«Нова пошта» відкрила відділення у Варшаві та Кракові
Категория
Компании
Дата

«Новая почта» пошла в Польшу. Как она собирается захватывать переполненный мощными игроками рынок

4 хв читання

Фото: ЧП

Лидер украинского рынка доставки готовит экспансию в Восточную Европу. Начал с соседней Польши. Что «Новая почта» противопоставит глобальным игрокам?

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

До конца года «Новая почта» планирует открыть отделения во всех крупных городах Польши, рассказал Forbes директор ЧП в Польше Дмитрий Вергун. Первое отделение ЧП появилось в Варшаве в начале сентября, второе – 19 октября в Кракове. Между открытием точек в этих двух городах компания успела еще и снизить цены на доставку в Польшу в 2,5 раза.

«Две-три недели – и мы откроем до 10 отделений в Польше», – написал в Facebook совладелец ЧП Владимир Поперешнюк. В комментариях к своему посту он рассказал, что в скором времени откроют отделения в Познани и Вроцлаве, а в Катовице и Гданьске откроются во «вторую очередь».

Выход на польский рынок – первый этап глобальной экспансии, которую задумали владельцы «Новой почты» Вячеслав Климов, 47, и Владимир Поперешнюк, 47. До полномасштабного вторжения компания фокусировалась на развитии в Украине, где получила доминирующее положение.

Отделение «Новой почты» в Кракове /Facebook Вячеслав Поперешнюк

Отделение «Новой почты» в Кракове. Фото: Facebook Владимир Поперешнюк Фото Facebook Вячеслав Поперешнюк

Отделение «Новой почты» в Кракове

Отделение «Новой почты» в Кракове. Фото: Facebook Владимир Поперешнюк

Отделение «Новой почты» в Кракове

Отделение «Новой почты» в Кракове. Фото: Facebook Владимир Поперешнюк

Предыдущий слайд
Следующий слайд

В 2021 году украинцы отправили через «Новую почту» 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную «Укрпочту». Компания занимает 65% рынка посылок, «Укрпочта» – до 25%, Meest – до 3%, говорит экс-гендиректор Meest Group Марцин Куксинович.

Выручка НП за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с 2020-м. НП его завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн. Доход основного конкурента – «Укрпочты» – 9,2 млрд грн.

«Мы сильно задержались, – говорит Климов. – Глобальное развитие было в нашей стратегии, но войну мы встретили, имея только НП Молдова и НП Global, которая обслуживала доставки из США, Европы и Китая в Украину. Этого явно мало».

За восемь лет работы в Молдове «Новая почта» открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Также там она предоставляет курьерские услуги. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы усвоили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов. В фокусе – страны Восточной Европы, где большая концентрация украинских беженцев.

Первый шаг сделали в Польше, приютившей около 2 млн беженцев из Украины. «Еще около одного миллиона там было до войны, все они нас знают и ждут», – говорит Климов. НП рассчитывает на минимум 30 млн посылок в год, которые будут посылать украинцы. «Сначала что-нибудь будут отправлять в Украину, потом между собой», – говорит Климов.

По словам Поперешнюка, в начале 2023 года НП должна появиться в Чехии, также есть планы на Литву и Швецию. «Постепенно будем открывать отделения по всей Европе», – написали с официального Facebook-аккаунта компании.

«Новая почта» планирует открывать отделения по всей Европе

Как «Новой почте» завоевать рынок Польши

«Начать с украинцев, хорошо знающих этот бренд, правильная тактика», – считает экс-гендиректор Meest Group Куксинович. «Это золотое время выхода на новый рынок», – говорит управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский.

На одного украинца, по данным НП, приходится около 10 посылок в год, поляк отправляет 22–24 посылки. Куксинович оценивает польский рынок примерно в 1 млрд отправлений в год, то есть почти в 2,5 раза больше украинского. Емкость польского рынка оценивается в €1–3 млрд.

Польский рынок поделили между собой три мощных игрока: лидер InPost, сделавший ставку на почтоматы и захвативший 45% рынка, Poczta Polska с разветвленной сетью отделений и DPD, говорит Куксинович. Также есть мировые игроки, такие как DHL, UPS и FedEx. Чтобы с ними конкурировать на новом рынке, требуются новые сервисы и ноу-хау. «Предложить что-то новое будет крайне тяжело», – считает Куксинович.

Бизнес-модель местных игроков существенно отличается. В Польше, по словам Куксиновича, немногие игроки предпочитают развитие собственных отделений. Логистические компании либо устанавливают почтоматы, либо работают через посредников, например, через сети магазинов, которые выдают посылки.

Чтобы конкурировать в Польше, новичку нужны современные сервисы и ноу-хау. «У НП все есть: классное мобильное приложение, скорость, качество сервиса», – считает основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка. «Новая почта» запускает новое приложение, которое будет работать по всему миру, рассказал в комментариях под своим постом в Facebook Поперешнюк.

Олег Каленский сомневается, что основное логистическое решение компании – доставка «от отделения к отделению» – будет столь популярно в ЕС, как в Украине. Чтобы закрепиться на польском рынке, он рекомендует поставить в приоритет развитие сети почтоматов – самый распространенный способ доставки посылок в Польше.

По оценке Каленского, в открытие одного отделения в Польше нужно инвестировать €30 000–50 000.

Какой входной билет в инвестициях? «Пока не понимаем, – говорит Климов. – На классическую экспансию нужно много денег, будем проводить разведку боем».

«В отделениях украинцы смогут не только отправить посылку домой, но и получить консультацию по разрешенным для перевозки отправлениям, получить посылки из Украины», – говорит Вергун.

Сдерживать развитие будет отсутствие узнаваемого бренда. «В Польше его придется строить с нуля, – говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYВ Игорь Гут. – Ориентироваться сначала на украинцев – разумная стратегия».

У украинских мигрантов в Украине остались родственники, в том числе военнослужащие, с которыми они обмениваются грузами, деньгами. «Из Польши в Украину отправляют много гуманитарной помощи», – говорит Каленский. Начав с трансграничной логистики, «Новая почта» может расширить спектр услуг. К примеру, предложить украинцам в Европе свои финансовые сервисы (денежные переводы).

Инвестируя в инфраструктуру, НП понадобится 7–10 лет, чтобы приблизиться к лидерам европейского рынка адресной доставки, считает Каленский.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд