Джо Байден и Ангела Меркель. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Nord Stream 2: При каких условиях Украина сможет сохранить большую часть транзита

4 хв читання

Джо Байден и Ангела Меркель. Фото Getty Images

Для Украины Nord Stream 2 представляет большую финансовую проблему и угрозу безопасности. Но если наполнить правильным содержанием рамочное соглашение между США и Германией по поддержке Украины, оно должно частично обезопасить от негативных последствий достройки газопровода

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

В конце мая американская администрация Джозефа Байдена неожиданно отказалась от применения санкций к компаниям и лицам, связанным со строительством газопровода Nord Stream 2 («Северный поток – 2»).

Nord Stream 2 – магистральный газопровод, который состоит из двух труб длиной около 1200 км, проложенных по дну Балтийского моря. После завершения строительства (осталось несколько недель), он напрямую соединит газовые сети России и Германии, обходя территории других стран. Ожидаемая пропускная способность газопровода – около 55 млрд кубических метров природного газа в год.

Аналогичную пропускную способность имеет действующий газопровод Nord Stream 1, проложенный в 2010–2021 годах. Два газопровода даже проложены параллельно друг к другу. После завершения Nord Stream 2 Российская Федерация получит возможность удвоить объемы природного газа, которые она поставляет в Германию без посредников.

Для Украины обходной газопровод представляет большую проблему, как в финансовой сфере, так и в сфере безопасности. Убытки от перебрасывания объемов газа, которые сейчас транзитируются по нашей территории, в Nord Stream 2, оцениваются примерно в $2 млрд в год.

Другой важный фактор – безопасность. Зависимость западноевропейцев от транзитных поставок газа сдерживает агрессивные действия России в отношении стран-транзитеров. Россиянам понятно, что у Западной Европы не будет возможности ограничиться «глубокой обеспокоенностью» в случае угрозы для транзита газа. Даже если западноевропейским политикам очень хочется избежать конфликта с Россией, угроза для собственной энергетической безопасности заставит их действовать решительно.

Это сдерживает россиян, которые опасаются жестких мер со стороны западноевропейских стран и США, от агрессии. Возможность поставлять газ напрямую, минуя страны-транзитеры, снимает угрозу для поставок газа в Германию и другие западноевропейские страны. Это повышает аппетит россиян к агрессивным действиям.

Чем же интересен газопровод для Германии? Здесь действует бизнес-логика. В газовом бизнесе (как и во многих других) доступ к большому объему ресурсов дает значительные конкурентные преимущества, которыми немецкий бизнес очень хочет воспользоваться.

Эти преимущества только усиливаются особыми условиями, в которых действуют оба «Северных потока». Сейчас они выведены из-под общеевропейских правил работы энергетических рынков – так называемого Третьего энергопакета, – что позволяет контролирующему их «Газпрому» устанавливать, в нарушение принятых в ЕС правил конкурентного поведения, нерыночные льготные условия для своих клиентов. Клиенты получают дешевый транзит больших объемов газа, Россия развязывает себе руки для военно-политической агрессии против Украины. Мы же со своими соседями получаем финансовые потери и риски в вопросах безопасности. Ведь наша газотранспортная система уже работает в рамках правил Третьего энергопакета и мы конкурируем с другими транзитерами в рамках общепринятых рыночных правил.

Украина и другие страны пытались противодействовать строительству Nord Stream 2, лоббируя меры по остановке строительства на разных этапах. Сдерживающим фактором стали жесткие санкции со стороны США, наложенные Конгрессом и администрацией президента Трампа в конце 2019 года. Санкции были наложены на все компании, которые принимали участие в строительстве газопровода, включая европейские компании, без чьих технологических ноу-хау и экспертизы достроить газопровод было невозможно. Санкции существенно задержали достройку Nord Stream 2 – казалось, что есть возможность остановить проект.

Именно поэтому новость об отказе новой администрации президента Байдена от санкций стала шоком. Этот шаг разблокировал достройку газопровода, чем и воспользовались россияне для его быстрого завершения. Нет сомнения, что газопровод в ближайшее время будет физически полностью готов.

Шаг администрации Байдена имеет много причин. Во времена администрации Трампа отношения США с ключевыми западноевропейскими союзниками существенно испортились – в частности, из-за торговых конфликтов вокруг протекционистской политики Трампа. На фоне долгосрочной борьбы Америки с Китаем за мировую гегемонию для администрации Байдена восстановление хороших отношений является стратегическим приоритетом.

Часть новой администрации также не против смягчения конфликта с Россией, чтобы ослабить ее связи с Китаем и сделать более нейтральной в глобальном противостоянии.

Попытки в начале своей работы наладить отношения с Россией характерны для всех американских администраций по меньшей мере последние 20 лет – начиная с администрации Буша-младшего, который говорил, что «заглянул Путину в глаза и посмотрел в его душу». Обычно эти попытки заканчиваются очередным грубым нарушением международных правил со стороны России и охлаждением отношений между странами. Однако каждая новая американская администрация в начале упорно пытается достичь прорыва в американо-российских отношениях. Похоже, что администрация Байдена не станет исключением.

Повод для активизации лоббистов Nord Stream 2 в Вашингтоне дала сама Украина, когда правительство нарушило процедуры корпоративного управления при смене руководства НАК «Нафтогаз». Это дало возможность оппонентам выставить Украину как ненадежного партнера, который не соблюдает правила и не выполняет обязательства. Ведь реформа корпоративного управления в государственных компаниях была и является одним из ключевых элементов как программы МВФ, так и согласованного с западными партнерами подхода к реформам в Украине.

Скорее всего, нарушение процедур являлось не столько первопричиной отказа от применения санкций, сколько поводом и амуницией для лоббистов Nord Stream 2. В основе отказа лежали глубокие интересы глобальных игроков.

На прошлой неделе была анонсирована договоренность между США и Германией, которая должна частично обезопасить Украину от негативных последствий достройки Nord Stream 2. Соглашение предусматривает:

- создание Германией фонда в размере $1 млрд для инвестиций в зеленую энергетику в Украине;

- обещание Германии достичь договоренности с Россией о продлении транзита газа через Украину по меньшей мере до 2034 года;

- доступ сторонних игроков к поставкам через Nord Stream 2.

Появление договоренности – неплохая новость для Украины. Однако пока она является рамочной и не содержит конкретных механизмов имплементации, которые бы гарантировали, что она будет работать.

Это рамочное соглашение можно конкретизировать и наполнить содержанием. К Nord Stream 2 можно применить общие правила Третьего энергопакета и работы на рынке ЕС, из которых он сейчас имеет исключение.

Применение одинаковых правил регулируемого тарифообразования (магистральный газопровод является естественной монополией и подпадает под такое регулирование) ко всем магистральным газопроводам в ЕС уровняло бы конкурентные условия между украинским газопроводом и Nord Stream 2. При таких условиях мы были бы вполне конкурентоспособны и сохранили бы большую часть транзита .

Корректное применение антимонопольных правил в отношении обоих «Северных потоков» вообще заставило бы «Газпром» ограничить объем прокачки ними до 50% их мощности, поскольку «Газпром» полностью владеет Nord Stream 2 и является мажоритарным акционером Nord Stream 1. Это нивелировало бы эффект от достройки второго «Потока», который по пропускной способности равен первому.

Такое наполнение американо-немецкой договоренности и должна продвигать на международной арене Украина. Цена успеха – около $2 млрд транзитных денег в год и безопасность страны перед российской военной агрессией.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні