В первом полугодии 2023 года отделения «Новой Почты» появятся в Германии, Литве, Чехии и Румынии. За год количество отделений в Польше вырастет до 48, а количество международных посылок – в 1,5 раза. Как собственная авиакомпания позволит компании закрепиться в Европе
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С марта 2023 года собственная авиакомпания «Новой Почты» – Supernova Airlines начнет первые коммерческие рейсы. «Заканчиваются тестовые полеты», – рассказал Forbes совладелец «Новой почты» Вячеслав Климов.
Компания будет перевозить посылки двумя самолетами АН-26 в 1978-го и 1982-го годов, которые взяла в лизинг в Expedition Aviation из ОАЭ.
Собственная авиакомпания – во-первых, это большая скорость доставки посылок, говорит Климов. «Во-вторых, это качество, поскольку мы получаем полный контроль над логистикой», – добавляет он.
Теперь компания не будет зависеть от фрахта свободного места в самолетах других компаний, говорит управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский. «Собственные самолеты дадут НП необходимую ей операционную гибкость, надежность и уменьшенную себестоимость», – говорит он.
АН-26 будут перевозить грузы только внутри Европы, а базироваться в Польше до окончания войны. По всей вероятности, их логистический центр будет в Жешуве, предполагает эксрегиональный менеджер «АэроСвита» и МАУ Виктор Логвиненко. Такая база, по его словам, позволит НП обслуживать почти всю Европу.
Поскольку воздушное пространство Украины во время войны закрыто, доставка посылок из европейских аэропортов в Украину будет происходить автомобильным транспортом. После войны самолеты НП будут доставлять грузы в аэропорты «Борисполь» и «Львов».
«Новая Почта» ведет переговоры по аренде еще двух самолетов, которые смогут выполнять дальнемагистральные рейсы – из США и Китая. «Именно такой флот в 4 самолета планируем хранить до конца 2024 года, а его дальнейшее расширение будет зависеть от спроса и объема грузов», – сообщила Forbes пресс-служба компании.
До войны «Новая Почта» хотела взять в лизинг Boeing 737-800, В757 или Airbus 321. Планы пришлось пересмотреть через полномасштабное вторжение РФ в Украину. Украинским компаниям очень тяжело договориться с международными лизингодателями о лизинге западных самолетов, на которые продолжается бум спроса в мире, говорит авиаэксперт Евгений Трескунов. «Например, международные лизингодатели требуют финансовых гарантий на весь период лизинга – до 5 лет», – говорит он.
Почему «Новая Почта» взяла в лизинг АН-26
АН-26 – это оптимальное решение для новой украинской авиакомпании, чтобы получить первый сертификат эксплуатанта с минимальными стартовыми затратами и все еще доступным авиаперсоналом с опытом их обслуживания, говорит Трескунов. В качестве примера – «Роза Ветров», которая начинала с самолетов «Антонова», а затем перешла Airbus.
У АН-26 есть свои недостатки и преимущества, говорит Виктор Логвиненко, эксрегиональный менеджер «АэроСвита» и МАУ. Среди преимуществ, по его словам, наличие ремонтной базы и специалистов в Украине, а также универсальность самолетов. «Могут садиться даже на грунтовой полосе протяженностью всего 600 метров, – говорит он. – В Европе аэродромы каждые 200 км, но далеко не все способны принимать самолеты типа Boeing».
Среди недостатков АН-26 – грузоподъемность всего 5 т против 20–60 т у Boeing 737–800, дальность до 1000 км против 5000–10 000 км Boeing.
Лизинг этих самолетов также значительно дешевле, чем того же Boeing 737 ($200 000 в месяц). «Новая Почта» могла себе позволить просто купить эти самолеты, стоимость одного АН-26 – около $100 000», – говорит Логвиненко.
Почему НП их не купило? В долгосрочной перспективе у этих старых самолетов нет ценности, говорит авиаэксперт Евгений Трескунов. «У этих самолетов нет устойчивой рыночной и прогнозируемой остаточной стоимости, поэтому свою жизнь они обычно заканчивают в странах третьего мира, – говорит он. – Никто не сможет такой «актив» пристроить в финансово успешные авиакомпании».
Кроме того, согласно законодательству Украины, импорт самолетов на условиях лизинга не облагается НДС.
«НП входит в авиалогистику постепенно, поскольку это большие инвестиции, а их окупаемость или целесообразность можно оценивать только в сочетании с основным почтовым бизнесом», – говорит Трескунов.
«Новая Почта» планирует выйти на уровень безубыточности авиакомпании минимум за 3 года.
«Новая Почта» идет в Европу
Собственная авиакомпания вписывается в стратегию «Новой Почты» по выходу на европейский рынок, говорит Каленский из «3e Consultants».
В октябре 2022 года «Новая Почта» открыла в Варшаве свое первое отделение в Польше. Сегодня их 18 в крупнейших городах страны: Краков, Люблин, Гданьск, Вроцлав, Познань, Лодзь и Жешув. К декабрю среднее количество доставок через все польские отделения выросло до 2500 в сутки.
Компания пока не доставляет посылки между странами ЕС, а только в и из Украины. В будущем это может измениться, прогнозирует Каленский. «Они двигаются к статусу полноценного европейского «игрока» на континентальном рынке почтовых услуг и логистики», – говорит он. «Новая Почта», вероятно, учитывает успешные модели таких глобальных игроков, как FedEx, DHL и Amazon, также имеющих собственный авиапарк для конкуренции в их основной сфере – экспресс-доставке товаров «от двери до двери», говорит Трескунов.
Доставка между странами ЕС требует значительно больших инвестиций, чем выход в Польшу, предупреждает основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка. «В Европе вряд ли есть место для еще одного почтового оператора, – говорит он. – Например, в Чехии уже нет свободного места, чтобы поставить почтомат».
Преимущество ЧП – это миллионы украинцев, переехавших в ЕС. Значительная часть отсылает (и/или получает) товары родным в Украину, а также отсылает волонтерку из Европы, говорит Каленский. «Эти факторы будут актуальны еще определенное время, которое позволит НП закрепиться на европейском рынке», – говорит он.
Это окно возможностей видят и учредители «Новой Почты». План компании на 2023 год – еще минимум 30 отделений в Польше, как собственных, так и через франшизу, сообщила пресс-служба компании. «У нас много запросов от наших франчайзи из Украины на открытие в Польше в тех городах, где еще нет отделений», – говорится в ответе пресс-службы. Сумма инвестиций в одно отделение, по данным компании – €40 000–60 000.
В прошлом году «Новая почта» доставила 6,5 млн международных посылок, что на 30% меньше, чем в 2021-м (9,3 млн). При этом количество посылок из Украины выросло в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Больше всего посылок доставлено в Польшу и Германию, сообщила пресс-служба компании. Именно эти страны приняли больше украинцев (по оценке НП – 4 млн).
«Новая Почта» еще не объявляла данные за 2022-й, в предвоенный год НП переслала 372 млн посылок. Выручка составила 16,9 млрд грн (+20% к предыдущему году). Доля компании на украинском рынке – 65%.
В 2023 году компания планирует выйти на довоенный уровень международных посылок за счет освоения новых направлений. В первом полугодии 2023-го компания откроет отделения в Литве, Германии, Чехии и Румынии, сообщила пресс-служба «Новой Почты».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.