Fozzy Group почти пять лет строила логистическую компанию Justin, но война похоронила ее буквально за месяц. Почему создать конкурента «Новой почте» оказалось не так легко даже с большой сетью магазинов
Крупнейший украинский необанк monobank достиг своей популярности, в том числе благодаря сотрудничеству с сервисом доставки посылок Justin, который принадлежит Fozzy Group Владимиру Костельману и партнерам. Чтобы получить карту, украинцам больше не нужно было стоять в очередях в отделениях банков. Передал онлайн информацию в приложении monobank – и отправляйся в отделение Justin, где карточку получали за одну-две минуты. Justin выдал 970 000 карт mono, что составляет 21% от всех физически выданных карт, рассказали Forbes в monobank. Необанк успешно развивается до сих пор, а где девался Justin с его примерно 500 отделениями?
Сервис доставки посылок Justin прекратил работу весной 2022 года, рассказал Forbes бывший управляющий партнер компании «Джаст ин» Юрий Авдыш. «Из-за полномасштабного вторжения мы были вынуждены оптимизировать многочисленные процессы в бизнесе и переосмыслить работу Justin», – отметили в пресс-службе Fozzy Group.
Что означает оптимизация? Компания только выдает посылки, которые клиенты должны были получить до закрытия отделений. Их можно получить в супермаркетах «Сильпо», или Justin перенаправит их через других почтовых операторов. Также Justin помогает обрабатывать гуманитарные грузы на трех распределительных центрах в Киеве, Днепре и Львове.
Justin выдавал посылки примерно через 500 отделений. По данным YouControl, 51% компании принадлежит совладельцу Fozzy Group Владимиру Костмельману. Юрий Авдыш отметил, что он являлся миноритарным владельцем. В 2020 году выручка компании составила более 133,5 млн грн.
Justin: новый игрок на конкурентном рынке
Justin выходил на рынок в 2017 году. К тому времени уже шла острая конкуренция между лидером рынка «Новой почтой», «Укрпочтой» и «Мист Экспресс». Новый игрок должен выйти с сильным конкурентным преимуществом, чтобы удержаться и захватить часть клиентов.
Fozzy Group начала размещать отделения в своих супермаркетах. Justin решил занять нишу «Забирать посылки по дороге домой». В чем ее плюс? Вечером клиент заходил в супермаркет за продуктами и одновременно мог забрать посылку, которую ранее заказал в интернет-магазине.
Чтобы найти клиентов, Justin начал активно сотрудничать с интернет-магазинами. К примеру, компания начала открывать кобрендинговые отделения с интернет-магазинами, например, с Rozetka, Lamoda.
Justin пытался привлечь новых клиентов быстрой доставкой. К примеру, из интернет-магазина Parfums заказы в некоторые отделения приезжали четыре раза в день. По стандартам компании, они могли это делать на следующий день.
Компания держала тарифы чуть ниже тарифов «Новой почты». К примеру, зимой 2021/2022 годов стоимость отправки посылки 0,5 кг у Justin составляла 33 грн. Дешевле было только в «Укрпочты» (30 грн). Meest просил за это 35 грн, а «Новая почта» – 45 грн.
В конце концов, ежемесячные объемы пересылки отправлений начали достигать 1 млн упаковок, говорит Юрий Авдыш.
Почему Justin не справился с конкуренцией
Почему тогда Fozzy Group закрыла отделение Justin? Вероятно, основная причина – недовольство результатами работы компании на фоне острой конкуренции, считает управляющий партнер консалтинговой компании 3e Consultants Олег Каленский. В первую очередь – с «Новой почтой».
Оказалось, что украинцам все равно было ближе и удобнее забирать посылки из «Новой почты». Сеть торговых точек Fozzy Group (585) была примерно в 35 раз меньше, чем сеть отделений и почтоматов «Новой почты» (на 28 июля 20361 отделение и почтомат).
Только в 2021 году «Новая почта» установила около 9000 почтоматов. Они появляются даже в подъездах. Это убийственная стратегия, считает Олег Каленский. «Этот оператор все дальше и дальше отрывается от других игроков», – считает он.
Доля НП на рынке доставки – 65%, «Укрпочты» – 25%, компании Meest – менее 3%, оценивал результаты 2021 года экс-руководитель Meest Group Марцин Куксинович. По данным бывшего директора Justin Оксаны Ферчук, доля «Новой почты» еще больше – 70–75% против 15–20% «Укрпочты», 5–10% – Justin, 1–3% – Meest.
К тому же, Justin не удалось получить всех желаемых локаций в сети «Сільпо». А цены на аренду в существующих местах были высокими, рассказал на условиях анонимности один из топов с логистического рынка, которому известно о ситуации вокруг Justin. В конце концов, из примерно 540 отделений только около 220 находились в торговых точках Fozzy Group. Также не удалось объединить логистику «Сільпо» и Justin.
Третья причина – Justin не смог привлекать персонал супермаркетов для работы в отделениях, поэтому компания набирала новых сотрудников, рассказывает собеседник.
А после 24 февраля украинцы вообще почти перестали покупать вещи онлайн. Так что провалилась базовая гипотеза бизнес-модели Justin о том, что потребителям будет удобно забирать посылки после шопинга в супермаркете, предполагает Олег Каленский. Например, у лидера рынка Rozetka за первые 20 дней марта выручка составила 23 млн грн, хотя еще в декабре она была 4 млрд грн.
В настоящее время объем рынка составляет примерно 50–60% прошлогодних показателей, оценивает Юрий Авдыш.
В Fozzy Group еще не решили, что делать с почти закрытым активом. Чтобы конкурировать с «Новой почтой», нужно «заряжаться» на длительную борьбу в течение 10–15 лет и вкладывать в свое промо столько же, сколько и она, – по меньшей мере 100 млн грн ежегодно, считает Олег Каленский из 3e Consultants.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.