CEO и соучредитель маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин – герой нового ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Он рассказал о финансовом состоянии компании в начале полномасштабного вторжения, изменении спроса у клиентов в течение 2022 года и развитии электронной коммерции в Украине. Главное из разговора Чечеткина и Федорина
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Мы установили абсолютный рекорд в нашей истории в гривне»
Самое главное отличие Rozetka сейчас и Rozetka 23 февраля 2022 это то, что в 2020 и 2021 годах мы немного забыли то, как мы вели бизнес, и начали очень быстро бежать вперед.
Есть два подхода строить бизнес, они достаточно разные – строить за свои и строить за чужие. Мы всю жизнь строили за свои и почти все, что было свободно, вложили в развитие, чтобы бежать вперед. Поэтому, когда началась война, мы были в худшей форме для этого.
В 2023 году у нас больше магазинов, чем было до полномасштабного вторжения, но мы намного осторожнее относимся к тому, как вкладывать или как тратить. С другой стороны, мы стали значительно меньше, почти в два раза сократилось количество людей, работающих в Rozetka.
Если говорить в деньгах, то по GMV в четвертом квартале 2022 года мы показали лучший результат своей истории. Но надо понимать, что это гривня и прибыльность этих операций сомнительна. Мы установили абсолютный рекорд в нашей истории в гривне. Но финансовый результат гораздо хуже, чем мне бы хотелось. Однако бизнес жив, и это дает мне надежду.
«Средний чек уменьшился, люди начали экономить»
Бизнес прошел все стадии, которые проходила страна. Когда российские войска стояли под Киевом, бизнес почти полностью остановился. Было много внутренних проблем, бои шли в 3 или 4 км от наших складов, и люди боялись выходить на работу. Но было определенное количество людей, выходивших прежде всего охранять, отгружать гуманитарные грузы.
Потом операции стали возобновляться. Я очень хорошо помню Бучу и Ирпень, когда в первых числах апреля люди начали покупать унитазы, краны, двери, чтобы восстановить жизнь. Это как косвенное подтверждение того, что украли россияне. Наибольшим спросом – и в количестве, и в деньгах – пользовались товары для уборки, швабры, бытовая химия. В мае мы увидели, что люди почти не покупали электронику, но начали покупать какую-то одежду и пытаться наладить свою жизнь.
Когда начались обстрелы и россияне стали уничтожать наши топливные мощности, это был пик канистр. Одна канистра равнялась одному телевизору. Я шучу, но ощущался очень высокий спрос. Затем пришла осень с обстрелами энергетической инфраструктуры, и понятно, что пауэрбанки, зарядные станции и генераторы затмили все.
По результатам года могу сказать, что наиболее пострадавшими категориями являются товары для детей и крупная бытовая техника. Наиболее популярными товарами были товары для бесперебойного питания, генераторы, пауэрбанки и прочее. В целом средний чек у нас уменьшился, люди начали экономить.
«Две силы Rozetka: бренд и команда»
В бизнесе основная сила – наш бренд, строившийся годами. С самого начала, когда мы строились, делали первые шаги, мы продавали гаджеты. К нам приходили люди в возрасте 11–13 лет, чтобы потрогать их, сравнить, позадавать вопросы. Они звонили, писали, заказывали, отказывались, это сильно раздражало нас. Но я всем объяснял, что это наши будущие покупатели, и если мы хотим быть успешными, мы не можем их не уважать и не обслуживать. Я говорил, что эти люди через пять или десять лет станут лучшими клиентами.
С тех пор прошло 18 лет, и эти люди – лучшие покупатели, самые богатые и успешные из тех, кто есть в нашей стране. Мы стоим, работаем для них, любим их, а они нас. Этот пример для меня показателен, потому что он во времени может показать, как строятся бренды или как строился наш бренд и почему мы там, где мы сейчас.
Вторая основная сила – команда. Это тоже не про меня, но и про меня одновременно. То, что произошло с началом полномасштабного вторжения, этот шок, это все удалось удержать и превратить в движение вперед только благодаря команде. Меня не было в Украине в первые дни, и если бы не было остальных, то мы бы с вами сейчас не общались.
Это тоже длительный процесс, его нельзя осуществить за месяц до войны, тем более за месяц войны, но мы его строили. Люди развивались с нашей компанией, и они чувствовали персональную ответственность за происходящее и за то, что мы должны удержать бизнес.
«Проще взять человека и сделать из него специалиста, чем взять специалиста и сделать из него человека»
Мы все понимаем, что бизнес надолго, и то, что происходит сегодня, будет иметь последствия завтра, это нам помогает. Когда решение за пределами обыденности, любовь и забота к нашему клиенту помогают нам принимать те или иные решения. Честность – третье дело, которое помогает нам двигаться дальше. На честности мы строили свой бизнес до этого и продолжаем строить дальше. У нас не написаны эти ценности на стенах, мы живем с этим.
Наша команда обновляется, мы постоянно добавляем людей. Некоторые уходят, некоторые – меняют свои позиции. Сейчас команда топ-менеджеров – это люди, которые работают два, три и больше лет. Мне проще и людям проще расти с компанией, чем прийти извне.
Но надо понимать, что рост бизнеса и новые подходы зачастую требуют новых людей и новых знаний, которых у компании нет. Если говорить о людях, то мы пропагандируем, что гораздо проще взять человека и сделать из него специалиста, чем взять специалиста и сделать из него человека.
«Крупные зарубежные игроки не придут, а крупные украинские игроки будут вкладывать деньги дальше»
Я считаю, что электронная коммерция будет расти. Это отрасль, где нужно меньше товаров иметь на остатках, нужно меньше магазинов и в целом модель более эффективная. Будет развиваться cross-border-торговля, потому что каждый раз с этими потрясениями, которые происходили в стране, с инфляцией, нестабильностью и неуверенностью в будущем всегда сокращается ассортимент и доступность товаров. Это можно решать, покупатели будут решать это посредством cross-border-торговли.
Ясно, что рынок не стоит на месте. Люди, потерявшие работу, пострадавшие от военных действий, потерявшие бизнес, должны быть активнее, голоднее, агрессивнее в том, чтобы отвоевывать себе частицу рынка. Поэтому я уверен, что конкуренция будет здесь расти. Крупные зарубежные игроки не придут, крупные украинские игроки уже вкладывают и будут вкладывать дальше эти деньги.
С одной стороны, конкуренция, с другой – развитие рынка. Чем больше бизнесов вкладывают в вашу отрасль, тем быстрее отрасль двигается вперед. Также опыт наших граждан, которые были или остаются за границей, тоже будет двигать электронную коммерцию в Украине вперед.
Самая большая угроза для Rozetka внутри, поскольку нужно бороться самим с собой, преодолевать психологические и физиологические последствия войны. Развивать бизнес и смотреть вперед довольно сложно для меня в это время.
Если говорить о внешних факторах, то понятно, что все крупные игроки смотрят на этот рынок, пытаются здесь что-то делать. Назовите любой из существующих крупных офлайн-бизнесов, торговых бизнесов, все они хотят быть на моем месте и все они хотят меня если не съесть, то опередить.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.