Уже достаточно долгое время автомобили, которые списывают как металлолом в Северной Америке, получают новую жизнь в восточноевропейских автомастерских, в том числе украинских. Местные мастера готовы потягаться с такими повреждениями, за которые никогда не возьмутся их американские или канадские коллеги. Издание Wired изучило украинский рынок поврежденных электромобилей и причины его роста. Forbes пересказывает главное из материала.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Украина вошла в первую тройку стран, которые в 2021 году больше всех импортировали американские подержанные авто, пропустив вперед Нигерию и ОАЭ, согласно последним доступным данным Администрации международной торговли США. Украинские механики, которые завозят в страну «битки» и чинят их, известны своим мастерством и изобретательностью, а их бизнес процветает даже в разгар войны.
В Украине немного автопроизводителей, продающих новые электромобили, отмечает Wired, но доля зарегистрированных полностью электрических автомобилей – 9%, почти такая же, как в США, и вдвое больше, чем в Польше и Чехии. Большинство восстановленных электромобилей Украины когда-то ездили по дорогам Северной Америки и были сильно повреждены.
Существуют несколько основных причин для увеличения потока подержанных электромобилей из Нового Света.
- В мире все больше людей предпочитают электромобили.
- Американские и канадские мастера и страховые компании считают, что разбитые электромобили сложно отремонтировать, поэтому страховщики чаще их списывают.
- Предприниматели, скупающие разбитые машины, не могут заработать на продаже деталей с них, поэтому перепродают их за границу.
Украинец Иван Малаховский не боится браться за битые электромобили. В его автомастерской в Днепре, которая работает уже пять лет, ремонтируют около 100 Tesla в месяц, пятая часть из которых приходит из-за границы. Пока предприниматель служит в ВСУ, руководит работниками (6–10 механиков) дистанционно и даже иногда налаживает проблемы с «софтом» в автомобилях.
Батарея электромобиля состоит из тысяч маленьких батарей. Малаховский рассказал, что в его мастерской разбирают большие электромобильные батареи, которые уже невозможно восстановить, и используют их части для электроскутеров или военных дронов.
Война даже оживила украинский бизнес по «воскресению» электромобилей, ведь с момента полномасштабного вторжения цены на бензин стремительно выросли, сделав электромобили более выгодным приобретением.
Как сообщил изданию Владимир Иванов, глава связей с общественностью Nissan Motor Ukraine, сеть зарядных станций Украины насчитывает около 11 000 локаций. Это вдвое больше, чем в Польше.
Путь из Америки
С 2018-го украинское правительство отменило большинство налогов и таможенных пошлин на импорт электромобилей, что способствовало увеличению импорта. Ганс Эрик Мелин, глава британской консалтинговой фирмы, отслеживающей потоки подержанных электромобилей и батарей, Circular Energy Storage, начал присматриваться к украинскому рынку несколько лет назад, когда заметил больше объявлений о продаже Nissan Leaf на аукционных сайтах на украинском языке, чем на английском.
Именно Nissan Leaf, электромобиль-пионер, в продаже достаточно давно, чтобы на него сформировался здоровый вторичный рынок. С увеличением количества электромобилей разных марок по всему миру наблюдается и рост их количества в Украине, хоть и подержанных версий.
Мелин признает, что его прогноз на то, что электромобильный бум в Украине притормозит война, не сбылся. Согласно данным Института исследования авторынка, по состоянию на лето этого года украинский автопарк электромобилей вырос вдвое с июля 2021 года – до 64 312 единиц.
Электромобили из США или Канады могут покупать люди для себя и после доставки в Украину отдавать их механику, который согласится взяться за ремонт авто. А иногда механики или мастерские покупают разбитые автомобили, а затем перепродают их украинским покупателям.
На то, чтобы североамериканский автомобиль пересек Атлантику и достиг европейского порта, уходит от одного до пяти месяцев. До войны «битки» попадали в Украину через Одесский порт, а после полномасштабного вторжения они сначала плывут в литовский порт Клайпеда или словенский Копер, а затем грузовиками едут в Украину. В зависимости от степени повреждения мастерская Малаховского может потратить на ремонт Tesla от одной недели до одного года.
А вот найти запчасти для ремонта Tesla или другого электромобиля может быть тем еще вызовом. В соцсетях Facebook и Telegram можно встретить группы типа Renault Zoe Club Ukraine, где тысячи владельцев электромобилей обмениваются автозапчастями.
Александр Перепелица, 25-летний киевский механик, говорит, когда он и его бизнес-партнер начинали закупать Tesla из-за океана три года назад, то заказывали два автомобиля, чтобы собрать один рабочий.
И даже такая схема была выгодна. Сегодня гораздо проще заказать нужную запчасть из США или Европы либо вообще взять более дешевые китайские аналоги.
Электромобильная революция
Успешность бизнеса по «воскресению» электромобилей в Украине обязана страховым компаниям и автопроизводителям в Северной Америке, которые не знают, что делать с поврежденными автомобилями, кроме как отправить их на металлолом.
Американские страховщики сегодня списывают авто с такими повреждениями, которые в прошлом могли быть отремонтированы. Дело в том, что ремонт более сложных и все более компьютеризированных современных автомобильных систем обходится дороже, а квалифицированных автомехаников не хватает.
Гендиректор международного аукциона подержанных авто и запчастей Copart Джефф Лиав сказал своим инвесторам, что последние 10 лет на аукцион попадают «лучшие и менее поврежденные» битые автомобили. А анализ этого года Reuters показал, что «значительная часть» поврежденных авто, которые продали на металлолом, имели небольшой пробег и были почти новые.
Проблема в том, что несмотря на активную кампанию по распространению электромобилей в США и Канаде, там не хватает экспертов и инфраструктуры для оценки и ремонта этого вида транспорта. О такой же проблеме говорят и эксперты Великобритании, отмечающие, что починить двигатель внутреннего сгорания – это не то же самое, что починить батарею электромобиля.
Ко всему прочему, в мире еще нет единой инструкции к действиям в случае аварии электромобиля. Как и нет единого стандарта индустрии для оценки «здоровья» батареи. Производители электроавтомобилей не хотят браться за ремонт батарей, чтобы не нарваться на иски. Проблема такова, что невозможно спрогнозировать, сколько батарея будет работать после ремонта. Поэтому проще списать почти новый автомобиль, чем потом тратиться на суды.
Компании, которые скупают разбитые автомобили и зарабатывают на продаже уцелевших запчастей, тоже не слишком хотят иметь дело с электромобилями. Чтобы разобрать большую электромобильную батарею, нужны обученные люди, специальное оборудование и, что самое важное, значительное пространство из-за больших пожарных рисков с литий-ионными батареями. Да и внутреннее устройство электромобилей часто усложняет ремонт или разбор его на детали, поэтому такие компании радостно продают электромобили за границу.
Но в США нарастает движение за то, чтобы максимально ограничить экспорт подержанных электромобилей.
- Регуляторов беспокоит пожарная безопасность на транспортных судах, перевозящих автомобиль с поврежденными батареями.
- Некоторые не хотят отправлять е-отходы в страны, не имеющие средств к их переработке.
- Лучше оставлять ценные материалы, содержащиеся в батареях, дома. Стартапы по переработке батарей получили большое финансирование и обещания направить к ним клиентов, однако пока клиентов у них мало.
Ограничение экспорта битых электромобилей означает замедление электромобильной революции в таких странах, как Украина. Здесь канадские и американские «битки» способствовали развитию сети зарядных станций, увеличению количества квалифицированных автомехаников и принятию электротранспорта не только экологической, но и практической альтернативы бензиновым авто.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.