11 апреля входящие в группу «Приват» топливные сети Avias, ANP, Sentosa снизили цены на топливо сразу на 3 грн/л. Что повлекло за собой и какие перспективы у сети Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С начала года сеть «Привата » Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова держали цены на самом высоком уровне в Украине – 53–50 грн/л бензина и дизтоплива. «Выше, чем у них, цены были только у премиум-сети Socar», – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. У «Привата» не было достаточно ресурса, поскольку не смог быстро переориентироваться на импорт из Европы, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.
11 апреля сеть «Привата» снизила цены на топливо сразу на 3 грн, до 47 грн за литр бензина А-95 и дизтоплива. За один день приватовские АЗС по премиум-сегменту перешли в средний, где находились последние годы перед войной.
«До войны они, напротив, держали самые низкие цены на рынке среди национальных сетей, это была их фишка, – говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. – Они были прайс-мейкером рынка, остальные подстраивались под их цены. Сейчас такого уже нет.
В довоенном 2021-м группа «Приват» занимала первое место на рынке как по количеству заправок, так и по объемам продаж топлива в розницу, говорит в интервью Forbes СЕО ОККО Василий Даниляк. В 2022 году доля «Привата» на розничном рынке снизилась на 3 п.п., до 11%, по данным «Консалтинговой группы «А-95».
В целом, рынок просел на 35%, «Приват» потерял около 40% продаж, говорит Сиренко. Клиентов переманили конкуренты с сопоставимыми ценами, но более качественным сервисом. По объемам реализации в 2022 группу опередили ОККО и WOG, которые заняли 18% и 13% рынка соответственно.
В 2023 году средние суточные продажи одной заправки группы «Приват» упали примерно на 30%, до 1000 л по сравнению с 2022-м (1400-1500 л), по оценке «Консалтинговой группы «А-95». Например: одна заправка ОККО продает в сутки 8000–10 000 л.
До войны сеть «Привата» тоже была неэффективной, но это компенсировалось вертикальной интеграцией: «Укрнафта » добывала нефть, Кременчугский НПЗ ее перерабатывал в топливо, которое продавалось на АЗС группы. «Эти полугосударственные компании дотировали низкие цены в сети», – говорит Куюн.
Благодаря «Укрнафте» и Кременчугскому НПЗ заправки «Привата» имели преимущество даже перед поставщиками российского и белорусского топлива, говорит Сиренко.
В ноябре «Укрнафта» и Кременчугский НПЗ были отчуждены в пользу государства. Теперь «Приват» вынужден работать, как и остальной рынок, на импортном топливе, говорит Куюн.
Приват импортирует топливо из Греции и Турции, говорит Сиренко. В марте Турция увеличила импорт российского топлива до семилетнего максимума, пишет Bloomberg. Часть российского топлива также переваливается с российских на греческие танкеры у побережья Греции, что позволяет обходить санкции ЕС против российских нефтепродуктов.
Однако факт импорта из этих стран не может свидетельствовать о том, что «Приват» импортирует российское топливо, говорит Куюн. К концу марта дисконт на топливо российского происхождения 100–200 $/т, говорит вице-президент ОККО Юрий Кучабский.
«Приват» включился в конкуренцию
«Резкое снижение цен означает, что сети группы «Приват» наконец-то включились в конкуренцию за клиента», говорит Куюн.
Поточных цен «Привата» может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать отставание. Нужны мощный маркетинг, узнаваемость и доверие к бренду, вкусный кофе и хот-доги. «На заправках этой сети даже магазинов нет, а туалеты на улице», – говорит Леушкин.
Сеть «Привата» нуждается в инвестициях в модернизацию. Обновление одной станции – это от $200 000 инвестиций, говорит Куюн. То есть на всю сеть нужно от $200 млн без всяких гарантий, что эти инвестиции окупятся, добавляет он.
Для еще большего демпинга у «Привата» нет ресурсов без «Укрнафты» и Кременчугского НПЗ, говорит Александр Мельничук, директор по стратегическому маркетингу и инновациям «БРСМ-Нефть».
Альтернатива – продажа сети конкурентам или аренда, говорит Куюн. «Там нечего покупать, разве что место», – говорит совладелец столичной сети автозаправок KLO Игорь Чернявский. «Сетка неравномерная, хаотическая, магазинов нет», – добавляет он.
Большая маржинальность на украинском рынке топлива пока позволяет «Привату» оставаться на плаву, несмотря на падение продаж, говорит Леушкин из сети АЗС Prime. Дизтопливо на границе стоит 35–36 грн, на заправке – 47 грн/л, по данным консалтинговой группы «А-95».
После публикации статьи добавлены средние суточные продажи на заправках «Приват» в 2022 году, по оценке «Консалтинговой группы «А-95».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.