Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях

Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Как построить проект, который просуществует десятилетия, спросил однажды Forbes митрополита украинской греко-католической церкви Бориса Гудзяка. Нужно много терпения, ответил владыка Борис. И — чаще улыбаться, добавил он с мягкой усмешкой.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Юмор – ключ к успеху во многих сферах деловой жизни. Психологи Карен О’Квин и Джоэл Аронофф однажды провели эксперимент, участники которого торговались о цене предмета искусства. Половина арт‑дилеров говорила: «Моя последняя цена – Х». А другая половина добавляла: «Но я дам еще и свою ручную лягушку». Веселым дилерам клиенты были готовы заплатить на 18% больше, да и выходили они с переговоров в отличном настроении.

«Юмор – суперсила в бизнесе,– пишут Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас из Стэнфордской бизнес‑школы в книге Humour, Seriously.– Сейчас– больше, чем когда‑либо». Шутки полезны не только на переговорах. Юмор помогает формировать отношения между сотрудниками, создавать доверительную атмосферу и изящно выходить из сложных ситуаций. Как наделить свою компанию такой суперсилой?

Юмор был основой культуры львовского холдинга !FEST с основания в 2007 году. «В нашей компании сооснователи шутят друг с другом, а сотрудники понимают юмор»,– рассказывает PR‑директор !FEST Тарас Маселко.

Создатели !FEST Андрей Худо, Дмитрий Герасимов и Юрий Назарук часто подшучивают друг над другом: например, украшают двери в кабинеты друг друга забавными плакатами и инсталляциями. Над входом в кабинет Назарука написано «Тут додають львівськості». Табличку заказал Герасимов, отец девочки‑подростка и поклонник стрельбы. Его дверь коллеги украсили плакатом с надписью «Тронь мою дочь, и с места, которого ты не увидишь, раздастся звук, которого ты уже не услышишь».

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 1
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 2
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Команды ценят руководителей, которые умеют шутить. Начальники с чувством юмора на 27% более мотивирующие, а их сотрудники на 15% более вовлечены в рабочий процесс, показал в 1987 году профессор менеджмента Питсбургского университета Уэйн Декер.

Юмор– обоюдоострое оружие, с ним нужно обращаться осторожно. «Задача лидера – не навязывать культуру, а показать, что юмор и веселье на работе приветствуются»,– пишут Аакер и Багдонас.

В офисе IT‑компании EVO висит большая доска с мемами разных команд, юмор которых понятен только инсайдерам. Называется «мемасечная». Основатели компании не развивали культуру юмора специально, но в какой‑то момент настолько заинтересовались шутками сотрудников, что поручили рабочей группе систематизировать корпоративный фольклор.

Со временем инсайдерские мемы трансформируются в стикеры, футболки и артефакты, рассказывает руководитель команды коммуникаций EVO Юлия Новаченко. На рабочих местах сотрудников EVO можно увидеть огромную мягкую игрушку, топор или кадило. «Мы не знаем, почему они там, но это неважно, – говорит Новаченко. – Важно, что командам от этого хорошо и смешно». Ее личный артефакт – каска пожарника, которую Новаченко подарили после того, как ей пришлось объяснять журналистам, что офис EVO не горит – просто во дворе соседнего здания загорелся пенопласт.

Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 3
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 4
Умение шутить полезно как для лидеров, так и для их команд. Как строят культуру юмора в украинских компаниях /Фото 5
Предыдущий слайд
Следующий слайд

За что сотрудники EVO ценят корпоративные шутки? Опрос, проведенный в компании, показал – за возможность переключиться с работы и ощущение принадлежности.

Топ‑менеджеры IT‑компании Intellias часто используют юмор в общении, рассказывает вице-президент по управлению талантами Роман Гапачило. «На каком‑то митинге меня может подколоть CEO компании, а я отвечу ему шуткой на другой встрече»,– говорит он.

Гапачило хорошо понимает ценность юмора: он – профессиональный автор комедий. Свои совещания часто начинает с шуток. Это расслабляет команду и дает ей понять, что все в порядке. После этого можно переходить к статусам. Такая практика полезна и потому, что юмор провоцирует выделение дофамина. Это делает человека более вовлеченным, помогает лучше запоминать информацию, эффективнее решать проблемы и быть более креативным.

Юмор незаменим при установлении первого контакта, чтобы снять скованность в общении, говорит Гапачило. На конференции он приезжает немного заранее, изучает аудиторию и придумывает остроты, которые сработают именно с этой публикой. «Говорю две‑три шутки и начинаю презентацию,– рассказывает бизнесмен. – Так люди включаются намного быстрее».

В Intellias не принимали специального решения сделать юмор частью корпоративных ценностей. В компании строят культуру открытой коммуникации без осуждения, где сотрудники чувствовали бы себя в безопасности. «Я могу задать неудобный вопрос, искренне высказать мнение, неудачно пошутить, и это воспринимается как норма», – объясняет Гапачило. Если культивировать открытость общения, юмор последует как часть неформальной коммуникации.

Люди, которые не обижаются на шутки в свой адрес, нормально воспринимают и критику, заметил Маселко. Чем сильнее у человека чувство юмора, тем лучше и быстрее он может адаптироваться ко внешним раздражителям, включая конструктивную критику.

Один из мемов арт‑отдела !FEST – коллаж с космонавтом, который сидит на Луне c бутылкой пива и слышит крик «Где макет?!», доносящийся с Земли. Новичков тут просят спеть песню или прочесть стихотворение. В ресторанах холдинга тоже раньше существовали обряды инициации: например, новичкам предлагали съесть жмых, оставшийся после приготовления кофе в машине. «Это черный юмор. Но работа на кухне – очень непростое дело,– говорит Маселко.– Мне кажется, такие жесткие шутки – своего рода проверка на стрессоустойчивость».

С началом пандемии в !FEST шутить стали реже. «Всем было сложно. Мы поняли: время не для юмора, а для поддержки», – вспоминает Маселко. На некоторые темы, по мнению Гапачило, вообще не стоит острить в рабочем пространстве: например, религия, национальность, культурные отличия, пол, языки и возраст.

Умение шутить стоит развивать всем, в чьи задачи входит коммуникация. «В юморе есть приемы и формы, – говорит Гапачило. – Это алгоритмы, им можно научиться». «В последний год я стала очень богатой, знаменитой и скромной», – сказала как‑то комедиантка Эми Шумер. Это, по мнению Аакер и Багдонас, удачная шутка. В ней использован простой алгоритм – осознанное преувеличение и серия из трех однородных элементов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине