июль 2023 года работает 80 «Мудриков» в 67 городах, в том числе два центра в Болгарии и один в Польше. Выручка компании в 2022 году, по словам Тимкив, 19,8 млн грн.
Как бывшая учительница прошла путь от одного детского центра в районном центре до крупнейшей сети страны, попавшей в список Forbes Next 250.
Бизнес-мама
Бизнес-идея пришла к учительнице английского языка Оксане Тимкив после рождения первого ребенка в 2011 году. Она заинтересовалась методиками раннего развития, перечитала в подлиннике литературу на эту тему. «В Калуше, где я жила, ничего подобного для детей не было, – вспоминает Тимкив. – Поэтому я могу создать центр детского развития сама».
Стартовые 1000 грн одолжила у брата, 500 грн из которых ушло на аренду комнаты на 10 кв. м. Там открыла курсы английского для детей и взрослых, а игрушки и учебные материалы взяла у своего ребенка, говорит предпринимательница. Первых клиентов привела, раздав в людных местах 1000 визиток.
Стартап Тимкив ненадолго притормозило рождение второго ребенка. Решила восстановить центр, когда получила помощь от государства по уходу за ребенком, вспоминает она. Арендовала большее помещение, купила мебель и назвала центр ABC Club. Достаточно быстро он вышел на максимум своих возможностей – ежемесячное обучение проходили 100 детей.
Вскоре Тимкив открыла второй центр в Калуше. «Только после этого я начала интересоваться, что такое бизнес», – вспоминает предпринимательница, которую поразила книга Джеймса Каана «Реальное Соглашение». Это автобиографическая история британского предпринимателя, расширившего свое хедхантинговое агентство с помощью франшизы до более чем 147 офисов в 30 странах. «Каан описывает, как начал с офиса в 6 кв. м и масштабировал бизнес самостоятельно, – говорит Тимкив. – Я решила, что тоже могу попытаться пройти такой путь».
Путь от идеи до продажи первой франшизы занял четыре года. Все это время я прописывала должностные инструкции, процессы, стандарты, обучающие программы, вспоминает Тимкив. После переезда в Ивано-Франковск предпринимательница открыла еще один ABC Club. Набив руку на небольшой сети из трех центров, предпринимательница поняла, как дальше стандартизировать и масштабировать бизнес.
Простой сайт с описанием франшизы и реклама в Google привели первого партнера. На первой же встрече с Тимкив Юлия Микитин из Стрыя дала €500 задатка за франшизу. «Я доверилась Оксане, потому что увидела, что она целеустремленная и знает, что делает», – вспоминает Микитин. В августе 2017 года в Стрые открылся первый центр раннего развития «Мудрик» по франшизе.
Следующих бизнес-партнеров пришлось привлекать уже более системно. Я ездила по семинарам, лично знакомилась с потенциальными партнерами и подробно рассказывала о возможностях продукта, вспоминает Тимкив. До 15 первых франшиз предпринимательница работала сама – отвечала на звонки, вела соцсети, ездила по всей Украине на встречи и читала семинары. «Франшиза стоила недорого, и я не могла решиться взять человека на работу», – рассказывает она. Напряженный ритм привел к выгоранию, что заставило взять персональную помощницу.
Чтобы привлечь больше партнеров в бизнес, Тимкив написала и выпустила книгу «Бизнес-мама. От домохозяйки до предпринимательницы». Она рассказывает свою историю, чтобы вдохновить женщин создавать бизнес. Весь 2019 год предпринимательница ездила с мастер-классами, вкладывалась в продвижение сайта и рассчитывала на гиперрост 2020-го. Пандемия коронавируса перечеркнула все планы. Первый запрос на франшизу в том году мы получили лишь через восемь месяцев, вспоминает Тимкив.
У затяжного карантина были и положительные последствия – партнеры научились строить бизнес онлайн. «Я перестала ко всем ездить, что дало большой толчок быстрому масштабированию, это гигантская экономия времени и денег», – делится Тимкив. Предпринимательница решилась строить команду – наняла менеджера по запуску, менеджера сопровождения, штатного методиста, маркетолога. Решение о делегировании Тимкив считает одним из судьбоносных. «Чтобы построить масштабную компанию, нужно отпускать даже несмотря на ошибки», – говорит она.
На 2021 год Тимкив поставила план открывать ежемесячно минимум два новых франчайзинговых центра. План перевыполнили – к концу 2021 года было подписано 35 новых договоров. «Мудрики» продолжили открываться даже в год большой войны – многие государственные детские сады были закрыты.
«Мудрик» работает по модели неполного дня, когда дети находятся до четырех часов, без сна и питания. Для такого заведения не нужна государственная лицензия и нет необходимости оборудовать кухню. В центрах Тимкив детей учат английскому языку, быстрочтению, готовят к школе. Есть творческая студия, где занимаются рисованием, аппликацией, лепкой из глины. В программе «мини-садик» проводят упражнения на развитие речи, внимания, памяти. Абонемент на полдня стоит 3500–7000 грн за восемь занятий в зависимости от размера города.
Конкуренты «Мудриков» – тысячи частных детских садов и центров развития. Сети в большинстве своем небольшие – 3-5 центров, сфокусированных в одном городе, например, киевские «Страна детства», «Источник kids» и др. У нас самая большая национальная сеть центров раннего развития, говорит Тимкив.
Стоимость франшизы «Мудрик» – $8000, столько же нужно вложить в запуск. При относительно небольшой сумме инвестиций франчайзи могут получать $1000–3000 персонального дохода ежемесячно, говорит Тимкив. «Для такого небольшого города, как Стрый, это очень хороший результат», – рассказывает Микитин. Почти половина «Мудриков» работают не в областных центрах.
Girls power
За полтора года большой войны компания Тимкив подписала 30 новых франчайзинговых договоров. Основательница выделяет три типа франчайзи. Первый – молодые мамочки-учительницы, которые, как Тимкив в свое время, после рождения ребенка имеют много творческих идей и хотят реализоваться в бизнесе. Репетитор Ирина Козакова из Кривого Рога всегда мечтала открыть собственное дело и в декабре 2022 года открыла «Мудрик». «Для меня «Мудрик» – это саморазвитие, реализация как руководителя и финансовая удовлетворенность», – рассказывает она.
Вторая категория – бывшие наемные работницы, госслужащие, которые сделали карьеру до рождения ребенка, но после декрета не хотят возвращаться к наемному труду.
Третья – женщины из обеспеченных семей, имеющие возможность не работать, но желающие себя реализовать. Мужчины это желание поддерживают и дают деньги на запуск.
Всем партнерам компания «Мудрик» обеспечивает полное сопровождение на всех этапах. «В первые месяцы я звонила Тимкив по пять раз на день, и она всегда мне помогала», – вспоминает Юлия Орап из Кременчуга.
Дважды в год все франчайзи собираются на офлайн-конференциях. В этом году такая встреча проходит в формате йоги и бизнес-лагеря. В течение трех дней партнеры вместе учатся бизнесу и занимаются йогой. У франчайзи есть общий чат, где они могут общаться и задавать вопросы. «Очень ценно, что мы можем помогать друг другу», – говорит первая франчайзи Юлия Микитин. Благодаря сетевой поддержке партнеров можно пройти через любые вызовы, добавляет Орап.
В 2023 году Оксана Тимкив продала собственные центры и до конца года хочет довести количество франчайзинговых «Мудриков» до ста. Сама предпринимательница зарабатывает на паушальных взносах новых франчайзи и 4% ежемесячных роялти, уплачиваемых с дохода.
Что дальше? «Хочу выйти на рынок детских садов полного дня и начальных школ», – говорит Тимкив. Еще один запускаемый предпринимательницей проект – центры для проведения гастрономических мастер-классов «Студия кулинарных впечатлений». «Моя цель – продолжать создавать бизнесы, масштабировать их в сети и отдавать профессиональным менеджерам в управление», – говорит предпринимательница.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.