Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях

4 хв читання

Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Как построить проект, который просуществует десятилетия, спросил однажды Forbes митрополита украинской греко-католической церкви Бориса Гудзяка. Нужно много терпения, ответил владыка Борис. И — чаще улыбаться, добавил он с мягкой усмешкой.

Юмор – ключ к успеху во многих сферах деловой жизни. Психологи Карен О’Квин и Джоэл Аронофф однажды провели эксперимент, участники которого торговались о цене предмета искусства. Половина арт‑дилеров говорила: «Моя последняя цена – Х». А другая половина добавляла: «Но я дам еще и свою ручную лягушку». Веселым дилерам клиенты были готовы заплатить на 18% больше, да и выходили они с переговоров в отличном настроении.

«Юмор – суперсила в бизнесе,– пишут Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас из Стэнфордской бизнес‑школы в книге Humour, Seriously.– Сейчас– больше, чем когда‑либо». Шутки полезны не только на переговорах. Юмор помогает формировать отношения между сотрудниками, создавать доверительную атмосферу и изящно выходить из сложных ситуаций. Как наделить свою компанию такой суперсилой?

Юмор был основой культуры львовского холдинга !FEST с основания в 2007 году. «В нашей компании сооснователи шутят друг с другом, а сотрудники понимают юмор»,– рассказывает PR‑директор !FEST Тарас Маселко.

Создатели !FEST Андрей Худо, Дмитрий Герасимов и Юрий Назарук часто подшучивают друг над другом: например, украшают двери в кабинеты друг друга забавными плакатами и инсталляциями. Над входом в кабинет Назарука написано «Тут додають львівськості». Табличку заказал Герасимов, отец девочки‑подростка и поклонник стрельбы. Его дверь коллеги украсили плакатом с надписью «Тронь мою дочь, и с места, которого ты не увидишь, раздастся звук, которого ты уже не услышишь».

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 1
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 2
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Команды ценят руководителей, которые умеют шутить. Начальники с чувством юмора на 27% более мотивирующие, а их сотрудники на 15% более вовлечены в рабочий процесс, показал в 1987 году профессор менеджмента Питсбургского университета Уэйн Декер.

Юмор– обоюдоострое оружие, с ним нужно обращаться осторожно. «Задача лидера – не навязывать культуру, а показать, что юмор и веселье на работе приветствуются»,– пишут Аакер и Багдонас.

В офисе IT‑компании EVO висит большая доска с мемами разных команд, юмор которых понятен только инсайдерам. Называется «мемасечная». Основатели компании не развивали культуру юмора специально, но в какой‑то момент настолько заинтересовались шутками сотрудников, что поручили рабочей группе систематизировать корпоративный фольклор.

Со временем инсайдерские мемы трансформируются в стикеры, футболки и артефакты, рассказывает руководитель команды коммуникаций EVO Юлия Новаченко. На рабочих местах сотрудников EVO можно увидеть огромную мягкую игрушку, топор или кадило. «Мы не знаем, почему они там, но это неважно, – говорит Новаченко. – Важно, что командам от этого хорошо и смешно». Ее личный артефакт – каска пожарника, которую Новаченко подарили после того, как ей пришлось объяснять журналистам, что офис EVO не горит – просто во дворе соседнего здания загорелся пенопласт.

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 3
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 4
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 5
Предыдущий слайд
Следующий слайд

За что сотрудники EVO ценят корпоративные шутки? Опрос, проведенный в компании, показал – за возможность переключиться с работы и ощущение принадлежности.

Топ‑менеджеры IT‑компании Intellias часто используют юмор в общении, рассказывает вице-президент по управлению талантами Роман Гапачило. «На каком‑то митинге меня может подколоть CEO компании, а я отвечу ему шуткой на другой встрече»,– говорит он.

Гапачило хорошо понимает ценность юмора: он – профессиональный автор комедий. Свои совещания часто начинает с шуток. Это расслабляет команду и дает ей понять, что все в порядке. После этого можно переходить к статусам. Такая практика полезна и потому, что юмор провоцирует выделение дофамина. Это делает человека более вовлеченным, помогает лучше запоминать информацию, эффективнее решать проблемы и быть более креативным.

Юмор незаменим при установлении первого контакта, чтобы снять скованность в общении, говорит Гапачило. На конференции он приезжает немного заранее, изучает аудиторию и придумывает остроты, которые сработают именно с этой публикой. «Говорю две‑три шутки и начинаю презентацию,– рассказывает бизнесмен. – Так люди включаются намного быстрее».

В Intellias не принимали специального решения сделать юмор частью корпоративных ценностей. В компании строят культуру открытой коммуникации без осуждения, где сотрудники чувствовали бы себя в безопасности. «Я могу задать неудобный вопрос, искренне высказать мнение, неудачно пошутить, и это воспринимается как норма», – объясняет Гапачило. Если культивировать открытость общения, юмор последует как часть неформальной коммуникации.

Люди, которые не обижаются на шутки в свой адрес, нормально воспринимают и критику, заметил Маселко. Чем сильнее у человека чувство юмора, тем лучше и быстрее он может адаптироваться ко внешним раздражителям, включая конструктивную критику.

Один из мемов арт‑отдела !FEST – коллаж с космонавтом, который сидит на Луне c бутылкой пива и слышит крик «Где макет?!», доносящийся с Земли. Новичков тут просят спеть песню или прочесть стихотворение. В ресторанах холдинга тоже раньше существовали обряды инициации: например, новичкам предлагали съесть жмых, оставшийся после приготовления кофе в машине. «Это черный юмор. Но работа на кухне – очень непростое дело,– говорит Маселко.– Мне кажется, такие жесткие шутки – своего рода проверка на стрессоустойчивость».

С началом пандемии в !FEST шутить стали реже. «Всем было сложно. Мы поняли: время не для юмора, а для поддержки», – вспоминает Маселко. На некоторые темы, по мнению Гапачило, вообще не стоит острить в рабочем пространстве: например, религия, национальность, культурные отличия, пол, языки и возраст.

Умение шутить стоит развивать всем, в чьи задачи входит коммуникация. «В юморе есть приемы и формы, – говорит Гапачило. – Это алгоритмы, им можно научиться». «В последний год я стала очень богатой, знаменитой и скромной», – сказала как‑то комедиантка Эми Шумер. Это, по мнению Аакер и Багдонас, удачная шутка. В ней использован простой алгоритм – осознанное преувеличение и серия из трех однородных элементов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине