Батько і син підприємця із Запоріжжя Євгена Черняка /Александр Чекменев
Категория
Богатейшие
Дата

Александр, внук Александра. Династия Черняков прошла через релокейт, чтобы сохранить свой бизнес. Как они собираются захватить Европу

Александр Черняк-старший и Александр Черняк-младший. Отец и сын известного предпринимателя из Запорожья Евгения Черняка Фото Александр Чекменев

Известный в Украине бизнесмен-инфлюэнсер Евгений Черняк с двух поколений окружен предпринимательским духом. Его отец Александр Черняк построил в Запорожье бизнес по производству кабеля. А сын Александр Черняк превращает компанию в европейского игрока, несмотря на войну.

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере Александр Конотопский и его Ajax Systems, 30 устойчивых компаний Украины во время войны, список украинских предпринимателей, которые пошли воевать и прочее.

Декабрь 2021 года. Александр Черняк, 76, с гордостью демонстрирует репортерам Forbes свое хозяйство. Запорожский завод цветных металлов (ЗЗЦМ) – лидер в Украине по производству медного кабеля. Недавно завод начал выпускать так называемую витую пару, используемую для передачи интернет-сигнала. «Это будущее телекома», – гордится Черняк.

Октябрь 2022-го. После начала полномасштабного вторжения ЗЗЦМ запустил два цеха в Ивано-Франковске. Третий планируется открыть через несколько месяцев, рассказывает внук основателя и председатель наблюдательного совета компании Александр Черняк, 29. Инвестиции в новый завод он оценивает в €21 млн. Несмотря на обстрелы, продолжает работу завод в Запорожье. Цель – выйти на довоенные финансовые результаты в феврале 2023 года.

Как удалось сохранить целенаправленность во время российского нашествия?

ЗЗЦМ – семейный бизнес. Кроме двух Александров, в наблюдательный совет входит известный производитель алкоголя Евгений Черняк, 53. Черняк-младший отвечает за операционное управление с начала 2020-го. «Дед и отец следят за тем, чтобы завод выполнял стратегию и планы», – рассказывает он. Перед полномасштабным вторжением Forbes оценивал компанию в $60 млн. Ее ежемесячная выручка достигала $15 млн.

После того как захватчики оккупировали юг Запорожской области и начали обстреливать заводы в Запорожье, компания стала одним из 913 предприятий, воспользовавшихся программой правительства по релокации в западные регионы. Весной ЗЗЦМ перевез около 10% оборудования и 100 сотрудников в Черновцы.

Стабилизация фронта позволила взвесить дальнейшие действия. Завод в Запорожье производит медь – главное сырье для выпуска кабеля. Черняк-старший выстраивал этот процесс в течение 20 лет, перенести его почти невозможно, говорит внук основателя. К тому же Запорожье, по его словам – родной город. «Нам нравится здесь работать, у нас большой коллектив», – отмечает он.

Безопасность бизнеса потребовала диверсифицировать производство. «У нас много долгосрочных экспортных контрактов, – говорит Черняк-младший. – Если мы хоть раз несвоевременно выполним условия контракта, с нами могут не захотеть сотрудничать в дальнейшем».

Площадка в Черновцах оказалась слишком маленькой. В поисках альтернативы Черняки смотрели и на Львов, и на Закарпатье, но больше всего им подошел один из промышленных кластеров в Ивано-Франковске. ЗЗЦМ арендовал помещение площадью 15 000 кв. м с уже подключенными коммуникациями и электроэнергией.

До войны владельцы планировали расширить производство кабеля и заказали оборудование на €18 млн. Оно начало поступать уже после начала полномасштабного вторжения. «Заехали, установили оборудование и начали работать, – рассказывает Черняк-младший о запуске завода в Ивано-Франковске. – Помещение для первого цеха было в отличном состоянии».

Дело, которое его дедушка основал в начале 1990-х, получило второе дыхание.

Александр Чекменев

Александр Чекменев

Александр Чекменев

Александр Чекменев

Александр Чекменев

Александр Чекменев

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Александр Черняк-старший родился в Запорожье год спустя после окончания Второй мировой войны. «В детстве у меня была одна мечта – наесться, – вспоминает он. – Родители варили манную кашу и прятали от меня. Я становился на стул и тащил ее».

Страх нищеты толкал Александра к упорному труду с 16 лет. Его трудовой путь в народном хозяйстве СССР – токарь, механик, мастер, заместитель директора на заводе «Радиоприбор». «Завод был особенно секретным, нас курировал КГБ», – рассказывает основатель ЗЗЦМ. Производили ящики для отслеживания кораблей и подлодок.

Свой последний пост на советском предприятии Черняк называет «заместитель по общим ответам». Ответы касались поставок комплектования. «Мы работали напрямую с Москвой и союзным Министерством средств связи», – вспоминает он. На этой работе его хватило ненадолго: нужно было заниматься интригами, строить коалиции – «шептать кому-то в уши, переходить из одного лагеря в другой».

В СССР началась эпоха кооперативов, и с подачи директора «Радиоприбора» Черняк со своим партнером Сергеем Рязановым начал производить на оборудовании завода замки с секретным ключом.

Александр Черняк. Отец известного предпринимателя из Запорожья Евгения Черняка /Александр Чекменев

Александр Черняк. Отец известного предпринимателя из Запорожья Евгения Черняка Фото Александр Чекменев

Черняк-старший называет три причины, по которым он решил заняться предпринимательством. «Во-первых, это было ново, во-вторых – я чувствовал себя востребованным, – говорит он. – В-третьих, здесь не нужно было ни перед кем отчитываться. Люблю быть свободным человеком».

Предпринимательского дарования ему было не занимать. По советским меркам, он неплохо зарабатывал в 1970-е – 300–400 рублей в месяц, но всегда пытался подрабатывать.

«Например, был донором, с женой и Евгением работали на сборе черешни, абрикосов, – рассказывает он. – Бывало, после рабочего дня подвозил людей за рубль, за три».

После краха СССР Черняк начал торговать ломом цветных металлов. В 1998-м запустил линию по производству катанки из медных анодов. Еще через шесть лет открыл производство катодов. Из них производится катанка, которую используют для выпуска кабеля. В 2005 году завод на окраине Запорожья, где когда-то был расположен филиал «Радиоприбора», начал выпускать кабель.

В конце 2000-х компания приступила к экспорту кабеля. Молдавский дистрибьютор Volta за 12 лет сотрудничества потратил на продукцию ЗЗЦМ $20 млн. «Ежегодно наш товарооборот с ними рос примерно на 20%», – рассказывает директор Volta Геннадий Крецу. В 2015–2016 годах компания Черняков наладила экспорт кабеля в страны ЕС, но внутренний рынок оставался главным.

До войны украинский рынок медного кабеля составлял около 2500 т в месяц, говорит Алексей Савченко, гендиректор компании «Интеркабель Киев». Запорожский завод цветных металлов, на котором работает 890 человек, может производить 750 т кабеля в месяц.

Война, по разным оценкам, снизила внутренний спрос на 60–70%. Остановились все инвестпроекты. Ежемесячная выручка ЗЗЦМ упала до $4 млн, или четверти от довоенных показателей.

Победа ВСУ на Севере улучшила ситуацию. С апреля рынок ежемесячно растет на 5–10%, отмечает директор дистрибьюторской компании «Поло-Электро» Руслан Василенко.

«Мы надеялись, что после деоккупации земель на Севере там будет большой спрос на кабель, – говорит директор по маркетингу компании «Одескабель» Александр Симонов. – Но люди тратят деньги на первоочередные вещи, например, восстановление окон. А кабель – это второстепенное». Василенко прогнозирует, что до довоенного уровня спрос внутри страны может возобновиться в 2023 году.

Александр Черняк-младший. Сын известного предпринимателя из Запорожья Евгения Черняка /Александр Чекменев

Александр Черняк-младший. Сын известного предпринимателя из Запорожья Евгения Черняка Фото Александр Чекменев

В настоящее время ЗЗЦМ, по оценке Черняка-младшего, занимает 50% украинского рынка медного кабеля. В конце августа завод работал на 100% мощности. После достройки завода в Ивано-Франковске компания сможет производить 1300 т кабеля в месяц стоимостью $20–21 млн.

Ивано-Франковское предприятие будет меньше запорожского. На Западе страны работает 165 рабочих, в феврале их количество должно увеличиться до 270. «Мы активно подбираем людей», – говорит Черняк-младший. Медь на ивано-франковский завод, по его словам, будет поставляться из Запорожья. Но на всякий случай ищет поставщиков меди, которые смогут удовлетворять потребности завода в Ивано-Франковске.

Завод на Западе будет работать исключительно на экспорт. ЗЗЦМ поставляет кабель в Австрию, Венгрию, Словакию, Германию и несколько скандинавских стран. Медный кабель из Украины выигрывает конкуренцию на европейском рынке из-за соотношения цены и качества, считает Савченко из «Интеркабель Киев». Главные конкуренты ЗЗЦМ – итальянская Prysmian и французская Nexans, говорит Александр Черняк-младший. Приходится конкурировать также с румынской Romcab и чешской Prakab.

Мы знаем, как продавать, как строить бренды. Единственное, чего нам сейчас не хватает – это мощности.

В Украине основной конкурент компании Черняков – львовский «Гал-Кат», также имеющий собственное производство меди, говорит Василенко из «Поло-Электро». По его мнению, оба предприятия работают по одинаковым бизнес-процессам и имеют схожий ассортимент – «кабель для масс-маркета». Черняк-младший видит среди конкурентов харьковский «Южкабель», «Одескабель» и киевский «Интеркабель».

Все они должны использовать восстановление спроса на медный кабель после победы и начала восстановления страны. Рынок вырастет как минимум вдвое, если сравнить с довоенным уровнем, прогнозирует Савченко.

После выхода ЗЗЦМ на годовую выручку $240 млн компания сможет вернуть себе довоенную капитализацию, упавшую после начала войны почти втрое. По расчетам Forbes, окончание войны и возобновление логистики повысит оценку компании до $100 млн.

В 2023 году Черняки планируют открыть в Ивано-Франковске производство кабеля для солнечной энергетики. «Это самый востребованный кабель в ЕС, – говорит Черняк-младший. – Благодаря этому проекту мы сможем увеличить наш экспорт».

«Мы знаем, как продавать, как строить бренды, – рассказывал он в декабре 2021-го. – Единственное, чего нам сейчас не хватает – это мощности. Поэтому наша задача – ее наращивать».

Задача остается актуальной, несмотря на войну.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине