Вячеслав Климов та Володимир Поперешнюк — підприємці 2022 року за версією Forbes /Антон Забельский для Forbes Украина
Категория
Богатейшие
Дата

Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк – предприниматели года по версии Forbes. Как владельцы «Новой почты» спасали свою компанию

В целях сохранения бизнеса Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк вернулись на 20 лет назад. Фото Антон Забельский для Forbes Украина

Основатели «Новой почты» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк стали предпринимателями 2022 года по версии Forbes Ukraine, которая проходила при поддержке Mastercard. В начале полномасштабной войны их компания опустилась почти на самое дно. Что пришлось сделать предпринимателям, чтобы вытащить компанию из траектории падения

29 лютого буває раз на 4 роки.💸 Тому ми даруємо 40% знижки на річну диджитал-підписку на сайт Forbes. Вартість зі знижкою — 1079 грн/рік. Діє з промокодом F29 тільки 28-29 лютого. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Заглянув в операционный отчет от 26 февраля, совладелец «Новой почты» Вячеслав Климов, 47, не поверил своим глазам. Объем доставок упал до 2% от довоенного уровня. «Для такой машины и так упасть – огромный вызов», – говорит бизнесмен.

В войну «Новая почта», которой Климов владеет вместе с Владимиром Поперешнюком, 47, вошла бесспорным лидером на рынке доставки. Выручка за 2021 год выросла на 23%, до 20,8 млрд грн, чистая прибыль – в 2,6 раза, до 2,6 млрд грн. В 2021 году украинцы отправили через «Новую почту» 372 млн посылок (+14%).

Доля НП на этом рынке – 65%, ее главного преследователя, бывшего монополиста «Укрпочты» – 25%, компании Meest – менее 3%, оценивал результаты 2021 года экс-руководитель Meest Group Марцин Куксинович. По данным бывшего директора оператора доставки Justin Оксаны Ферчук, доля «Новой почты» еще больше – 70–75% против 15–20% у «Укрпочты», 5–10% – Justin, 1–3% – Meest.

Отрыв от конкурентов позволял Климову и Поперешнюку не оглядываться. В 2021 году НП сократила среднюю скорость доставки в полтора раза, до 23 часов. На 2022-й компания увеличила бюджет развития с 3 млрд до 5 млрд грн. Сеть почтоматов должна была вырасти вдвое, до 25 000, количество отделений – на 10%, до 11 000. К концу года должна была заработать загруженная посылками собственная авиакомпания Supernova Airlines.

Без объявления войны

Около восьми утра 24 февраля большинство топ-менеджеров собрались на срочное совещание в киевском офисе НП. От постоянных звонков телефон через несколько часов разрядился на 75%, вспоминает гендиректор компании Александр Бульба, 43. Климов и Поперешнюк были в офисе около девяти.

Накануне, после вечерней встречи с Владимиром Зеленским, основатели НП несколько часов обсуждали с коллегами сценарии эскалации. Ни один не предполагал полномасштабного вторжения. «Думали, наступление ограничится Донбассом», – вспоминает Климов.

Утреннее совещание позволило успокоиться. Эвакуационный план на нескольких листах был подготовлен заранее. Создали оперативный штаб, а на следующий день в семь утра на западе страны заработал резервный центр управления. Компания не раскрывает место его расположения.

«Сразу начали эвакуировать людей, посылки и оборудование из нескольких терминалов», – говорит Бульба. К обеду 80 грузовиков, двигавшихся в сторону Донецкой, Харьковской, Луганской областей, развернули на Киев и Полтаву. К концу дня удалось вывезти большую часть посылок с востока. Но российские военные колонны не стояли на месте. Надо было готовиться к худшему.

из личного архива

Устоял. Терминал в Николаеве стоимостью 47 млн грн проработал чуть больше года. В апреле в него попала российская ракета. Сейчас готовится к перезапуску. Фото из личного архива

25 февраля работало 40% сети, говорит Бульба. На следующий день движение посылок почти прекратилось. «Когда видишь несколько процентов от [прежнего] дохода, начинаешь думать о банкротстве», – говорит Поперешнюк.

Цель компании – сохранить безубыточность, говорил Климов Forbes в начале марта. Компания сократила сеть отделений более чем на 80%, отправила в простой почти 1500 работников из 32 000, а оставшимся сократила зарплаты. Около 100 топ-менеджеров, по словам Поперешнюка, отказались от зарплаты за март. «Ты не можешь принимать решения по сокращению зарплат или людей, если не начнешь с себя», – говорит Поперешнюк.

Покрыть кассовый разрыв в марте помогла отсрочка перед поставщиками и финансовый резерв в размере месячного бюджета, который держала компания на черный день.

