Известный в Украине бизнесмен-инфлюэнсер Евгений Черняк с двух поколений окружен предпринимательским духом. Его отец Александр Черняк построил в Запорожье бизнес по производству кабеля. А сын Александр Черняк превращает компанию в европейского игрока, несмотря на войну.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Новый номер журнала Forbes
Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере Александр Конотопский и его Ajax Systems, 30 устойчивых компаний Украины во время войны, список украинских предпринимателей, которые пошли воевать и прочее.
Декабрь 2021 года. Александр Черняк, 76, с гордостью демонстрирует репортерам Forbes свое хозяйство. Запорожский завод цветных металлов (ЗЗЦМ) – лидер в Украине по производству медного кабеля. Недавно завод начал выпускать так называемую витую пару, используемую для передачи интернет-сигнала. «Это будущее телекома», – гордится Черняк.
Октябрь 2022-го. После начала полномасштабного вторжения ЗЗЦМ запустил два цеха в Ивано-Франковске. Третий планируется открыть через несколько месяцев, рассказывает внук основателя и председатель наблюдательного совета компании Александр Черняк, 29. Инвестиции в новый завод он оценивает в €21 млн. Несмотря на обстрелы, продолжает работу завод в Запорожье. Цель – выйти на довоенные финансовые результаты в феврале 2023 года.
Как удалось сохранить целенаправленность во время российского нашествия?
ЗЗЦМ – семейный бизнес. Кроме двух Александров, в наблюдательный совет входит известный производитель алкоголя Евгений Черняк, 53. Черняк-младший отвечает за операционное управление с начала 2020-го. «Дед и отец следят за тем, чтобы завод выполнял стратегию и планы», – рассказывает он. Перед полномасштабным вторжением Forbes оценивал компанию в $60 млн. Ее ежемесячная выручка достигала $15 млн.
После того как захватчики оккупировали юг Запорожской области и начали обстреливать заводы в Запорожье, компания стала одним из 913 предприятий, воспользовавшихся программой правительства по релокации в западные регионы. Весной ЗЗЦМ перевез около 10% оборудования и 100 сотрудников в Черновцы.
Стабилизация фронта позволила взвесить дальнейшие действия. Завод в Запорожье производит медь – главное сырье для выпуска кабеля. Черняк-старший выстраивал этот процесс в течение 20 лет, перенести его почти невозможно, говорит внук основателя. К тому же Запорожье, по его словам – родной город. «Нам нравится здесь работать, у нас большой коллектив», – отмечает он.
Безопасность бизнеса потребовала диверсифицировать производство. «У нас много долгосрочных экспортных контрактов, – говорит Черняк-младший. – Если мы хоть раз несвоевременно выполним условия контракта, с нами могут не захотеть сотрудничать в дальнейшем».
Площадка в Черновцах оказалась слишком маленькой. В поисках альтернативы Черняки смотрели и на Львов, и на Закарпатье, но больше всего им подошел один из промышленных кластеров в Ивано-Франковске. ЗЗЦМ арендовал помещение площадью 15 000 кв. м с уже подключенными коммуникациями и электроэнергией.
До войны владельцы планировали расширить производство кабеля и заказали оборудование на €18 млн. Оно начало поступать уже после начала полномасштабного вторжения. «Заехали, установили оборудование и начали работать, – рассказывает Черняк-младший о запуске завода в Ивано-Франковске. – Помещение для первого цеха было в отличном состоянии».
Дело, которое его дедушка основал в начале 1990-х, получило второе дыхание.
Александр Черняк-старший родился в Запорожье год спустя после окончания Второй мировой войны. «В детстве у меня была одна мечта – наесться, – вспоминает он. – Родители варили манную кашу и прятали от меня. Я становился на стул и тащил ее».
Страх нищеты толкал Александра к упорному труду с 16 лет. Его трудовой путь в народном хозяйстве СССР – токарь, механик, мастер, заместитель директора на заводе «Радиоприбор». «Завод был особенно секретным, нас курировал КГБ», – рассказывает основатель ЗЗЦМ. Производили ящики для отслеживания кораблей и подлодок.
Свой последний пост на советском предприятии Черняк называет «заместитель по общим ответам». Ответы касались поставок комплектования. «Мы работали напрямую с Москвой и союзным Министерством средств связи», – вспоминает он. На этой работе его хватило ненадолго: нужно было заниматься интригами, строить коалиции – «шептать кому-то в уши, переходить из одного лагеря в другой».
В СССР началась эпоха кооперативов, и с подачи директора «Радиоприбора» Черняк со своим партнером Сергеем Рязановым начал производить на оборудовании завода замки с секретным ключом.
Черняк-старший называет три причины, по которым он решил заняться предпринимательством. «Во-первых, это было ново, во-вторых – я чувствовал себя востребованным, – говорит он. – В-третьих, здесь не нужно было ни перед кем отчитываться. Люблю быть свободным человеком».
Предпринимательского дарования ему было не занимать. По советским меркам, он неплохо зарабатывал в 1970-е – 300–400 рублей в месяц, но всегда пытался подрабатывать.
«Например, был донором, с женой и Евгением работали на сборе черешни, абрикосов, – рассказывает он. – Бывало, после рабочего дня подвозил людей за рубль, за три».
После краха СССР Черняк начал торговать ломом цветных металлов. В 1998-м запустил линию по производству катанки из медных анодов. Еще через шесть лет открыл производство катодов. Из них производится катанка, которую используют для выпуска кабеля. В 2005 году завод на окраине Запорожья, где когда-то был расположен филиал «Радиоприбора», начал выпускать кабель.
В конце 2000-х компания приступила к экспорту кабеля. Молдавский дистрибьютор Volta за 12 лет сотрудничества потратил на продукцию ЗЗЦМ $20 млн. «Ежегодно наш товарооборот с ними рос примерно на 20%», – рассказывает директор Volta Геннадий Крецу. В 2015–2016 годах компания Черняков наладила экспорт кабеля в страны ЕС, но внутренний рынок оставался главным.
До войны украинский рынок медного кабеля составлял около 2500 т в месяц, говорит Алексей Савченко, гендиректор компании «Интеркабель Киев». Запорожский завод цветных металлов, на котором работает 890 человек, может производить 750 т кабеля в месяц.
Война, по разным оценкам, снизила внутренний спрос на 60–70%. Остановились все инвестпроекты. Ежемесячная выручка ЗЗЦМ упала до $4 млн, или четверти от довоенных показателей.
Победа ВСУ на Севере улучшила ситуацию. С апреля рынок ежемесячно растет на 5–10%, отмечает директор дистрибьюторской компании «Поло-Электро» Руслан Василенко.
«Мы надеялись, что после деоккупации земель на Севере там будет большой спрос на кабель, – говорит директор по маркетингу компании «Одескабель» Александр Симонов. – Но люди тратят деньги на первоочередные вещи, например, восстановление окон. А кабель – это второстепенное». Василенко прогнозирует, что до довоенного уровня спрос внутри страны может возобновиться в 2023 году.
В настоящее время ЗЗЦМ, по оценке Черняка-младшего, занимает 50% украинского рынка медного кабеля. В конце августа завод работал на 100% мощности. После достройки завода в Ивано-Франковске компания сможет производить 1300 т кабеля в месяц стоимостью $20–21 млн.
Ивано-Франковское предприятие будет меньше запорожского. На Западе страны работает 165 рабочих, в феврале их количество должно увеличиться до 270. «Мы активно подбираем людей», – говорит Черняк-младший. Медь на ивано-франковский завод, по его словам, будет поставляться из Запорожья. Но на всякий случай ищет поставщиков меди, которые смогут удовлетворять потребности завода в Ивано-Франковске.
Завод на Западе будет работать исключительно на экспорт. ЗЗЦМ поставляет кабель в Австрию, Венгрию, Словакию, Германию и несколько скандинавских стран. Медный кабель из Украины выигрывает конкуренцию на европейском рынке из-за соотношения цены и качества, считает Савченко из «Интеркабель Киев». Главные конкуренты ЗЗЦМ – итальянская Prysmian и французская Nexans, говорит Александр Черняк-младший. Приходится конкурировать также с румынской Romcab и чешской Prakab.
Мы знаем, как продавать, как строить бренды. Единственное, чего нам сейчас не хватает – это мощности.
В Украине основной конкурент компании Черняков – львовский «Гал-Кат», также имеющий собственное производство меди, говорит Василенко из «Поло-Электро». По его мнению, оба предприятия работают по одинаковым бизнес-процессам и имеют схожий ассортимент – «кабель для масс-маркета». Черняк-младший видит среди конкурентов харьковский «Южкабель», «Одескабель» и киевский «Интеркабель».
Все они должны использовать восстановление спроса на медный кабель после победы и начала восстановления страны. Рынок вырастет как минимум вдвое, если сравнить с довоенным уровнем, прогнозирует Савченко.
После выхода ЗЗЦМ на годовую выручку $240 млн компания сможет вернуть себе довоенную капитализацию, упавшую после начала войны почти втрое. По расчетам Forbes, окончание войны и возобновление логистики повысит оценку компании до $100 млн.
В 2023 году Черняки планируют открыть в Ивано-Франковске производство кабеля для солнечной энергетики. «Это самый востребованный кабель в ЕС, – говорит Черняк-младший. – Благодаря этому проекту мы сможем увеличить наш экспорт».
«Мы знаем, как продавать, как строить бренды, – рассказывал он в декабре 2021-го. – Единственное, чего нам сейчас не хватает – это мощности. Поэтому наша задача – ее наращивать».
Задача остается актуальной, несмотря на войну.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.