Лидер украинского рынка доставки готовит экспансию в Восточную Европу. Начал с соседней Польши. Что «Новая почта» противопоставит глобальным игрокам?
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
До конца года «Новая почта» планирует открыть отделения во всех крупных городах Польши, рассказал Forbes директор ЧП в Польше Дмитрий Вергун. Первое отделение ЧП появилось в Варшаве в начале сентября, второе – 19 октября в Кракове. Между открытием точек в этих двух городах компания успела еще и снизить цены на доставку в Польшу в 2,5 раза.
«Две-три недели – и мы откроем до 10 отделений в Польше», – написал в Facebook совладелец ЧП Владимир Поперешнюк. В комментариях к своему посту он рассказал, что в скором времени откроют отделения в Познани и Вроцлаве, а в Катовице и Гданьске откроются во «вторую очередь».
Выход на польский рынок – первый этап глобальной экспансии, которую задумали владельцы «Новой почты» Вячеслав Климов, 47, и Владимир Поперешнюк, 47. До полномасштабного вторжения компания фокусировалась на развитии в Украине, где получила доминирующее положение.
В 2021 году украинцы отправили через «Новую почту» 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную «Укрпочту». Компания занимает 65% рынка посылок, «Укрпочта» – до 25%, Meest – до 3%, говорит экс-гендиректор Meest Group Марцин Куксинович.
Выручка НП за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с 2020-м. НП его завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн. Доход основного конкурента – «Укрпочты» – 9,2 млрд грн.
«Мы сильно задержались, – говорит Климов. – Глобальное развитие было в нашей стратегии, но войну мы встретили, имея только НП Молдова и НП Global, которая обслуживала доставки из США, Европы и Китая в Украину. Этого явно мало».
За восемь лет работы в Молдове «Новая почта» открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Также там она предоставляет курьерские услуги. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы усвоили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов. В фокусе – страны Восточной Европы, где большая концентрация украинских беженцев.
Первый шаг сделали в Польше, приютившей около 2 млн беженцев из Украины. «Еще около одного миллиона там было до войны, все они нас знают и ждут», – говорит Климов. НП рассчитывает на минимум 30 млн посылок в год, которые будут посылать украинцы. «Сначала что-нибудь будут отправлять в Украину, потом между собой», – говорит Климов.
По словам Поперешнюка, в начале 2023 года НП должна появиться в Чехии, также есть планы на Литву и Швецию. «Постепенно будем открывать отделения по всей Европе», – написали с официального Facebook-аккаунта компании.
Как «Новой почте» завоевать рынок Польши
«Начать с украинцев, хорошо знающих этот бренд, правильная тактика», – считает экс-гендиректор Meest Group Куксинович. «Это золотое время выхода на новый рынок», – говорит управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский.
На одного украинца, по данным НП, приходится около 10 посылок в год, поляк отправляет 22–24 посылки. Куксинович оценивает польский рынок примерно в 1 млрд отправлений в год, то есть почти в 2,5 раза больше украинского. Емкость польского рынка оценивается в €1–3 млрд.
Польский рынок поделили между собой три мощных игрока: лидер InPost, сделавший ставку на почтоматы и захвативший 45% рынка, Poczta Polska с разветвленной сетью отделений и DPD, говорит Куксинович. Также есть мировые игроки, такие как DHL, UPS и FedEx. Чтобы с ними конкурировать на новом рынке, требуются новые сервисы и ноу-хау. «Предложить что-то новое будет крайне тяжело», – считает Куксинович.
Бизнес-модель местных игроков существенно отличается. В Польше, по словам Куксиновича, немногие игроки предпочитают развитие собственных отделений. Логистические компании либо устанавливают почтоматы, либо работают через посредников, например, через сети магазинов, которые выдают посылки.
Чтобы конкурировать в Польше, новичку нужны современные сервисы и ноу-хау. «У НП все есть: классное мобильное приложение, скорость, качество сервиса», – считает основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка. «Новая почта» запускает новое приложение, которое будет работать по всему миру, рассказал в комментариях под своим постом в Facebook Поперешнюк.
Олег Каленский сомневается, что основное логистическое решение компании – доставка «от отделения к отделению» – будет столь популярно в ЕС, как в Украине. Чтобы закрепиться на польском рынке, он рекомендует поставить в приоритет развитие сети почтоматов – самый распространенный способ доставки посылок в Польше.
По оценке Каленского, в открытие одного отделения в Польше нужно инвестировать €30 000–50 000.
Какой входной билет в инвестициях? «Пока не понимаем, – говорит Климов. – На классическую экспансию нужно много денег, будем проводить разведку боем».
«В отделениях украинцы смогут не только отправить посылку домой, но и получить консультацию по разрешенным для перевозки отправлениям, получить посылки из Украины», – говорит Вергун.
Сдерживать развитие будет отсутствие узнаваемого бренда. «В Польше его придется строить с нуля, – говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYВ Игорь Гут. – Ориентироваться сначала на украинцев – разумная стратегия».
У украинских мигрантов в Украине остались родственники, в том числе военнослужащие, с которыми они обмениваются грузами, деньгами. «Из Польши в Украину отправляют много гуманитарной помощи», – говорит Каленский. Начав с трансграничной логистики, «Новая почта» может расширить спектр услуг. К примеру, предложить украинцам в Европе свои финансовые сервисы (денежные переводы).
Инвестируя в инфраструктуру, НП понадобится 7–10 лет, чтобы приблизиться к лидерам европейского рынка адресной доставки, считает Каленский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.