Категория
Компании
Дата

Диверсификация – это всегда хороший подход. Как потеря ІКЕА как клиента сделала из польского производителя текстиля Świat Lnu лидера индустрии

5 хв читання

Легка промисловість, виробництво, тканини, Польща /Bartek Sadowski/особистий архів Roman Tchorz

Роман Тхуж – гендиректор Świat Lnu Фото Bartek Sadowski/особистий архів Roman Tchorz

Частный инвестор и нанятый им экономист превратили убыточную государственную компанию в современное предприятие с широкой клиентской базой по всему миру. Forbes Polska изучал кейс Świat Lnu, которая сегодня является крупнейшим экспортером натуральных тканей в Польше

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

Когда в 2008 году текстильные мощности государственного предприятия Świat Lnu перешли в руки первого частного владельца, сразу было ясно, что там придется отстраивать процессы фактически с нуля. Этим первым приватизатором не слишком успешного производства в Каменной Гуре стал Станислав Литвин, являющийся сегодня владельцем публичной компании Lubawa Group.

«Когда я пришел в компанию, пять клиентов приносили около 80% ее продаж. Один из них – это шведская ІКЕА, которая впоследствии отказалась от сотрудничества, вызвав мгновенное падение продаж. Поэтому я решил искать нишевых клиентов и диверсифицировать профиль производства и продаж», – рассказывает действующий гендиректор компании Роман Тхуж, экономист, которого нанял Литвин для развития своей новой компании. Многих это удивило, но гибкость производства и независимость компании от крупных заказчиков сделали ее устойчивой к потрясениям, отмечает он.

Когда Тхуж стал гендиректором Świat Lnu, у компании было около 10 клиентов. Сегодня их больше 500.

«Мы специализируемся на сериях небольших заказов для бутиковых проектов. Для наших дальневосточных конкурентов из Китая и Пакистана это не очень выгодный подход: для этого им пришлось бы каждый раз перенастраивать свое оборудование», – говорит Тхуж. Льняные ткани от Świat Lnu недоступны в сетевых магазинах, потому что клиенты компании создают свои коллекции под собственными небольшими брендами. Например, рубашка из льна Świat Lnu в магазинах варьируется в цене от €92 до €232, по словам Тхужа.

В 2022 году компания зафиксировала самые высокие доходы за все время после трансформации – свыше €11 млн с чистой прибылью €1,36 млн. Через год доходы упали до €9,74 млн, а прибыль – до менее €743 000.

«Результаты были более низкими, потому что в 2022 году был благоприятный одноразовый эффект от высвобождения резервов. Это был год стимулирования экономики после пандемии. Потом мы просто вернулись к нашему предыдущему стабильному уровню доходов», – объясняет гендиректор.

Сохранить традиционный промысел региона

Ткачеством в Каменной Гуре занимаются с XVI века, а фабрика, которая является праматерью сегодняшней Świat Lnu, была основана в 1841 году. Во время Второй мировой войны завод Methner und Frahne в Каменной Гуре нацистская армия использовала для собственных нужд, в частности, для производства фюзеляжей для самолетов.

В 1945-м Methner und Frahne переименовали в «Заводы льняной промышленности Len», и предприятие производило джинсовую ткань для пошива одежды, льняной брезент для военных палаток, постельное белье, полотенца, а на 7,5% посевных площадей района выращивали лен.

В 70–80-х годах XX века у завода появились новые производственные цеха, а его площадь выросла до 4 га. Тогдашние власти действовали с размахом, ведь хотели сделать Len крупнейшей текстильной фабрикой во всем социалистическом лагере, рассказал Тхуж, но не все замыслы были воплощены в жизнь.

Разнообразие ассортимента тканей от Świat Lnu

В 1990-х завод был преобразован в Len SA. Тогда компания пострадала от внезапного сокращения заказов, ведь Соглашение об ассоциации между Польшей и ЕС 1991 года оставило легкую промышленность без защиты. Но с этим, как и со сменой валюты расчета с клиентами (раньше был в рублях), государственная компания справилась. Но не с 2000-ми, когда Польшу заполонили дешевые товары и сырье из Китая.

Станислав Литвин – человек, спасший Świat Lnu

Затем в Каменной Гуре появился Станислав Литвин. Сначала он купил граничащий с Len SA земельный участок и основал там компанию Druk-Len. Он арендовал у Len SA печатные станки для производства ткани. Также нанимал бывших работников компании на свое новое производство зонтов. Druk-Len была более привлекательной для работников: там были более высокие зарплаты, которые еще и вовремя выплачивали.

Через четыре года Druk-Len выкупила у ликвидатора активы Len SA, а именно недвижимость и оборудование.

«[Придя в Len SA], нашей задачей было успокоить рынок и клиентов, потому что перед ликвидацией компания не отличалась стабильностью: когда у нее были заказы, то не было денег на закупку сырья. А когда у нее были деньги на закупку сырья, она не выполняла заказы вовремя», – вспоминает Тхуж.

Сегодня 50% продаж Świat Lnu, как сейчас называется компания, уходят за границу, а именно в Европу, США, Канаду, Мексику, Японию и Австралию.

«В производстве льняных тканей компания является лидером на польском рынке, а также крупнейшим польским экспортером тканей», – говорит Тхуж.

Производит же свой товар компания на ряде входящих в ее состав заведений: ткацкой фабрике, заводе по окраске пряжи и тканей, цеху трафаретной печати, ротационной и цифровой типографиях, швейному цеху. Świat Lnu предлагает льняные, хлопчатобумажные и конопляные ткани – всего 1,5 млн м тканей в год, треть которых составляет лен.

Преимущественно компания производит ткани для одежды, но у нее есть обивка, полотна для рисования, ткань для детских товаров и домашнего декора.

Планы и новые инвестиции

Станислав Литвин в последнее время вынужден был много инвестировать в Świat Lnu.

«Это был ответ на стремительный рост цен на энергоносители и газ и изменения в нормативно-правовых актах, связанные с необходимостью адаптации к политике ЕС по уменьшению влияния промышленности на окружающую среду», – рассказал Тхуж.

На предприятии построили современную газовую котельную, перестроили систему производства и распределения технологического пара, заменили стиральный цех, уменьшив расход технической воды и сброс сточных вод. Еще около €1,2 млн компания намерена потратить на модернизацию ткацкого оборудования.

Тхуж считает, что у льна впереди хорошее будущее, ведь эта натуральная ткань идеально вписывается в современные экологические тренды. Потребителей все больше беспокоит экология, максимально безвредные продукты и уменьшение собственных отходов, в частности, отказ от «быстрой» моды.

«Конечно, компании помогает мода на экологичность, но без эффективной коммерческой деятельности сама тенденция не принесла бы положительных результатов, которых она достигла. Диверсификация клиентов – это всегда хороший подход, дающий гарантию дохода, что особенно важно в нестабильные времена», – считает Инга Каминская, гендиректор Krosno Glass и специалист по реструктуризации компаний.

Раньше летом все поля вокруг Каменной Гуры были голубыми, ведь местный климат идеален для выращивания льна. Сегодня льна в Польше выращивают не так много. Его внутреннее производство, а это 400–500 т в год, покрывает всего несколько процентов польского спроса, сообщает Польская палата льна и конопли. Остальные же импортируют из Франции и Бельгии.

Производителей тканей в Польше сейчас тоже немного. Сегодня в стране всего три крупные ткацкие фабрики, производящие льняные ткани для одежды, постельного белья и отделки. У Świat Lnu всего два конкурента, и их результаты значительно отстают:

  1. Orzeł Linen – €1,34 млн дохода и чуть более €168 000 чистой прибыли (данные за 2022 год).
  2. Польский филиал WFB Baird, компании, зарегистрированной в Эстонии – €2,29 млн дохода и €58 700 чистой прибыли (2022 год).
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине