Сколько денег отобрали у кума Владимира Путина, оставив его без нефтепровода
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Высший антикоррупционный суд 23 февраля арестовал украинскую часть магистрального нефтепровода “Самара-Западное направление”, сообщило Национальное антикоррупционное бюро. Нефтепровод, по которому шли поставки дизельного топлива из России и Белоруссии в Украину, принадлежит компании “ПрикарпатЗахидтранс”. Ее формальные владельцы – белорусский бизнесмен Николай Воробей и гражданин Германии Анатолий Шефер, неформальным владельцем “трубы” участники рынка считают Виктора Медведчука.
Дизельное топливо в Украине в основном импортное. Только 14% производят украинские заводы. По данным “Консалтинговой группы А-95”, Украина импортировала в 2020 году 6,3 млн т дизеля. Котировки ценового агентства Argus на это топливо колебались в этот период в пределах $380-400/т. Общий объем рынка – $2,4-2,5 млрд. “В 2016-м году, на пике своей работы, трубопровод обеспечивал около 40% украинского рынка”, — говорит народный депутат Андрей Герус. С тех пор ситуация изменилась: в прошлом году через “трубу Медведчука” в Украину было завезено 660 000 т, то есть 10,5% всего импорта.
На каждой тонне топлива, которое поставляется по этой трубе, ее владелец зарабатывает около $35, говорит информированный источник в Нафтогазе. Таким образом, прибыль компании “ПрикарпатЗахидтранс” за 2020 год могла составить $21,8 млн.
Первый удар по этому бизнесу был нанесен сразу после прихода к власти Владимира Зеленского. В августе 2019 года Кабмин Алексея Гончарука ввел пошлины на трубопроводный импорт дизеля, а в августе 2020-го повысил их и продлил их действие. В 2019 году поставки дизеля через эту трубу упали на треть до 1,2 млн т, а в 2020-м – на 45%. В середине февраля 2021, после введения СНБО санкций против Виктора Медведчука, поставки топлива по трубе были прекращены. “Поток этого продукта не остановится, он просто поедет железной дорогой”, – прогнозирует директор «Консалтинговой группы А-95»” Сергей Куюн.
Детективы Национального антикоррупционного бюро ведут расследование по захвату имущества «ПрикарпатЗахидтранс» с 2017-го года. "Серьезные вещи любят тишину", — объясняет пресс-секретарь НАБУ Оксана Митницкая то, о чём стало известно только сейчас. Официальная формулировка – "по факту присвоения имущества должностными лицами компании «ПрикарпатЗахидтранс» вместе со служебными лицами государства Украина, служебными лицами Российской Федерации”. В марте 2020-го НАБУ просило регулятора на рынке энергетики НКРЕКП проверить законность выдачи лицензии «ПрикарпатЗахидтранс». Комиссия решила, что лицензия выдана незаконно. Компания пыталась это оспорить, но проиграла суды.
11 февраля НАБУ сообщило о подозрении заместительнице директора Украинского государственого НИИ азотной промышленности (УкрДІАП) (ее имя не раскрывается в силу презумпции невиновности) . По версии следствия, именно из-за ее экспертного заключения в 2017 году суд в Ровенской области передал нефтепровод из государственной в частную собственность.
На сайте “ПрикарпатЗахидтранс” намерение правоохранителей вернуть имущество государству называют “рейдерским захватом” и попыткой “большевистской национализации”. Сам Медведчук тоже отрицает свою причастность к компании.
Финансовый удар по Медведчуку его кум вряд ли оставит незамеченным. «Вполне возможен вариант, когда россияне, а за ними и белоруссы, придумают предлог остановить импорт дизеля», – полагает директор трейдинговой компании “Прайм” Дмитрий Леушкин. На фоне приближающийся посевной и ожидаемого повышенного спроса на дизель со стороны аграриев, это может вызвать всплеск цен на топливо.
Еще один важный актив «ПрикарпатЗахидтранса» – 129 000 т топлива в самой трубе. Компания оценивает его таможенную стоимость в 1,5 млрд грн. Топливо принадлежит трейдерам, а, чтобы его не украли, за имуществом компании присмотрит государственная “Укртранснафта”. Дальнейшую судьбу актива решит Агентство по поиску и управлению активами (АРМА).
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.