Категория
Компании
Дата

Шлейф национализации на 10 млрд грн. Государственный ПриватБанк владеет 245 заправками, но зарабатывает на них Игорь Коломойский. В чем суть дела

3 хв читання

Ігор Коломойський /УНИАН

Государственный ПриватБанк годами не может получить контроль над 245 автозаправками, которыми продолжают пользоваться компании группы «Приват». Фото УНИАН

Государственный ПриватБанк годами не может получить контроль над своими 245 автозаправками. Этими заправками на условиях лизинга владеют компании из группы «Приват» Игоря Коломойского. Однако они за это не платят и уже накопили более 10 млрд грн долгов, по данным госбанка. Откуда у ПриватБанка заправки и сколько на них зарабатывает Коломойский.

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд Shemax, який заробляє понад 100 млн на пилососах для пилу від нігтів👉 Дивіться за цим лінком

ПриватБанк с 2020 года не может расторгнуть с компаниями из группы «Приват» Игоря Коломойского договоры о лизинге 245 АЗС. Эти заправки, полученные банком в залог по требованию НБУ накануне национализации, были сразу переданы в лизинг группе «Приват» в 2016 году на 10 лет, рассказывала Forbes в 2021-м Галина Пахачук, занимавшая тогда должность замглавы правления ПриватБанка.

Первые четыре месяца после национализации ПриватБанк получал платежи по лизинговым договорам. Потом заемщики перестали платить, говорила Пахачук.

На июль 2023 года долг группы «Приват» перевалил за 10 млрд грн, по данным ПриватБанка, которые имеются в распоряжении Forbes. В то же время компании из группы Коломойского могли за это время заработать минимум 1,87 млрд грн прибыли с этих заправок, по оценке директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна. Его расчеты строятся на том, что одна заправка «Привата» продает 1900 л в сутки с наценкой 2 грн/л.

Для неформальной группы АЗС «Приват» 245 заправок – это четверть сети. Группа объединяет 950 заправок под разными брендами, самые крупные из них – «Авиас» и ANP. Например, один из лидеров рынка WOG имеет 380 АЗС, ОККО – 430 заправок.

Forbes обратился за комментарием к «Авиасу», но не получил ответа. Редакция готова опубликовать позицию группы «Приват» по этому делу сразу после ее предоставления.

ПриватБанк пытается разорвать лизинговые соглашения с 2020 года. Тогда банку удалось вернуть в собственность 65 АЗС. Сразу после первых успехов банк преследуют неудачи – юристы «Привата» нашли способ, как сохранять статус-кво. «Группа компаний по орбите бывших владельцев банка уже третий год руками отдельных судей блокирует ПриватБанку возможность проводить мероприятия внесудебного и судебного урегулирования проблемной задолженности», – говорит Олеся Жулинская, директор по коммуникациям ПриватБанка.

Национализация ПриватБанка

18 декабря 2016 года правительство и Совет нацбезопасности и обороны Украины поддержали национализацию ПриватБанка. Такое решение было принято из-за дефицита средств и риска банкротства.

В 2016 году НБУ по рекомендации МВФ нанял международных консультантов Kroll и AlixPartners. AlixPartners готовил сценарий национализации и помогал разрабатывать стратегию возврата активов, Kroll расследовал махинации с активами.

Владельцы «Привата» обязались выполнить программу оздоровления, подписав в 2016 году гарантийное письмо. Надо было внести деньгами 3–4 млрд грн и переоформить кредиты с фирм-пузырьков на реальные компании с внесением реальных залогов вместо «воздуха» – имущественных прав на будущие поставки товаров. «Приват» не выполнил даже первого этапа программы. Но Нацбанк дал его владельцам второй шанс.

На втором этапе банк должен был конвертировать кредиты на 74 млрд грн, заменив фирмы-пузыри рабочим бизнесом и активами в Великобритании, США или Украине, чтобы потом погашать эти долги в течение пяти-семи лет. Проверка НБУ в середине октября показала, что 36 новых заемщиков – такие же пустышки.

ПриватБанк Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова пришлось национализировать.

Перспективы судебной войны между «Приватом» и ПриватБанком за заправки

За последние три года компании из группы «Приват» инициировали 15 исков с целью получить судебное обеспечение, которое запрещает ПриватБанку разрывать лизинговые договоры и изымать свои заправки до конца завершения судебного дела.

В 2021 году Верховный суд принял сторону ПриватБанка, признав такие ограничения незаконными. Однако это не помогло. Лизингополучатели не оперируют заправками, а передают их в субаренду другим компаниям. Суборендаторов много, и они почти каждый год меняются, что позволяет каждый раз инициировать новые иски и блокировать право ПриватБанка на эти АЗС, говорит собеседник в банке, который попросил не называть его имя и должность, поскольку он не уполномочен предоставлять комментарии.

«Чем больше компаний пользуются имуществом, тем сложнее вернуть его владельцу», – говорит юрист адвокатского объединения «Юскутум» Сурен Авакян. Подобные дела могут годы рассматриваться в судах, добавляет он.

Затоплена АЗС "Авиас" в Новой Каховке. /Getty Images

Затоплена АЗС "Авиас" в Новой Каховке. Фото Getty Images

Очередной виток судебных споров ПриватБанка и группы «Приват» начался в июне 2023-го. Сразу 34 компании из группы «Приват» подали иски в хозяйственный суд Запорожья. Под предлогом банкротства одного из субарендаторов истцы хотят в очередной раз добиться судебного обеспечения, то есть запрета на изъятие заправок ПриватБанком.

Какие шансы ПриватБанка получить контроль над своими заправками?

Надежда ПриватБанка – донести до судей, что ограничения, налагаемые судами, не законны, говорит Forbes собеседник в банке. «Надеемся, что на каком-то этапе судьи просто не рискнут принимать сомнительные решения против государства», – добавляет он.

Взыскать долг по лизинговым договорам – еще более сложная задача, говорит Авакян. «Сумма слишком велика, юристы и в дальнейшем будут искать способы уклониться от выплат», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд