Гендиректор електромобільної компанії Rivian Ар Джей Скеріндж /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Стартап Rivian растет быстрее, чем Tesla в свое время, тогда как Маск пророчил ему банкротство. Как он собирается и дальше конкурировать на рынке электромобилей?

3 хв читання

Гендиректор электромобильной компании Rivian Ар Джей Скериндж Фото Getty Images

Гендиректор электромобильной компании Rivian Ар Джей Скериндж готовится побеждать конкурентов с помощью меньшей модели SUV и привлекательной цены в $45 000

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Ар Джей Скериндж, 41, создал Rivian в 2009-м, вскоре после получения докторской степени по инженерии Массачусетского института технологий. У компании был шаткий старт. Производство электромобилей было запущено в конце 2021 года, когда всем автопроизводителям было сложно. В 2022-м владелец Tesla Илон Маск даже спрогнозировал, что Rivian Скеринджа и еще одна электромобильная компания Lucid обанкротятся. Но случилось иначе.

Сейчас Скериндж хвастает новой мощной компьютерной системой для будущих электромобилей Rivian и последними усовершенствованиями автопилота для скоростных трасс. В секрете же гендиректор держал следующую большую ставку Rivian: R2 – более дешевую модель электровнедорожника SUV, которую должны представить 7 марта в Калифорнии. Авто начнут продавать в 2026-м, оно будет конкурировать за потребителя с Model Y от Tesla, по словам Скеринджа.

Первые две модели компании, полноразмерные электромобили-внедорожники R1T и SUV R1S, продаются по премиальной цене – в среднем около $80 000. Всего Rivian продала примерно 44 000 электромобилей обеих моделей, которые, как говорит Скериндж, стали бестселлерами в США в этой цене. Но это не масс-маркет, выход на который является целью компании.

«Средняя цена авто в США – около $48 000», – отмечает Скериндж, и примерно такую цену он хочет предложить за новую модель массовому потребителю.

Конкурентные цены – залог развития рынка электромобилей, и игроки этого рынка это понимают:

  • Tesla сбросила $1000 с Model Y;
  • Rivian предлагает стандартные версии R1T и R1S от $70 000 и $75 000 соответственно;
  • гендиректор автокомпании Ford Джим Фарли недавно объявил о планах выпустить электромобили, которые будут дешевле ее кроссовера Mustang Mach-E и пикапа F-150 Lightning;
  • в этом году средняя цена на новый электромобиль упала на 11%, до $55 353. Но это все равно больше, чем средняя цена автомобильной индустрии, которая составляет $47 401.
Завод Rivian /Getty Images

Завод Rivian Фото Getty Images

Несмотря на скачки учетных ставок и повышение цены на горючее, это не способствовало лучшим продажам электромобилей, и в последние месяцы 2023-го они сократились. И все же Cox Automotive прогнозирует, что продажи новых электромобилей в этом году составят 10% от общих продаж авто, то есть примерно 1,6 млн штук.

Cox советует игрокам индустрии активнее «продавать» среднестатистическому потребителю преимущества электромобилей, а это значит больше предложений, больше поощрений, больше скидок и рекламы.

Любимец покупателей

Rivian дебютировал как лучше всего профинансированный автомобильный стартап в истории США – он привлек более $11 млрд от частных инвесторов. А выход на биржу в 2021-м принес компании еще $13 млрд. Однако Rivian приходится вкалывать, чтобы оправдать все эти ожидания, а это очень сложно на рынке, где доминирует Tesla.

Если сравнивать стартап Скеринджа с компанией Маска, он вырос быстрее, доставив покупателям более 50 000 автомобилей уже за второй год работы. У Tesla на это ушло семь лет. Но первые инвесторы компании все равно рассчитывали на большее, поэтому акции Rivian рухнули со времени ее IPO на 90%, до около $16 сегодня.

Прогноза компании для акционеров на следующий финансовый год еще нет, но некоторые аналитики ожидают замедления роста до около 66 000 автомобилей. Для сравнения, Tesla прогнозируют около 2 млн проданных электромобилей в 2024 году.

Но скоро Rivian начнет строить новый завод в Джорджии, годовая мощность которого составит 400 000 автомобилей. Это вдвое больше возможностей завода компании в Иллинойсе. Вероятно, там и будут производить автомобили R2, R3 и еще одну более доступную модель, которую Скериндж планирует выпустить до конца десятилетия.

После почти одновременного запуска трех моделей электромобилей Rivian хочет прибегнуть к более взвешенному подходу к будущим релизам и выделять больше времени между презентацией новинок.

Рекламное видео компании Rivian

Недостатки электромобилей Rivian

У владельцев пикапа R1T иногда возникают проблемы с приводом авто, особенно с осями, пишет журнал Consumer Reports. Есть жалобы на системы зарядки и климатизации. R1T и R1S не дотягивают до среднего уровня относительной надежности других новых автомобилей. Но надежность – проблема всех электромобилей, говорит представитель журнала.

Rivian знает свои недостатки, поэтому предлагает услуги быстрого ремонта для клиентов. А компания работает над устранением этих проблем, говорит Скериндж.

Несмотря на то, что такие авторитетные издания, как Consumer Reports, критикуют Rivian за качество, бренд компании достаточно популярен. Недавно Rivian возглавила ежегодный рейтинг этого журнала «Самые любимые автобренды», сдвинув Tesla с первого места.

Хотя Скериндж, как и Маск, является мозговым центром своей компании, он не забывает в разговорах о Rivian похвалить команды разработчиков и инженеров за создание исключительных продуктов. «Кажется, что все эти решения принимал один мозг, хотя на самом деле тысячи умов параллельно работали над нашим общим делом», – отмечает он.

Скериндж говорит, что цена R1 ограничила количество потребителей, которые могли познакомиться с Rivian. Он надеется, что R2 значительно расширит базу потребителей компании. «Никогда раньше я не был в таком восторге от продукта», – говорит Скериндж в предвкушении предстоящей презентации R2.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд