Категория
Компании
Дата

«Новая Почта» летит в ЕС. Оператор запускает собственную авиакомпанию с авиапарком советских АН и собирается «открыть» еще четыре новых страны

В первом полугодии 2023 года отделения «Новой Почты» появятся в Германии, Литве, Чехии и Румынии. За год количество отделений в Польше вырастет до 48, а количество международных посылок – в 1,5 раза. Как собственная авиакомпания позволит компании закрепиться в Европе

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

С марта 2023 года собственная авиакомпания «Новой Почты» – Supernova Airlines начнет первые коммерческие рейсы. «Заканчиваются тестовые полеты», – рассказал Forbes совладелец «Новой почты» Вячеслав Климов.

Компания будет перевозить посылки двумя самолетами АН-26 в 1978-го и 1982-го годов, которые взяла в лизинг в Expedition Aviation из ОАЭ.

Собственная авиакомпания – во-первых, это большая скорость доставки посылок, говорит Климов. «Во-вторых, это качество, поскольку мы получаем полный контроль над логистикой», – добавляет он.

Теперь компания не будет зависеть от фрахта свободного места в самолетах других компаний, говорит управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский. «Собственные самолеты дадут НП необходимую ей операционную гибкость, надежность и уменьшенную себестоимость», – говорит он.

АН-26 будут перевозить грузы только внутри Европы, а базироваться в Польше до окончания войны. По всей вероятности, их логистический центр будет в Жешуве, предполагает эксрегиональный менеджер «АэроСвита» и МАУ Виктор Логвиненко. Такая база, по его словам, позволит НП обслуживать почти всю Европу.

Поскольку воздушное пространство Украины во время войны закрыто, доставка посылок из европейских аэропортов в Украину будет происходить автомобильным транспортом. После войны самолеты НП будут доставлять грузы в аэропорты «Борисполь» и «Львов».

«Новая Почта» ведет переговоры по аренде еще двух самолетов, которые смогут выполнять дальнемагистральные рейсы – из США и Китая. «Именно такой флот в 4 самолета планируем хранить до конца 2024 года, а его дальнейшее расширение будет зависеть от спроса и объема грузов», – сообщила Forbes пресс-служба компании.

До войны «Новая Почта» хотела взять в лизинг Boeing 737-800, В757 или Airbus 321. Планы пришлось пересмотреть через полномасштабное вторжение РФ в Украину. Украинским компаниям очень тяжело договориться с международными лизингодателями о лизинге западных самолетов, на которые продолжается бум спроса в мире, говорит авиаэксперт Евгений Трескунов. «Например, международные лизингодатели требуют финансовых гарантий на весь период лизинга – до 5 лет», – говорит он.

Ан-26 в аэропорту Антверпена.

Ан-26 – это оптимальное решение для новой украинской авиакомпании

Почему «Новая Почта» взяла в лизинг АН-26

АН-26 – это оптимальное решение для новой украинской авиакомпании, чтобы получить первый сертификат эксплуатанта с минимальными стартовыми затратами и все еще доступным авиаперсоналом с опытом их обслуживания, говорит Трескунов. В качестве примера – «Роза Ветров», которая начинала с самолетов «Антонова», а затем перешла Airbus.

У АН-26 есть свои недостатки и преимущества, говорит Виктор Логвиненко, эксрегиональный менеджер «АэроСвита» и МАУ. Среди преимуществ, по его словам, наличие ремонтной базы и специалистов в Украине, а также универсальность самолетов. «Могут садиться даже на грунтовой полосе протяженностью всего 600 метров, – говорит он. – В Европе аэродромы каждые 200 км, но далеко не все способны принимать самолеты типа Boeing».

Среди недостатков АН-26 – грузоподъемность всего 5 т против 20–60 т у Boeing 737–800, дальность до 1000 км против 5000–10 000 км Boeing.

