Джо Байден и Ангела Меркель. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Nord Stream 2: При каких условиях Украина сможет сохранить большую часть транзита

Джо Байден и Ангела Меркель. Фото Getty Images

Для Украины Nord Stream 2 представляет большую финансовую проблему и угрозу безопасности. Но если наполнить правильным содержанием рамочное соглашение между США и Германией по поддержке Украины, оно должно частично обезопасить от негативных последствий достройки газопровода

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

В конце мая американская администрация Джозефа Байдена неожиданно отказалась от применения санкций к компаниям и лицам, связанным со строительством газопровода Nord Stream 2 («Северный поток – 2»).

Nord Stream 2 – магистральный газопровод, который состоит из двух труб длиной около 1200 км, проложенных по дну Балтийского моря. После завершения строительства (осталось несколько недель), он напрямую соединит газовые сети России и Германии, обходя территории других стран. Ожидаемая пропускная способность газопровода – около 55 млрд кубических метров природного газа в год.

Аналогичную пропускную способность имеет действующий газопровод Nord Stream 1, проложенный в 2010–2021 годах. Два газопровода даже проложены параллельно друг к другу. После завершения Nord Stream 2 Российская Федерация получит возможность удвоить объемы природного газа, которые она поставляет в Германию без посредников.

Для Украины обходной газопровод представляет большую проблему, как в финансовой сфере, так и в сфере безопасности. Убытки от перебрасывания объемов газа, которые сейчас транзитируются по нашей территории, в Nord Stream 2, оцениваются примерно в $2 млрд в год.

Другой важный фактор – безопасность. Зависимость западноевропейцев от транзитных поставок газа сдерживает агрессивные действия России в отношении стран-транзитеров. Россиянам понятно, что у Западной Европы не будет возможности ограничиться «глубокой обеспокоенностью» в случае угрозы для транзита газа. Даже если западноевропейским политикам очень хочется избежать конфликта с Россией, угроза для собственной энергетической безопасности заставит их действовать решительно.

Это сдерживает россиян, которые опасаются жестких мер со стороны западноевропейских стран и США, от агрессии. Возможность поставлять газ напрямую, минуя страны-транзитеры, снимает угрозу для поставок газа в Германию и другие западноевропейские страны. Это повышает аппетит россиян к агрессивным действиям.

Чем же интересен газопровод для Германии? Здесь действует бизнес-логика. В газовом бизнесе (как и во многих других) доступ к большому объему ресурсов дает значительные конкурентные преимущества, которыми немецкий бизнес очень хочет воспользоваться.

Эти преимущества только усиливаются особыми условиями, в которых действуют оба «Северных потока». Сейчас они выведены из-под общеевропейских правил работы энергетических рынков – так называемого Третьего энергопакета, – что позволяет контролирующему их «Газпрому» устанавливать, в нарушение принятых в ЕС правил конкурентного поведения, нерыночные льготные условия для своих клиентов. Клиенты получают дешевый транзит больших объемов газа, Россия развязывает себе руки для военно-политической агрессии против Украины. Мы же со своими соседями получаем финансовые потери и риски в вопросах безопасности. Ведь наша газотранспортная система уже работает в рамках правил Третьего энергопакета и мы конкурируем с другими транзитерами в рамках общепринятых рыночных правил.

Украина и другие страны пытались противодействовать строительству Nord Stream 2, лоббируя меры по остановке строительства на разных этапах. Сдерживающим фактором стали жесткие санкции со стороны США, наложенные Конгрессом и администрацией президента Трампа в конце 2019 года. Санкции были наложены на все компании, которые принимали участие в строительстве газопровода, включая европейские компании, без чьих технологических ноу-хау и экспертизы достроить газопровод было невозможно. Санкции существенно задержали достройку Nord Stream 2 – казалось, что есть возможность остановить проект.

Именно поэтому новость об отказе новой администрации президента Байдена от санкций стала шоком. Этот шаг разблокировал достройку газопровода, чем и воспользовались россияне для его быстрого завершения. Нет сомнения, что газопровод в ближайшее время будет физически полностью готов.

Шаг администрации Байдена имеет много причин. Во времена администрации Трампа отношения США с ключевыми западноевропейскими союзниками существенно испортились – в частности, из-за торговых конфликтов вокруг протекционистской политики Трампа. На фоне долгосрочной борьбы Америки с Китаем за мировую гегемонию для администрации Байдена восстановление хороших отношений является стратегическим приоритетом.

Часть новой администрации также не против смягчения конфликта с Россией, чтобы ослабить ее связи с Китаем и сделать более нейтральной в глобальном противостоянии.

Попытки в начале своей работы наладить отношения с Россией характерны для всех американских администраций по меньшей мере последние 20 лет – начиная с администрации Буша-младшего, который говорил, что «заглянул Путину в глаза и посмотрел в его душу». Обычно эти попытки заканчиваются очередным грубым нарушением международных правил со стороны России и охлаждением отношений между странами. Однако каждая новая американская администрация в начале упорно пытается достичь прорыва в американо-российских отношениях. Похоже, что администрация Байдена не станет исключением.

Повод для активизации лоббистов Nord Stream 2 в Вашингтоне дала сама Украина, когда правительство нарушило процедуры корпоративного управления при смене руководства НАК «Нафтогаз». Это дало возможность оппонентам выставить Украину как ненадежного партнера, который не соблюдает правила и не выполняет обязательства. Ведь реформа корпоративного управления в государственных компаниях была и является одним из ключевых элементов как программы МВФ, так и согласованного с западными партнерами подхода к реформам в Украине.

Скорее всего, нарушение процедур являлось не столько первопричиной отказа от применения санкций, сколько поводом и амуницией для лоббистов Nord Stream 2. В основе отказа лежали глубокие интересы глобальных игроков.

На прошлой неделе была анонсирована договоренность между США и Германией, которая должна частично обезопасить Украину от негативных последствий достройки Nord Stream 2. Соглашение предусматривает:

- создание Германией фонда в размере $1 млрд для инвестиций в зеленую энергетику в Украине;

- обещание Германии достичь договоренности с Россией о продлении транзита газа через Украину по меньшей мере до 2034 года;

- доступ сторонних игроков к поставкам через Nord Stream 2.

Появление договоренности – неплохая новость для Украины. Однако пока она является рамочной и не содержит конкретных механизмов имплементации, которые бы гарантировали, что она будет работать.

Это рамочное соглашение можно конкретизировать и наполнить содержанием. К Nord Stream 2 можно применить общие правила Третьего энергопакета и работы на рынке ЕС, из которых он сейчас имеет исключение.

Применение одинаковых правил регулируемого тарифообразования (магистральный газопровод является естественной монополией и подпадает под такое регулирование) ко всем магистральным газопроводам в ЕС уровняло бы конкурентные условия между украинским газопроводом и Nord Stream 2. При таких условиях мы были бы вполне конкурентоспособны и сохранили бы большую часть транзита .

Корректное применение антимонопольных правил в отношении обоих «Северных потоков» вообще заставило бы «Газпром» ограничить объем прокачки ними до 50% их мощности, поскольку «Газпром» полностью владеет Nord Stream 2 и является мажоритарным акционером Nord Stream 1. Это нивелировало бы эффект от достройки второго «Потока», который по пропускной способности равен первому.

Такое наполнение американо-немецкой договоренности и должна продвигать на международной арене Украина. Цена успеха – около $2 млрд транзитных денег в год и безопасность страны перед российской военной агрессией.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине