Категория
Компании
Дата

Диверсификация – это всегда хороший подход. Как потеря ІКЕА как клиента сделала из польского производителя текстиля Świat Lnu лидера индустрии

5 хв читання

Легка промисловість, виробництво, тканини, Польща /Bartek Sadowski/особистий архів Roman Tchorz

Роман Тхуж – гендиректор Świat Lnu Фото Bartek Sadowski/особистий архів Roman Tchorz

Частный инвестор и нанятый им экономист превратили убыточную государственную компанию в современное предприятие с широкой клиентской базой по всему миру. Forbes Polska изучал кейс Świat Lnu, которая сегодня является крупнейшим экспортером натуральных тканей в Польше

За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!

Когда в 2008 году текстильные мощности государственного предприятия Świat Lnu перешли в руки первого частного владельца, сразу было ясно, что там придется отстраивать процессы фактически с нуля. Этим первым приватизатором не слишком успешного производства в Каменной Гуре стал Станислав Литвин, являющийся сегодня владельцем публичной компании Lubawa Group.

«Когда я пришел в компанию, пять клиентов приносили около 80% ее продаж. Один из них – это шведская ІКЕА, которая впоследствии отказалась от сотрудничества, вызвав мгновенное падение продаж. Поэтому я решил искать нишевых клиентов и диверсифицировать профиль производства и продаж», – рассказывает действующий гендиректор компании Роман Тхуж, экономист, которого нанял Литвин для развития своей новой компании. Многих это удивило, но гибкость производства и независимость компании от крупных заказчиков сделали ее устойчивой к потрясениям, отмечает он.

Когда Тхуж стал гендиректором Świat Lnu, у компании было около 10 клиентов. Сегодня их больше 500.

«Мы специализируемся на сериях небольших заказов для бутиковых проектов. Для наших дальневосточных конкурентов из Китая и Пакистана это не очень выгодный подход: для этого им пришлось бы каждый раз перенастраивать свое оборудование», – говорит Тхуж. Льняные ткани от Świat Lnu недоступны в сетевых магазинах, потому что клиенты компании создают свои коллекции под собственными небольшими брендами. Например, рубашка из льна Świat Lnu в магазинах варьируется в цене от €92 до €232, по словам Тхужа.

В 2022 году компания зафиксировала самые высокие доходы за все время после трансформации – свыше €11 млн с чистой прибылью €1,36 млн. Через год доходы упали до €9,74 млн, а прибыль – до менее €743 000.

«Результаты были более низкими, потому что в 2022 году был благоприятный одноразовый эффект от высвобождения резервов. Это был год стимулирования экономики после пандемии. Потом мы просто вернулись к нашему предыдущему стабильному уровню доходов», – объясняет гендиректор.

Сохранить традиционный промысел региона

Ткачеством в Каменной Гуре занимаются с XVI века, а фабрика, которая является праматерью сегодняшней Świat Lnu, была основана в 1841 году. Во время Второй мировой войны завод Methner und Frahne в Каменной Гуре нацистская армия использовала для собственных нужд, в частности, для производства фюзеляжей для самолетов.

В 1945-м Methner und Frahne переименовали в «Заводы льняной промышленности Len», и предприятие производило джинсовую ткань для пошива одежды, льняной брезент для военных палаток, постельное белье, полотенца, а на 7,5% посевных площадей района выращивали лен.

В 70–80-х годах XX века у завода появились новые производственные цеха, а его площадь выросла до 4 га. Тогдашние власти действовали с размахом, ведь хотели сделать Len крупнейшей текстильной фабрикой во всем социалистическом лагере, рассказал Тхуж, но не все замыслы были воплощены в жизнь.

Разнообразие ассортимента тканей от Świat Lnu

В 1990-х завод был преобразован в Len SA. Тогда компания пострадала от внезапного сокращения заказов, ведь Соглашение об ассоциации между Польшей и ЕС 1991 года оставило легкую промышленность без защиты. Но с этим, как и со сменой валюты расчета с клиентами (раньше был в рублях), государственная компания справилась. Но не с 2000-ми, когда Польшу заполонили дешевые товары и сырье из Китая.

Станислав Литвин – человек, спасший Świat Lnu

Затем в Каменной Гуре появился Станислав Литвин. Сначала он купил граничащий с Len SA земельный участок и основал там компанию Druk-Len. Он арендовал у Len SA печатные станки для производства ткани. Также нанимал бывших работников компании на свое новое производство зонтов. Druk-Len была более привлекательной для работников: там были более высокие зарплаты, которые еще и вовремя выплачивали.

Через четыре года Druk-Len выкупила у ликвидатора активы Len SA, а именно недвижимость и оборудование.

«[Придя в Len SA], нашей задачей было успокоить рынок и клиентов, потому что перед ликвидацией компания не отличалась стабильностью: когда у нее были заказы, то не было денег на закупку сырья. А когда у нее были деньги на закупку сырья, она не выполняла заказы вовремя», – вспоминает Тхуж.

Сегодня 50% продаж Świat Lnu, как сейчас называется компания, уходят за границу, а именно в Европу, США, Канаду, Мексику, Японию и Австралию.

«В производстве льняных тканей компания является лидером на польском рынке, а также крупнейшим польским экспортером тканей», – говорит Тхуж.

Производит же свой товар компания на ряде входящих в ее состав заведений: ткацкой фабрике, заводе по окраске пряжи и тканей, цеху трафаретной печати, ротационной и цифровой типографиях, швейному цеху. Świat Lnu предлагает льняные, хлопчатобумажные и конопляные ткани – всего 1,5 млн м тканей в год, треть которых составляет лен.

Преимущественно компания производит ткани для одежды, но у нее есть обивка, полотна для рисования, ткань для детских товаров и домашнего декора.

Планы и новые инвестиции

Станислав Литвин в последнее время вынужден был много инвестировать в Świat Lnu.

«Это был ответ на стремительный рост цен на энергоносители и газ и изменения в нормативно-правовых актах, связанные с необходимостью адаптации к политике ЕС по уменьшению влияния промышленности на окружающую среду», – рассказал Тхуж.

На предприятии построили современную газовую котельную, перестроили систему производства и распределения технологического пара, заменили стиральный цех, уменьшив расход технической воды и сброс сточных вод. Еще около €1,2 млн компания намерена потратить на модернизацию ткацкого оборудования.

Тхуж считает, что у льна впереди хорошее будущее, ведь эта натуральная ткань идеально вписывается в современные экологические тренды. Потребителей все больше беспокоит экология, максимально безвредные продукты и уменьшение собственных отходов, в частности, отказ от «быстрой» моды.

«Конечно, компании помогает мода на экологичность, но без эффективной коммерческой деятельности сама тенденция не принесла бы положительных результатов, которых она достигла. Диверсификация клиентов – это всегда хороший подход, дающий гарантию дохода, что особенно важно в нестабильные времена», – считает Инга Каминская, гендиректор Krosno Glass и специалист по реструктуризации компаний.

Раньше летом все поля вокруг Каменной Гуры были голубыми, ведь местный климат идеален для выращивания льна. Сегодня льна в Польше выращивают не так много. Его внутреннее производство, а это 400–500 т в год, покрывает всего несколько процентов польского спроса, сообщает Польская палата льна и конопли. Остальные же импортируют из Франции и Бельгии.

Производителей тканей в Польше сейчас тоже немного. Сегодня в стране всего три крупные ткацкие фабрики, производящие льняные ткани для одежды, постельного белья и отделки. У Świat Lnu всего два конкурента, и их результаты значительно отстают:

  1. Orzeł Linen – €1,34 млн дохода и чуть более €168 000 чистой прибыли (данные за 2022 год).
  2. Польский филиал WFB Baird, компании, зарегистрированной в Эстонии – €2,29 млн дохода и €58 700 чистой прибыли (2022 год).
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд