В 2019 году китайский бренд эмоциональных товаров Miniso зашел в Украину и в течение следующих трех лет планировал открыть 80-90 магазинов. В 2023-м речь идет скорее о выживании, чем о развитии. Не обошлось без скандала: из-за похожего дизайна украинских магазинов компания подала в суд на другого азиатского ритейлера UsupSo. Победу в их споре может отпраздновать неожиданный новичок – бренд O!Some. В чем секрет его стремительного развития?
Второй год подряд в украинских судах идет противостояние двух азиатских ритейлеров – Miniso и Usupso. Компании спорят за визуальный стиль вывесок и право представлять его украинским потребителям.
Длительные суды не пошли им на пользу. Чтобы выйти из спора, совладелица компании «Атами» – франчайзи Usupso в Украине – Марианна Самсонова создала новый бренд азиатских товаров O!Some и начала ребрендинг украинских магазинов Usupso. На 10 октября вывеску сменили уже 12 из 30 точек сети, стоимость этой процедуры для каждого магазина – до 250 000 грн, сообщает Самсонова.
Что привело к противостоянию двух азиатских брендов, и как они просмотрели появление мощного местного игрока?
Приключения азиатских тигров в Украине
Дизайнерский бренд Miniso в 2013 году основали японский дизайнер Мияке Джунья и китайский предприниматель Ё Гофу. За первые пять лет работы они открыли более 2000 магазинов в 60 странах, рассказывал генеральный менеджер по Украине Miniso Джек Ши. Бренд зашел в Украину в 2017-м, основав собственную дочернюю компанию и собирался за три года открыть 80-100 магазинов, говорил генеральный директор Miniso Ukraine Джек Ши.
Как работает Miniso?
Miniso работает по правилам трех Low – Low cost (розничная цена ниже, чем у конкурентов), Low profit (за счет маленькой наценки франчайзи могут прогнозировать регулярный прирост продаж) и Low price (низкая себестоимость товаров за счет больших объемов производства). Miniso развивается за счет собственных магазинов и продаж франшиз партнерам-инвесторам в регионах, ее акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация Miniso Group составляет $8,2 млрд. В настоящее время под вывеской Miniso работают более 5500 магазинов в более чем 100 странах мира
Франшизу Usupso в Украине в 2018 году выкупила компания «Атами», принадлежащая Алле Гайдук, Марии Филимоновой и Марианне Самсоновой. Магазины «Атами» и партнеров субфранчайзи под вывеской Usupso впоследствии открылись в Виннице, Одессе, Львове, Киеве, Днепре, Харькове, Черноморске и Полтаве.
О том, что Usupso заходит в Украину, Miniso знали с 2018-го, – уверяла Самсонова RAU. В это время она познакомилась с Джеком Ши и представителями компании в Украине. Первое время азиатские сети не мешали друг другу. «Все изменилось после того, как мы выкупили в Киеве пять магазинов, принадлежавших ранее Miniso», – говорит Самсонова. Miniso ответила.
Что известно об Usupso
Usupso – компания, продающая «товары первой необходимости», основанная Вэй Леем в 2013 году в Японии. В переводе с японского языка Usupso означает «скорость». Ритейлер имеет более 1000 магазинов в Азии, Саудовской Аравии и Украине. Концепция Usupso – нацеленность бренда на «шоппинг с опытом» в контакте с покупателем. Ассортимент продукции ритейлера насчитывает более 500 наименований: косметика, посуда, аксессуары, товары для дома, гаджеты, игрушки и одежда
В начале 2021 года Miniso подала два иска в Хозяйственный суд Киева. Они подобны, их суть – признать торговую марку Usupso (ООО «Атами») недействительной. В частности, Miniso пыталась запретить использование части SO в названии и дизайне магазинов Usupso, cмайл и иероглифы белого цвета.
В качестве обеспечения иска Miniso попросила суд запретить франчайзи Usupso открывать новые магазины, а владельцу бренда передавать права на эту марку. Суд первой инстанции полностью удовлетворил это ходатайство, апелляция сочла такое решение недействительным, а кассационный суд снова вернул дело в суд первой инстанции.
Выходом стал ребрендинг магазинов Usupso в сеть O!Some, объясняет адвокат и партнер MK Legal Service Сергей Гусев, консультирующий Usupso. «Таким образом, второе дело может скоро завершиться при отсутствии состава искового заявления», – добавляет он. Однако первое дело о признании недействительной торговой марки Usupso может продолжаться годами, говорит Гусев.
Куда приводит премиальный one dollar store
Появление O!Some Самсонова анонсировала в декабре 2021 года. В мае 2021-го была зарегистрирована торговая марка. Заявителем и владельцем бренда стал киевлянин Александр Северинов.
Целевая аудитория O!Some – подростки и родители. «Мы работаем на рынке эмоциональных покупок. Нашим конкурентом может быть даже кафе», – рассказывает Самсонова.
С начала большой войны «Атами» открыла шесть новых магазинов, три из них – снова на месте Miniso. «В 2020 году инвестиции в открытие нового магазина составляли $800 на 1 кв. м, сейчас меньше на 20%», – констатирует Самсонова.
В то же время у Miniso дела пошли вниз – выручка ритейлера за 2022 год снизилась на 83%, до 19,6 млн грн. В то же время у «Атами», по цифрам, предоставленным Самоновой, – хотя и уменьшилась на 33,2%, но все равно существенно выше, чем у конкурента – 92,5 млн.
«Таким компаниям, как Miniso или Usupso, чтобы торговать и увеличиваться, нужно жестко масштабироваться, – рассказывает управляющий партнер компании по управлению недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин.
Forbes пытался связаться с Miniso, однако телефоны и почта компании, указанные на сайте, были отключены. На сайте компании фигурируют 16 магазинов в Украине, но эта информация выглядит устаревшей. Сейчас у Miniso есть «два или три магазина» в Киеве и по одному в Ивано-Франковске и Луцке, информировали Forbes в чате заказов Miniso в Instagram.
«Интернет-магазин не работает в связи с началом войны», – уведомили в магазине Miniso в Ивано-Франковске. Однако пользователи могут сделать доставку заказа из магазинов в Луцке и Ивано-Франковске, правда исключительно через сообщения в директ в Instagram.
В то же время глобальная франшиза Miniso в мире не испытывает проблем. По итогам 2023 финансового года, закончившегося 30 июня, выручка компании составила 11,4 млрд юаней, или около $1,5 млрд, что на 13,8% больше предыдущего года, говорится в финансовом отчете компании.
Тем временем, O!Some частично отошла от концепции чисто азиатских товаров и уже год уделяет украинским производителям место на полках своих магазинов. «Ребрендинг пока набирает обороты, но мы уже видим прирост в 12% от показателей Usupso», – говорит Самсонова.
В ее новой сети уже 12 магазинов, у Usupso – 18, Miniso с четырьмя точками замыкает тройку. Кто еще?
Через несколько лет «Аврора» в Украине вытеснит всех, кто будет работать в нише премиальных one dollar store, прогнозирует Ретин. Он предполагает: эта украинская сеть может сделать то же, что сделала АТБ в свое время: добавить в свой ассортимент немного премиума.
Цель совладелицы «Атами» – до конца 2023 года привлечь к ребрендингу все магазины Usupso в Украине. По мнению Самсоновой, это положит конец судебной истории.


- Категория
- Компании
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.