Категория
Компании
Дата

Китайский бренд Miniso открыл 5500 магазинов во всем мире, но почти проиграл рынок Украины. Как ритейлера вытеснил более шустрый украинский конкурент O!Some (а еще есть Usupso)

Бренди азійських магазинів емоційних товарів MINISO vs USUPSO /Коллаж Анна Наконечная

Бренды азиатских магазинов эмоциональных товаров MINISO vs USUPSO Фото Коллаж Анна Наконечная

В 2019 году китайский бренд эмоциональных товаров Miniso зашел в Украину и в течение следующих трех лет планировал открыть 80-90 магазинов. В 2023-м речь идет скорее о выживании, чем о развитии. Не обошлось без скандала: из-за похожего дизайна украинских магазинов компания подала в суд на другого азиатского ритейлера UsupSo. Победу в их споре может отпраздновать неожиданный новичок – бренд O!Some. В чем секрет его стремительного развития?

Второй год подряд в украинских судах идет противостояние двух азиатских ритейлеров – Miniso и Usupso. Компании спорят за визуальный стиль вывесок и право представлять его украинским потребителям.

Длительные суды не пошли им на пользу. Чтобы выйти из спора, совладелица компании «Атами» – франчайзи Usupso в Украине – Марианна Самсонова создала новый бренд азиатских товаров O!Some и начала ребрендинг украинских магазинов Usupso. На 10 октября вывеску сменили уже 12 из 30 точек сети, стоимость этой процедуры для каждого магазина – до 250 000 грн, сообщает Самсонова.

Что привело к противостоянию двух азиатских брендов, и как они просмотрели появление мощного местного игрока?

Приключения азиатских тигров в Украине

Дизайнерский бренд Miniso в 2013 году основали японский дизайнер Мияке Джунья и китайский предприниматель Ё Гофу. За первые пять лет работы они открыли более 2000 магазинов в 60 странах, рассказывал генеральный менеджер по Украине Miniso Джек Ши. Бренд зашел в Украину в 2017-м, основав собственную дочернюю компанию и собирался за три года открыть 80-100 магазинов, говорил генеральный директор Miniso Ukraine Джек Ши.

Как работает Miniso?

Miniso работает по правилам трех Low – Low cost (розничная цена ниже, чем у конкурентов), Low profit (за счет маленькой наценки франчайзи могут прогнозировать регулярный прирост продаж) и Low price (низкая себестоимость товаров за счет больших объемов производства). Miniso развивается за счет собственных магазинов и продаж франшиз партнерам-инвесторам в регионах, ее акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация Miniso Group составляет $8,2 млрд. В настоящее время под вывеской Miniso работают более 5500 магазинов в более чем 100 странах мира

Франшизу Usupso в Украине в 2018 году выкупила компания «Атами», принадлежащая Алле Гайдук, Марии Филимоновой и Марианне Самсоновой. Магазины «Атами» и партнеров субфранчайзи под вывеской Usupso впоследствии открылись в Виннице, Одессе, Львове, Киеве, Днепре, Харькове, Черноморске и Полтаве.

О том, что Usupso заходит в Украину, Miniso знали с 2018-го, – уверяла Самсонова RAU. В это время она познакомилась с Джеком Ши и представителями компании в Украине. Первое время азиатские сети не мешали друг другу. «Все изменилось после того, как мы выкупили в Киеве пять магазинов, принадлежавших ранее Miniso», – говорит Самсонова. Miniso ответила.

Что известно об Usupso

Usupso – компания, продающая «товары первой необходимости», основанная Вэй Леем в 2013 году в Японии. В переводе с японского языка Usupso означает «скорость». Ритейлер имеет более 1000 магазинов в Азии, Саудовской Аравии и Украине. Концепция Usupso – нацеленность бренда на «шоппинг с опытом» в контакте с покупателем. Ассортимент продукции ритейлера насчитывает более 500 наименований: косметика, посуда, аксессуары, товары для дома, гаджеты, игрушки и одежда

В начале 2021 года Miniso подала два иска в Хозяйственный суд Киева. Они подобны, их суть – признать торговую марку Usupso (ООО «Атами») недействительной. В частности, Miniso пыталась запретить использование части SO в названии и дизайне магазинов Usupso, cмайл и иероглифы белого цвета.

В качестве обеспечения иска Miniso попросила суд запретить франчайзи Usupso открывать новые магазины, а владельцу бренда передавать права на эту марку. Суд первой инстанции полностью удовлетворил это ходатайство, апелляция сочла такое решение недействительным, а кассационный суд снова вернул дело в суд первой инстанции.

Выходом стал ребрендинг магазинов Usupso в сеть O!Some, объясняет адвокат и партнер MK Legal Service Сергей Гусев, консультирующий Usupso. «Таким образом, второе дело может скоро завершиться при отсутствии состава искового заявления», – добавляет он. Однако первое дело о признании недействительной торговой марки Usupso может продолжаться годами, говорит Гусев.

Вывеска магазинов Miniso /Shutterstock

Вывеска магазинов Miniso Фото Shutterstock

Вывеска магазинов Usupso /Фото с официальной Facebook страницы Usupso.ua

Вывеска магазинов Usupso Фото Фото с официальной Facebook страницы Usupso.ua

Куда приводит премиальный one dollar store

Появление O!Some Самсонова анонсировала в декабре 2021 года. В мае 2021-го была зарегистрирована торговая марка. Заявителем и владельцем бренда стал киевлянин Александр Северинов.

Целевая аудитория O!Some – подростки и родители. «Мы работаем на рынке эмоциональных покупок. Нашим конкурентом может быть даже кафе», – рассказывает Самсонова.

С начала большой войны «Атами» открыла шесть новых магазинов, три из них – снова на месте Miniso. «В 2020 году инвестиции в открытие нового магазина составляли $800 на 1 кв. м, сейчас меньше на 20%», – констатирует Самсонова.

В то же время у Miniso дела пошли вниз – выручка ритейлера за 2022 год снизилась на 83%, до 19,6 млн грн. В то же время у «Атами», по цифрам, предоставленным Самоновой, – хотя и уменьшилась на 33,2%, но все равно существенно выше, чем у конкурента – 92,5 млн.

«Таким компаниям, как Miniso или Usupso, чтобы торговать и увеличиваться, нужно жестко масштабироваться, – рассказывает управляющий партнер компании по управлению недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин.

Китайский бренд Miniso открыл 5500 магазинов во всем мире, но почти проиграл рынок Украины. Как ритейлера вытеснил более шустрый украинский конкурент O!Some (а еще есть Usupso) /Фото 1

Магазин O!Some. Фото предоставлено Марианной Самсоновой

Forbes пытался связаться с Miniso, однако телефоны и почта компании, указанные на сайте, были отключены. На сайте компании фигурируют 16 магазинов в Украине, но эта информация выглядит устаревшей. Сейчас у Miniso есть «два или три магазина» в Киеве и по одному в Ивано-Франковске и Луцке, информировали Forbes в чате заказов Miniso в Instagram.

«Интернет-магазин не работает в связи с началом войны», – уведомили в магазине Miniso в Ивано-Франковске. Однако пользователи могут сделать доставку заказа из магазинов в Луцке и Ивано-Франковске, правда исключительно через сообщения в директ в Instagram.

В то же время глобальная франшиза Miniso в мире не испытывает проблем. По итогам 2023 финансового года, закончившегося 30 июня, выручка компании составила 11,4 млрд юаней, или около $1,5 млрд, что на 13,8% больше предыдущего года, говорится в финансовом отчете компании.

Тем временем, O!Some частично отошла от концепции чисто азиатских товаров и уже год уделяет украинским производителям место на полках своих магазинов. «Ребрендинг пока набирает обороты, но мы уже видим прирост в 12% от показателей Usupso», – говорит Самсонова.

В ее новой сети уже 12 магазинов, у Usupso – 18, Miniso с четырьмя точками замыкает тройку. Кто еще?

Через несколько лет «Аврора» в Украине вытеснит всех, кто будет работать в нише премиальных one dollar store, прогнозирует Ретин. Он предполагает: эта украинская сеть может сделать то же, что сделала АТБ в свое время: добавить в свой ассортимент немного премиума.

Цель совладелицы «Атами» – до конца 2023 года привлечь к ребрендингу все магазины Usupso в Украине. По мнению Самсоновой, это положит конец судебной истории.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине