Сколько денег отобрали у кума Владимира Путина, оставив его без нефтепровода
Высший антикоррупционный суд 23 февраля арестовал украинскую часть магистрального нефтепровода “Самара-Западное направление”, сообщило Национальное антикоррупционное бюро. Нефтепровод, по которому шли поставки дизельного топлива из России и Белоруссии в Украину, принадлежит компании “ПрикарпатЗахидтранс”. Ее формальные владельцы – белорусский бизнесмен Николай Воробей и гражданин Германии Анатолий Шефер, неформальным владельцем “трубы” участники рынка считают Виктора Медведчука.
Дизельное топливо в Украине в основном импортное. Только 14% производят украинские заводы. По данным “Консалтинговой группы А-95”, Украина импортировала в 2020 году 6,3 млн т дизеля. Котировки ценового агентства Argus на это топливо колебались в этот период в пределах $380-400/т. Общий объем рынка – $2,4-2,5 млрд. “В 2016-м году, на пике своей работы, трубопровод обеспечивал около 40% украинского рынка”, — говорит народный депутат Андрей Герус. С тех пор ситуация изменилась: в прошлом году через “трубу Медведчука” в Украину было завезено 660 000 т, то есть 10,5% всего импорта.
На каждой тонне топлива, которое поставляется по этой трубе, ее владелец зарабатывает около $35, говорит информированный источник в Нафтогазе. Таким образом, прибыль компании “ПрикарпатЗахидтранс” за 2020 год могла составить $21,8 млн.
Первый удар по этому бизнесу был нанесен сразу после прихода к власти Владимира Зеленского. В августе 2019 года Кабмин Алексея Гончарука ввел пошлины на трубопроводный импорт дизеля, а в августе 2020-го повысил их и продлил их действие. В 2019 году поставки дизеля через эту трубу упали на треть до 1,2 млн т, а в 2020-м – на 45%. В середине февраля 2021, после введения СНБО санкций против Виктора Медведчука, поставки топлива по трубе были прекращены. “Поток этого продукта не остановится, он просто поедет железной дорогой”, – прогнозирует директор «Консалтинговой группы А-95»” Сергей Куюн.
Детективы Национального антикоррупционного бюро ведут расследование по захвату имущества «ПрикарпатЗахидтранс» с 2017-го года. "Серьезные вещи любят тишину", — объясняет пресс-секретарь НАБУ Оксана Митницкая то, о чём стало известно только сейчас. Официальная формулировка – "по факту присвоения имущества должностными лицами компании «ПрикарпатЗахидтранс» вместе со служебными лицами государства Украина, служебными лицами Российской Федерации”. В марте 2020-го НАБУ просило регулятора на рынке энергетики НКРЕКП проверить законность выдачи лицензии «ПрикарпатЗахидтранс». Комиссия решила, что лицензия выдана незаконно. Компания пыталась это оспорить, но проиграла суды.
11 февраля НАБУ сообщило о подозрении заместительнице директора Украинского государственого НИИ азотной промышленности (УкрДІАП) (ее имя не раскрывается в силу презумпции невиновности) . По версии следствия, именно из-за ее экспертного заключения в 2017 году суд в Ровенской области передал нефтепровод из государственной в частную собственность.
На сайте “ПрикарпатЗахидтранс” намерение правоохранителей вернуть имущество государству называют “рейдерским захватом” и попыткой “большевистской национализации”. Сам Медведчук тоже отрицает свою причастность к компании.
Финансовый удар по Медведчуку его кум вряд ли оставит незамеченным. «Вполне возможен вариант, когда россияне, а за ними и белоруссы, придумают предлог остановить импорт дизеля», – полагает директор трейдинговой компании “Прайм” Дмитрий Леушкин. На фоне приближающийся посевной и ожидаемого повышенного спроса на дизель со стороны аграриев, это может вызвать всплеск цен на топливо.
Еще один важный актив «ПрикарпатЗахидтранса» – 129 000 т топлива в самой трубе. Компания оценивает его таможенную стоимость в 1,5 млрд грн. Топливо принадлежит трейдерам, а, чтобы его не украли, за имуществом компании присмотрит государственная “Укртранснафта”. Дальнейшую судьбу актива решит Агентство по поиску и управлению активами (АРМА).
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.