Киевский рынок торговой недвижимости близок к насыщению. По состоянию на первое полугодие 2021 года на тысячу жителей Киева было чуть более 660 кв м торговых площадей, подсчитали в «Украинской торговой гильдии». В Варшаве — 925 кв м, в Праге — более 700. В 2022 -м будет больше. На второй квартал запланировано открытие Ocean Mall, общей площадью 110 000 кв м. А также несколько ТРЦ поменьше — Lake Plaza на Оболони, New Way на Троещине, Olympic Park на Позняках
В регионах Украины такой насыщенности торговыми центрами нет. Но тут свои сложности — небогатые потребители. К тому же, их благосостояние падает. По данным Госстата, в 2021 году рост расходов украинцев был выше роста доходов. Пандемия добавила вызовов. При карантинных ограничениях торгово-развлекательные центры закрывали на несколько недель или ограничивали поток посетителей.
Как отрасль пережила 2021 год? Forbes поговорил с генеральным директором компании Arricano Real Estate Анной Чуботиной. Arricano — один из крупнейших в Украине операторов торгово-развлекательных центров. В ее портфеле — четыре ТРЦ в Киеве, Запорожье и Кривом Роге общей площадью более 180 000 кв м. Кроме этого, 49,9% в столичном ТРЦ Sky Mall, которым компания не управляет из-за корпоративного конфликта.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
О ситуации на рынке торговой недвижимости
Вакантность в торговых центрах по Киеву — 4-8%, а арендные ставки выросли до уровня 2019 года. Потребительский спрос в 2021 году не снизился. Несмотря на covid-ограничения, возврат посетителей в торговые центры в этом году был более быстрым. В 2020 году наши доходы сократились на 13% в долларах. В 2021-м, несмотря на то, что действовали ограничения, отрасль сработала лучше. И год мы закончили лучше: на середину 2021-го у нас был рост дохода +19% год к году в долларах.
Обороты арендаторов в 2021 году не только достигли оборотов в 2019-го, но и превысили их. Особенно в категории «спорт» и у некоторых fashion-арендаторов. Мы увидели, что уже восстанавливается сегмент развлечений. В том числе кинотеатры. Выросла конверсия, средний чек и товарообороты. Визит стал более целевым. Потребитель приходит в торговый центр с четкой целью.
О роли ТРЦ в борьбе с эпидемией Covid-19
Торговые центры в Украине взяли на себя функции провайдера вакцинации. Мы, объединившись вокруг наших профильных ассоциаций, решили отстаивать интересы отрасли, потому что ситуация была сложной.
Мы понимали, что торговые центры смогут посещать только клиенты с сертификатами о прививках. И стало очевидно, что государство не успевает провести масштабную вакцинацию, чтобы у нас было достаточно посетителей. Поэтому наша компания развернула в торговых центрах прививочные пункты. К примеру, в Запорожье, в октябре-ноябре, в нашем торговом центре было вакцинировано около 10% от всех привитых в области.
Почему в пандемические годы «выстрелили» ТРЦ районного масштаба?
Потребители в момент введения ограничений перестали выезжать за пределы своего проживания. С одной стороны, это было связано и с определенным страхом, и со сложностями логистики, и с нежеланием куда-то уезжать. А, с другой стороны, с тем, что к своему торговому центру ты испытываешь максимальное доверие и тебе там комфортно, спокойно.
Поэтому наш «РайON» в Киеве – торговый центр, который на протяжении этих двух лет все время показывал положительную динамику по посещаемости. В прошлом году, в отдельные периоды, он рос до 20% год к году. Это при том, что другие проекты могли показывать падение посещаемости на 10-15% год к году.
О менеджменте в условиях неопределенности
В последние годы у нас сократились горизонты планирования. От ограничений до ограничений. На 2022 -й мы опять утвердили годовой бизнес-план. Но стали настолько гибкими, что в любой момент готовы вносить изменения. В 2020-м мы работали удаленно, но вернулись в офис, как только смогли это сделать. Я считаю, что работа в офисе эффективнее. Чтобы сохранялся командный дух нужно находиться вместе.
У нас есть несколько дней в месяц, когда сотрудники могут работать удаленно, а все остальное время мы работаем либо в офисе, либо в торговых центрах. Последнее очень важно: мы лучше видим как работают арендаторы, лучше понимаем бизнес.
О новом торгово-развлекательном комплексе Lukianivka
Открытие Lukianivka запланировано на 2023 год. Торговая площадь – порядка 47 тыс кв м. Я очень рассчитываю, что мы вложимся в эти строки.
Строительные работу идут активно. В одной части торговый центр уже зашивается по периметру сэндвич-панелями, построены паркинг и второй уровень – как раз там и запланированы кинотеатр и развлекательная зона. В этом году мы планируем начать переговоры с операторами. Но якорные арендаторы были готовы подписываться уже вчера. Есть три арендатора, которые хотели бы открыться в этом торговом центре.
Мы будем усиливать фудкорт, зону развлечений. И увеличивать их долю в составе торгового центра. Здесь есть интересный момент. С одной стороны последние пару лет, во время пандемии, фудкорт и вообще развлекательный сегмент испытывали сложности большие, чем остальные операторы. А с другой, именно фудкорты и развлечения — это тот элемент, который позволяет торговым центрам отстранятся от онлайна. Поэтому их доля и их важность для таких проектов, как наши, будут только расти.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.