Лизинг этих самолетов также значительно дешевле, чем того же Boeing 737 ($200 000 в месяц). «Новая Почта» могла себе позволить просто купить эти самолеты, стоимость одного АН-26 – около $100 000», – говорит Логвиненко.

Почему НП их не купило? В долгосрочной перспективе у этих старых самолетов нет ценности, говорит авиаэксперт Евгений Трескунов. «У этих самолетов нет устойчивой рыночной и прогнозируемой остаточной стоимости, поэтому свою жизнь они обычно заканчивают в странах третьего мира, – говорит он. – Никто не сможет такой «актив» пристроить в финансово успешные авиакомпании».

Кроме того, согласно законодательству Украины, импорт самолетов на условиях лизинга не облагается НДС.

«НП входит в авиалогистику постепенно, поскольку это большие инвестиции, а их окупаемость или целесообразность можно оценивать только в сочетании с основным почтовым бизнесом», – говорит Трескунов.

«Новая Почта» планирует выйти на уровень безубыточности авиакомпании минимум за 3 года.

«Новая Почта» идет в Европу

Собственная авиакомпания вписывается в стратегию «Новой Почты» по выходу на европейский рынок, говорит Каленский из «3e Consultants».

В октябре 2022 года «Новая Почта» открыла в Варшаве свое первое отделение в Польше. Сегодня их 18 в крупнейших городах страны: Краков, Люблин, Гданьск, Вроцлав, Познань, Лодзь и Жешув. К декабрю среднее количество доставок через все польские отделения выросло до 2500 в сутки.

Компания пока не доставляет посылки между странами ЕС, а только в и из Украины. В будущем это может измениться, прогнозирует Каленский. «Они двигаются к статусу полноценного европейского «игрока» на континентальном рынке почтовых услуг и логистики», – говорит он. «Новая Почта», вероятно, учитывает успешные модели таких глобальных игроков, как FedEx, DHL и Amazon, также имеющих собственный авиапарк для конкуренции в их основной сфере – экспресс-доставке товаров «от двери до двери», говорит Трескунов.

Доставка между странами ЕС требует значительно больших инвестиций, чем выход в Польшу, предупреждает основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка. «В Европе вряд ли есть место для еще одного почтового оператора, – говорит он. – Например, в Чехии уже нет свободного места, чтобы поставить почтомат».

Преимущество ЧП – это миллионы украинцев, переехавших в ЕС. Значительная часть отсылает (и/или получает) товары родным в Украину, а также отсылает волонтерку из Европы, говорит Каленский. «Эти факторы будут актуальны еще определенное время, которое позволит НП закрепиться на европейском рынке», – говорит он.

Это окно возможностей видят и учредители «Новой Почты». План компании на 2023 год – еще минимум 30 отделений в Польше, как собственных, так и через франшизу, сообщила пресс-служба компании. «У нас много запросов от наших франчайзи из Украины на открытие в Польше в тех городах, где еще нет отделений», – говорится в ответе пресс-службы. Сумма инвестиций в одно отделение, по данным компании – €40 000–60 000.

Forbes

Forbes

В прошлом году «Новая почта» доставила 6,5 млн международных посылок, что на 30% меньше, чем в 2021-м (9,3 млн). При этом количество посылок из Украины выросло в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Больше всего посылок доставлено в Польшу и Германию, сообщила пресс-служба компании. Именно эти страны приняли больше украинцев (по оценке НП – 4 млн).

«Новая Почта» еще не объявляла данные за 2022-й, в предвоенный год НП переслала 372 млн посылок. Выручка составила 16,9 млрд грн (+20% к предыдущему году). Доля компании на украинском рынке – 65%.

В 2023 году компания планирует выйти на довоенный уровень международных посылок за счет освоения новых направлений. В первом полугодии 2023-го компания откроет отделения в Литве, Германии, Чехии и Румынии, сообщила пресс-служба «Новой Почты».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине