«Новая почта» идет в Польшу. Как она собирается захватывать переполненный мощными игроками рынок
Категория
Компании
Дата

«Новая почта» идет в Польшу. Как она собирается захватывать переполненный мощными игроками рынок

Фото: ЧП

Лидер украинского рынка доставки готовит экспансию в Восточную Европу. Что «Новая почта» противопоставит глобальным игрокам?

До конца года «Новая почта» планирует открыть отделения во всех крупных городах Польши, рассказал Forbes директор «Новой почты» в Польше Дмитрий Вергун. Первое отделение появится в Варшаве уже в сентябре.

Выход на польский рынок – первый этап глобальной экспансии, которую задумали владельцы «Новой почты» Вячеслав Климов, 47, и Владимир Поперешнюк, 47. До полномасштабного вторжения компания фокусировалась на развитии в Украине, где приобрела доминирующее положение.

В 2021 году украинцы отправили через «Новую почту» 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную Укрпочту. Компания занимает 65% рынка посылок, Укрпочта – до 25%, Meest – до 3%, говорит экс-гендиректор Meest Group Марцин Куксинович.

Выручка НП за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с 2020 годом. НП его завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн. Доход основного конкурента – Укрпочты – 9,2 млрд грн.

«Мы сильно задержались», – комментирует Климов планы развития на международном рынке. «Глобальное развитие было в нашей стратегии, но войну мы встретили, имея только НП Молдова и НП Global, которая обслуживала доставки из США, Европы и Китая в Украину. Этого явно мало», – говорит Климов.

За восемь лет работы в Молдове «Новая почта» открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Также там она предоставляет курьерские услуги. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы выучили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов. В фокусе – страны Восточной Европы, где большая концентрация украинских беженцев.

Первый шаг будет сделан в Польше, приютившей около 2 млн беженцев из Украины. «Еще около одного миллиона там было до войны, все они нас знают и ждут», – говорит Климов. НП рассчитывает на минимум 30 млн посылок в год, которые будут посылать украинцы. «Сначала что-нибудь будут отправлять в Украину, потом между собой», – говорит Климов.

Если бы я открывал бизнес «Новой почты» в Польше, то начал бы так же с украинцев, поскольку им известен этот бренд, – говорит экс-гендиректор Meest Group Куксинович. «Это золотое время выхода на новый рынок», – говорит управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский.

На одного украинца, по данным НП, приходится около 10 посылок в год, в Польше этот показатель вдвое больше: примерно 1 млрд отправлений в год, то есть почти в два с половиной раза больше украинского, говорит Марцин Куксинович. Емкость польского рынка оценивается в €1–3 млрд.

Польский рынок поделили между собой три мощных игрока – лидер InPost, сделавший ставку на почтоматы и захвативший 45% рынка, Poczta Polska с разветвленной сетью отделений и DPD, – говорит Куксинович. Также есть мировые игроки, такие как DHL, UPS и FedEx. Чтобы с ними конкурировать на новом рынке, требуются новые сервисы и ноу-хау. «Предложить что-то новое будет крайне сложно», – говорит Куксинович.

Бизнес-модель местных игроков существенно отличается. В Польше, по словам Куксиновича, нет собственных отделений, логистические компании либо устанавливают почтоматы, либо работают через посредников, например, через сети магазинов, которые выдают посылки.

Олег Каленский сомневается, что основное логистическое решение компании – доставка «от отделения к отделению» – будет таким же популярным в ЕС, как и в Украине. Чтобы закрепиться на польском рынке, он рекомендует поставить в приоритет развитие сети почтоматов, это самый популярный способ доставки посылок в Польше.

По оценке Каленского, в открытие одного отделения в Польше нужно инвестировать около €30 000–50 000.

Каков входной билет в инвестициях? «Пока не понимаем, – говорит Климов. – На классическую экспансию надо много денег, будем проводить разведку боем».

«В отделениях украинцы смогут не только отправить посылку в Украину, но и проконсультироваться по разрешенным для перевозки отправлениям, получить посылки из Украины», – говорит Вергун.

С чего начинать? С пересылки посылок между Украиной и Польшей. У украинских мигрантов в Украине остались родственники, в том числе военнослужащие, с которыми они обмениваются грузами, деньгами. «Из Польши в Украину отправляют много гуманитарной помощи», – говорит Каленский. Начав с трансграничной логистики, в будущем «Новая почта» может расширить спектр услуг. К примеру, предложить украинцам в Европе свои финансовые сервисы (денежные переводы).

Инвестируя в инфраструктуру, НП понадобится 7–10 лет, чтобы выйти в «среднюю лигу» на европейском рынке адресной доставки, считает Каленский.

Материалы по теме