В конце марта стало ясно, что компания устояла, говорит Климов. Во время военного кризиса он отвечает за финансовую стабильность, Поперешнюк – за усовершенствование всех процессов. «Концентрируюсь на исправлении операционных ошибок, которые не решались годами, – говорит он. – Стимулирую и жму на менеджмент, чтобы исправляли».

С 1 по 21 марта число отправлений «Новой почты» выросло в 3,5 раза, до 350 000 в день, подсчитал Pro-Consulting. В апреле, по словам Климова, НП уже сработала «в ноль», а с мая зарабатывает больше, чем тратит.

Forbes

В конце марта стало ясно, что компания устояла. Фото Forbes

Внутри и снаружи

В конце июля работало 75% сети, объем отправлений достиг 90% от довоенного, утверждают в компании.

«Появился спрос», – объясняет соучредитель шведско-украинского проекта DYВ Игорь Гут. В первые 100 дней с начала вторжения, по данным ООН, почти 14 млн украинцев покинули собственные дома. Для многих из них НП стала основным перевозчиком.

Это увеличило средний вес посылки в два раза, говорит Бульба. Компания быстро адаптировалась, предложив беженцам новую услугу – отправку личных вещей, говорит основатель консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор» Кирилл Куницкий. «До войны у нас была не слишком совершенная доставка за границу, а цены очень высокие, – говорит Поперешнюк. – Перестроили услугу с нуля».

Компания начала перевозить чемоданы по фиксированным ценам. Около 1000 20-тонных фур задействовали для релокации бизнеса. Другая часть автопарка фрахтуется для гуманитарных проектов ООН и Красного Креста. В отличие от довоенных времен, сегодня контрактная логистика приносит прибыль, говорит Бульба.

Дополнительный поток обеспечили волонтеры и возобновление электронной коммерции. К концу марта, по данным Pro-Consulting 60% доставок НП составляли онлайн-заказы.

Возобновление спроса НП ощутила в апреле, когда возле отделений выстроились очереди из 50–70 клиентов, отмечает Бульба.

Свое первоначальное решение о резком сокращении сети руководители НП считают ошибочным. «Инстинкт самосохранения иногда диктует деструктивные решения, – говорит Климов. – Теперь ясно, что вентиль закрутили слишком сильно».

Почему люди выбирают НП? «Находясь в опасности, доверяют тем, кого знают, – говорит Ферчук из Justin. – Клиенты готовы платить больше за уменьшение рисков». Известные бренды, к которым относится «Новая почта», получили увеличение аудитории.

Антон Забельский для Forbes Украина

Цель компании – сохранить безубыточность, говорил Климов Forbes в начале марта. Фото Антон Забельский для Forbes Украина

«Они создали lovemark-бренд, – объясняет основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка, консультирующий Meest. – Если нужно что-то отправить, украинцы идут в НП». В Чехии мало кто помнит номер ближайшего отделения, в Украине номер ближайшей НП знает каждый, говорит он.

«Они установили стандарт обслуживания, – объясняет Ферчук популярность НП. – Лучшее качество в Украине никто не смог предложить». Клиент готов терпеть опоздание доставки на день, но не хочет ждать в очереди лишнюю минуту, говорит Гут. Бережное отношение к клиенту, по его словам, заложено в культуре компании.

«Новая почта», по словам Гута, – это McDonaldʼs в логистике. В такой модели скорость обслуживания так же важна, как и скорость доставки.

Мотор системы – сортировочные терминалы, считает Ферчук. Такой сети автоматизированных комплексов нет ни у одного из конкурентов. До начала войны у компании было пять терминалов: в Киеве, Днепре, Хмельницком, Харькове и Львове. Они позволяют сортировать непрерывно, говорит Ферчук. НП не ждет конца дня, чтобы развезти посылки по стране, а делает это по мере заполнения отделений и терминалов. Одновременно компания решает проблему дефицита рабочей силы в месяцы пиковых отправлений.

Стоимость сортировочного терминала, который с прошлого года строится в Одессе, – 1,2 млрд грн. Климов обещает достроить объект до конца года. Он станет вторым по размерам после киевского.

Forbes

«Новая почта» – одна из первых частных компаний в Украине, которая начала реализовывать принципы корпоративного управления. Фото Forbes

Плоская компания

В чем основная инновация военного времени? «Что-то случилось с управлением, – после небольшой паузы отвечает Климов. – Мы это полностью еще не осознали».

С первого дня вторжения Климов и Поперешнюк присоединились к оперативному управлению. «Вместе с 50 менеджерами в офисе на 150 кв. м завтракали, ужинали и принимали решения, – рассказывает Климов. – Впечатление, будто попали в 2001 год, когда только начинали бизнес».

«Вернулись в команду, а не в управление», – уточняет Поперешнюк. Все решения, связанные с работой бизнеса, принимаются менеджментом. Функция владельцев – находиться рядом и иногда подправлять курс, соглашается Климов.

«Они всегда были рядом, но даже на оперативных совещаниях разрешали самостоятельно принимать решения», – говорит Бульба. За три месяца войны он видел владельцев чаще, чем за последние три года.

Полученная ценность – исчезновение иерархии. Ранее для согласования важных решений топ-менеджеры поднимались в кабинет владельцев на 15-м этаже киевского офиса, теперь все решается на расстоянии вытянутой руки.

«Было 10 этажей и столько же управленческих уровней, – говорит Климов. – Потом произошло землетрясение, все этажи сложились, структура стала плоской».

Меньше процедур – более высокая производительность. «Работу, которую раньше выполняли 10 человек, сейчас – двое-трое», – говорит Бульба.

«Новая почта» – одна из первых частных компаний в Украине, которая начала реализовывать принципы корпоративного управления. С 2015 года в НП работал наблюдательный совет. Российское вторжение и здесь заставило вернуться к истокам. Военное время и корпоративное управление по установившимся процедурам плохо работает во время войны, отмечает Поперешнюк. Когда ситуация меняется каждый час, отчеты, согласования и встречи слишком замедляют принятие решений. Полномочия наблюдательного совета были прекращены раньше времени.

«В хаосе структура мешает», – соглашается старший партнер офиса Korn Ferry в Киеве Роман Бондарь. Несколько лет назад он помогал Климову и Поперешнюку как консультант по лидерству.

«Когда организм в реанимации, необходимо подключаться и возобновлять работу каждого органа, что они и сделали, – говорит Бондарь. – Такая система сокращает процесс принятия решения с часов и дней до секунд».

Функции наблюдательного совета выполняют учредители. «Приходят на рабочие места менеджеров и просто общаются», – описывает он. Работники должны видеть лидера, говорит Климов.

Децентрализация придала гибкости. Утром подумали – к вечеру есть решение, говорит Бульба. Главное – не потерять легкость. «После победы решения должны приниматься также молниеносно», – добавляет Климов.

из личного архива

Чернигов. Март. Расстрелянный автомобиль «Новой почты». Фото из личного архива

Новая реальность

За полгода войны «Новая почта» недосчиталась по меньшей мере 40% выручки от довоенного плана, говорит Поперешнюк. В конце июля компания оценивала свои прямые убытки от боевых действий в 1 млрд грн. Весной терминалы в Харькове и Николаеве пострадали от ракетных обстрелов.

Как прогнозировать будущее, когда в тебя целятся ракетами? «Мы приняли риски, теперь война – составляющая процесса», – говорит Поперешнюк.

План до конца года – вернуться к довоенному уровню доходов. «Постараемся сделать это осенью, главное – не надорваться», – добавляет Климов.

Задача на короткий отрезок – перезапустить отделения в населенных пунктах из 500–1000 жителей. «До сентября хотим восстановить сеть на 90%», – говорит Бульба. Одна из новых услуг – отправка посылок через почтоматы.

Главный вызов – экспансия в Польшу, где до конца года появится 10 отделений НП. Первое в Варшаве откроется в сентябре.

Куксинович из Meest Group оценивает польский рынок примерно в 1 млрд отправлений в год. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Украине.

«Мы очень задержались, – говорит Климов. – Глобальное развитие было в стратегии, но войну мы встретили, имея только «НП Молдова» и «НП Global», которая обслуживала доставку из США, Европы и Китая. Этого явно мало».

Антон Забельский для Forbes Украина

«Когда видишь несколько процентов от [прежнего] дохода, начинаешь думать о банкротстве», – говорит Поперешнюк. Фото Антон Забельский для Forbes Украина

За восемь лет работы в Молдове НП открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы усвоили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов.

В фокусе – соседние страны Центральной Европы с большой концентрацией украинских беженцев. Только в Польше в июле, по данным ООН, было около 2 млн спасавшихся от войны украинцев. НП рассчитывает, что «польские» украинцы будут отправлять минимум 30 млн посылок в год. «Сначала что-нибудь будут отправлять в Украину, потом между собой», – говорит Климов.

Компания должна бросить вызов лидеру InPost, сделавшему ставку на почтоматы и захватившему 45% польского рынка. Другой мощный игрок – Poczta Polska с разветвленной сетью отделений. Присутствуют на рынке и глобальные DHL, UPS и FedEx.

Чтобы конкурировать в Польше, новичку нужны современные сервисы и ноу-хау. «У НП все есть: классное мобильное приложение, скорость, качество сервиса», – уверен Ружичка.

Сдерживать будет отсутствие узнаваемого бренда. «В Польше его придется строить с нуля, – говорит Гут. – Ориентироваться сначала на украинцев – разумная стратегия».

«НП всегда вовремя переключала скорость, – говорит Бондарь. – Ею движет желание построить логистическую систему уровня Amazon».

«Мы никогда не успокоимся, – подтверждает Поперешнюк. – Готовимся к долгому марафону».

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине