Куди зникла доставка Justin /из личного архива
Категория
Компании
Дата

Владельцы «Сільпо» хотели создать очередного конкурента «Новой почте», но не смогли. Почему больше не работает доставка Justin

3 хв читання

Justin Фото из личного архива

Fozzy Group почти пять лет строила логистическую компанию Justin, но война похоронила ее буквально за месяц. Почему создать конкурента «Новой почте» оказалось не так легко даже с большой сетью магазинов

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Крупнейший украинский необанк monobank достиг своей популярности, в том числе благодаря сотрудничеству с сервисом доставки посылок Justin, который принадлежит Fozzy Group Владимиру Костельману и партнерам. Чтобы получить карту, украинцам больше не нужно было стоять в очередях в отделениях банков. Передал онлайн информацию в приложении monobank – и отправляйся в отделение Justin, где карточку получали за одну-две минуты. Justin выдал 970 000 карт mono, что составляет 21% от всех физически выданных карт, рассказали Forbes в monobank. Необанк успешно развивается до сих пор, а где девался Justin с его примерно 500 отделениями?

Сервис доставки посылок Justin прекратил работу весной 2022 года, рассказал Forbes бывший управляющий партнер компании «Джаст ин» Юрий Авдыш. «Из-за полномасштабного вторжения мы были вынуждены оптимизировать многочисленные процессы в бизнесе и переосмыслить работу Justin», – отметили в пресс-службе Fozzy Group.

Что означает оптимизация? Компания только выдает посылки, которые клиенты должны были получить до закрытия отделений. Их можно получить в супермаркетах «Сильпо», или Justin перенаправит их через других почтовых операторов. Также Justin помогает обрабатывать гуманитарные грузы на трех распределительных центрах в Киеве, Днепре и Львове.

Justin выдавал посылки примерно через 500 отделений. По данным YouControl, 51% компании принадлежит совладельцу Fozzy Group Владимиру Костмельману. Юрий Авдыш отметил, что он являлся миноритарным владельцем. В 2020 году выручка компании составила более 133,5 млн грн.

Justin: новый игрок на конкурентном рынке

Justin выходил на рынок в 2017 году. К тому времени уже шла острая конкуренция между лидером рынка «Новой почтой», «Укрпочтой» и «Мист Экспресс». Новый игрок должен выйти с сильным конкурентным преимуществом, чтобы удержаться и захватить часть клиентов.

Fozzy Group начала размещать отделения в своих супермаркетах. Justin решил занять нишу «Забирать посылки по дороге домой». В чем ее плюс? Вечером клиент заходил в супермаркет за продуктами и одновременно мог забрать посылку, которую ранее заказал в интернет-магазине.

Чтобы найти клиентов, Justin начал активно сотрудничать с интернет-магазинами. К примеру, компания начала открывать кобрендинговые отделения с интернет-магазинами, например, с Rozetka, Lamoda.

Justin пытался привлечь новых клиентов быстрой доставкой. К примеру, из интернет-магазина Parfums заказы в некоторые отделения приезжали четыре раза в день. По стандартам компании, они могли это делать на следующий день.

Тарифы на маленькие посылки «Укрпочты», Justin, Meest, «Новой почты» (зима 2021/2022 годов)

Тарифы на маленькие посылки «Укрпочты», Justin, Meest, «Новой почты». Тарифы были актуальны зимой 2021/2022 годов.

Компания держала тарифы чуть ниже тарифов «Новой почты». К примеру, зимой 2021/2022 годов стоимость отправки посылки 0,5 кг у Justin составляла 33 грн. Дешевле было только в «Укрпочты» (30 грн). Meest просил за это 35 грн, а «Новая почта» – 45 грн.

В конце концов, ежемесячные объемы пересылки отправлений начали достигать 1 млн упаковок, говорит Юрий Авдыш.

Почему Justin не справился с конкуренцией

Почему тогда Fozzy Group закрыла отделение Justin? Вероятно, основная причина – недовольство результатами работы компании на фоне острой конкуренции, считает управляющий партнер консалтинговой компании 3e Consultants Олег Каленский. В первую очередь – с «Новой почтой».

Оказалось, что украинцам все равно было ближе и удобнее забирать посылки из «Новой почты». Сеть торговых точек Fozzy Group (585) была примерно в 35 раз меньше, чем сеть отделений и почтоматов «Новой почты» (на 28 июля 20361 отделение и почтомат).

Только в 2021 году «Новая почта» установила около 9000 почтоматов. Они появляются даже в подъездах. Это убийственная стратегия, считает Олег Каленский. «Этот оператор все дальше и дальше отрывается от других игроков», – считает он.

Доля НП на рынке доставки – 65%, «Укрпочты» – 25%, компании Meest – менее 3%, оценивал результаты 2021 года экс-руководитель Meest Group Марцин Куксинович. По данным бывшего директора Justin Оксаны Ферчук, доля «Новой почты» еще больше – 70–75% против 15–20% «Укрпочты», 5–10% – Justin, 1–3% – Meest.

К тому же, Justin не удалось получить всех желаемых локаций в сети «Сільпо». А цены на аренду в существующих местах были высокими, рассказал на условиях анонимности один из топов с логистического рынка, которому известно о ситуации вокруг Justin. В конце концов, из примерно 540 отделений только около 220 находились в торговых точках Fozzy Group. Также не удалось объединить логистику «Сільпо» и Justin.

Третья причина – Justin не смог привлекать персонал супермаркетов для работы в отделениях, поэтому компания набирала новых сотрудников, рассказывает собеседник.

А после 24 февраля украинцы вообще почти перестали покупать вещи онлайн. Так что провалилась базовая гипотеза бизнес-модели Justin о том, что потребителям будет удобно забирать посылки после шопинга в супермаркете, предполагает Олег Каленский. Например, у лидера рынка Rozetka за первые 20 дней марта выручка составила 23 млн грн, хотя еще в декабре она была 4 млрд грн.

В настоящее время объем рынка составляет примерно 50–60% прошлогодних показателей, оценивает Юрий Авдыш.

В Fozzy Group еще не решили, что делать с почти закрытым активом. Чтобы конкурировать с «Новой почтой», нужно «заряжаться» на длительную борьбу в течение 10–15 лет и вкладывать в свое промо столько же, сколько и она, – по меньшей мере 100 млн грн ежегодно, считает Олег Каленский из 3e Consultants.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд