Реформа «наружки». Что изменят новые правила размещения рекламы /УНИАН
Категория
Компании
Дата

Реформа «наружки». Что изменят новые правила размещения рекламы

3 хв читання

УНИАН

Депутаты взялись за упорядочивание наружной рекламы. Количество рекламных конструкций сократят вдвое, а оставшиеся возьмут под контроль: устанавливать их можно будет только в определенных местах. Традиционные билборды заменят современные цифровые экраны

На пригородном железнодорожном вокзале во Львове от наружной рекламы рябит в глазах: расстояние между рекламными конструкциями разных форматов местами не превышает 10 метров вместо разрешенных городскими правилами 100. «Полный хаос», – говорит руководитель отдела внешней рекламы Львовского горсовета Елена Хестанова. Похожая картина не редкость для многих украинских городов. 

Навести порядок с размещением наружной рекламы мешает несогласованность правил, регулирующих рынок. Вот один из примеров. Вся наружная реклама на привокзальной территории считается «рекламой на транспорте» и находится в ведении «Укрзализныци», а значит, мэрия не может контролировать ее размещение. Хестанова говорит, что существующие нормы размещения рекламных конструкций размыты и часто противоречат друг другу, что порождает разные трактовки.  

«В некоторых городах от нас требуют пересогласовывать разрешения каждые пять лет, в других – каждый год», − говорит Лариса Булатова, директор оператора наружной рекламы «Перехид Аутдор». Ее компания работает в восьми городах Украины.  

В июне Верховная Рада приняла за основу законопроект №5094, регулирующий внешнюю рекламу, сейчас его готовят ко второму чтению. Документ подготовили 15 депутатов из разных фракций. Что предусматривает реформа?

Главное новшество – единый порядок размещения внешней рекламы. Он определяет перечень документов, необходимых для получения разрешения, регламентирует основания для отказа в выдаче и процедуру согласования разрешения со службами города. Бумажные образцы документов на размещение рекламы заменят электронные, которые подаются через Центры предоставления админуслуг.  

Закон обязывает местные власти размещать рекламные конструкции по утвержденной схеме, в строго отведенных для этого местах, с указанием конкретного типа рекламного носителя. Одна из авторов законопроекта, вице-спикер Елена Кондратюк полагает, что это позволит вдвое сократить количество рекламных конструкций. 

В Киеве такая схема работает уже несколько лет, – говорит начальница управления по вопросам рекламы КГГА Оксана Полищук. Отсутствие закона ослабляет позиции городской власти в судебных разбирательствах с нарушителями. В спорах о незаконном размещении рекламы суд в большинстве случаев становится на сторону истца. «Требование размещать рекламу строго в отведенных местах считается превышением полномочий власти», – объясняет Хестанова, которая столкнулась с такой ситуацией во Львове.  

«Реформа «наружки» в Киеве уже показала результат и нуждается в масштабировании, – считает Булатова из «Перехид Аутдор». – Общее количество билбордов и рекламных фасадов сократилось на 70%, а центр города стал чище от рекламы». Разницу между «как было» и «как стало» демонстрирует прилегающая к Окружной дороге территория за чертой города – вдоль дороги на подъезде к Киеву по-прежнему нагромождение щитов», – говорит Булатова. 

Законопроект может решить проблему нелегальных билбордов вдоль автомобильных трасс. Их число, по данным Оксаны Полищук из КГГА, достигает 90% от общего количества. Теперь у каждого щита появится свой электронный «паспорт»: «наружку» промаркируют с помощью QR-кодов и внесут в специальный реестр, который выложат в открытом доступе. Это позволит каждому желающему проверить законность установки конкретного билборда или ситилайта, а также найти информацию о собственнике, заказчике. В случае нарушения закона конструкцию демонтируют. «Не нужно будет ждать месяцами и годами, как сейчас», − говорит глава Ассоциации наружной рекламы Украины Ирина Медвидь. 

Реформа наружной рекламы легализует часть незаконных операторов и увеличит поступления в местные бюджеты, прогнозирует нардеп, соавтор законопроекта Павел Сушко.

Полищук из КГГА не рассчитывает на дополнительные поступления от легализации «наружки» – ключевые нормы, внесенные в законопроект, уже реализованы в столице. Сейчас наружная реклама приносит в ее казну 200 млн грн в год. Во Львове, где поступления от наружной рекламы составляют 60 млн грн в год, готовы к их снижению. «Разработка схем будет означать уменьшение числа конструкций примерно на 50%, а значит, и сокращение поступлений, – говорит Хестанова. – Но Львов не преследует цель увеличить поступления, мы стремимся к порядку, обновлению и сокращению».

По данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в 2020 году digital-составляющая рынка наружной рекламы выросла на 42% – до 291 млн грн. Новые правила стимулируют операторов наружной рекламы еще активнее инвестировать в современные цифровые носители. «Если мы точно знаем, что у нас действует договор минимум на пять лет, есть четкие правила, схемы размещения, это значит, что вложения в цифровые рекламные конструкции окупятся», − говорит Булатова. По расчетам Ассоциации наружной рекламы Украины, операторы инвестируют в обновление рекламной инфраструктуры и новые технологии около 1,6 млрд грн. 

Проникновение digital out of home в Украине составляет не более 10%, в Великобритании – 60%, говорит партнер холдинга NCG и CEO агентства DIEVO Иван Кучеренко. По словам Ларисы Булатовой, опыт Киева показал повышенный спрос на цифровые носители у крупных рекламодателей, которые до последнего времени предпочитали ТВ-рекламу. 

По данным ВРК, рынок out of home в 2020 году сократился на 25% – до 3,16 млрд грн. В 2021 году коалиция прогнозирует рост на 17%, а объемы digital увеличатся на 38% – до 402 млн грн. По прогнозу ВРК, принятие законопроекта ускорит динамику роста рынка наружной рекламы после 2022 года.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд