Польша – удобный хаб для логистики с и в Украину и член ЕС, следовательно, открытие там бизнеса позволяет пользоваться таможенными и транспортными преимуществами всех стран – членов Евросоюза.
О деятельности за границей нужно размышлять комплексно. Речь идет не только о спасении бизнеса в условиях временного сокращения экономики Украины, вызванного войной. Масштабирование – это аксиома для предпринимателя, планирующего привлекать внешние инвестиции. Если ваш товар или услуга востребованы не только в Украине, но и ЕС, США, Азии, вероятность финансовых вложений у вас растет в геометрической прогрессии.
Война подтолкнула украинских бизнесменов к конкретным действиям. Треть украинских малых и средних бизнесов планирует выход на международный рынок, по исследованию EBA. Существенное уменьшение внутреннего рынка дало толчок украинскому бизнесу.
В прикладном смысле предприниматели нуждаются в валютной выручке для сохранения своего бизнеса.
Амбиции владельцев и экспертность менеджмента – основа роста. От этого исходит и формат бизнеса, и поиск рынков сбыта, и получение прибыли.
Почему именно Польша
Польша отправила Украине вооружения примерно на $2 млрд и позволила США и другим союзникам использовать свои аэропорты, шоссе и дороги для переправки военной помощи на десятки миллиардов долларов. Она учит украинских солдат на своей территории, предоставляет госпитали для военных, ускорила логистику украинского зерна через свои таможенные пункты и приняла миллионы вынужденно перемещенных лиц из Украины.
Польша сейчас – удобный хаб для логистики с и в Украину и член ЕС, следовательно, открытие там бизнеса позволяет пользоваться таможенными и транспортными преимуществами всех стран – членов Евросоюза.
Что нужно, чтобы открыть бизнес в Польше
Импорт в Польшу в 2021 году составил около $380 млрд. На большинстве местных рынков у вас есть перспективы, чтобы найти комфортное место.
- Выучить рынок. Используйте сайты типа Trademap, World Bank Open Data, Eurostat, Statista для изучения спроса на ваши товары на основе анализа структуры экономики Польши, экспорта и импорта. Воспользуйтесь локальными польскими сайтами (центрального банка, министерства экономики и т.д.) для уточнения полученных данных.
- Изучите конкурентов. По каждому из них следует провести SWOT-анализ, чтобы изучить их преимущества и недостатки. Это очевидная информация, однако есть примеры украинских компаний, которые не изучили свой сегмент на рынке Польши, не нашли своего клиента и свою нишу и вернулись.
- Проведите опрос среди знакомых, живущих или работающих в Польше. Нужно собрать максимум информации как о ваших конкурентах, так и о поведении потенциальных клиентов. Как и почему они покупают товары или услуги, которые вы продаете? Какая у них периодичность покупок, довольны ли они компаниями, являющимися вашими конкурентами в Польше? Чем больше у вас информации, тем точнее прогноз.
- Читайте локальные польские сайты о бизнесе, экономике и повседневной жизни. Вам нужно понять образ жизни и ведения дел. Например, Business insider или Bankier.
- Для регистрации компании необходимо: копии паспортов учредителей компании и заполненной анкеты для регистрации компании, получение ключей ЭЦП, подача регистрационного заявления, получение идентификационного налогового номера Pesel, открытие банковского счета.
- Далее обратитесь в «Действие.Бизнес.Польша» за поддержкой и консультациями.
- В идеале – обратитесь к юристам, которые зарегистрируют компанию с вашим минимальным участием. Нужно минимизировать риски с самого начала деятельности.
- Рекрутинг также следует отдать на аутсорс местным агентствам. Важно, чтобы функции офис-менеджера, бухгалтера и юриста выполняли местные жители. Либо поляки, либо украинцы, давно там живущие и имеющие соответствующую квалификацию и опыт.
- Главный язык Польши – польский. Вести коммуникацию с поляками на английском не стоит, это означает, что вы не уважаете их культуру.
Для экспортеров материальных товаров напомню, что с 1 октября 2022 Украина в рамках программы по евроинтеграции присоединяется к конвенциям о совместном транзите и упрощении формальностей в торговле товарами. Речь идет о так называемом таможенном безвизе – режиме общего транзита (NCTS). Он предусматривает, что украинский экспортно-импортный бизнес и перевозчики смогут перемещать товары по всему европейскому региону по принципу: один транспорт – одна декларация – одна гарантия.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.