Конфликты отнимают драгоценное время, энергию и препятствуют производительности бизнеса. Рассмотрение дела в суде также не гарантирует благоприятный результат для обеих сторон. Закон Украины «О медиации» дает возможность сторонам урегулировать споры, не обращаясь в суд, с малейшими рисками и расходами
Закон Украины «О медиации» закрепил на законодательном уровне возможность применять процедуру медиации.
Этот Закон позволил разрешать путем медиации любые конфликты, возникающие в гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношениях. А также по делам об административных правонарушениях и в уголовных производствах с целью примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым).
Стороны смогут в любое время обратиться к медиатору – как до обращения в суд, так и во время судебного разбирательства дела или на этапе исполнения судебного решения. Речь идет о судах, третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Проведение медиации не повлияет на течение исковой давности.
Обращение к медиации происходит по взаимному согласию сторон. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, в отличие от судебного разбирательства.
Важной новеллой Закона является гарантия конфиденциальности процесса. Вся информация, которая стала известна при подготовке и проведении медиации, является данными с ограниченным доступом. Медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля по делу о информации, которая стала ему известна во время медиации.
Законом определены основные принципы и общая регламентация процедуры от ее инициирования до момента прекращения, права и обязанности медиатора и сторон медиации, а также требования к медиатору.
Важной нормой Закона является положение об ответственности медиатора, в частности за несоблюдение норм профессиональной этики.
Заключительными и переходными положениями Закона предлагается внести ряд изменений в законодательные акты Украины. Например, положение о возможности возврата 60% уплаченного судебного сбора в случае успешного проведения медиации по спору, являющемуся предметом рассмотрения в суде, и возможность остановить производство по делу в связи с проведением медиации.
Кто может быть медиатором
Получить статус медиатора сможет любое физическое лицо, прошедшее в образовательных учреждениях Украины или за границей базовую подготовку медиатора в объеме не менее 90 часов обучения (в том числе не менее 45 часов практики). Эти требования не распространяются на медиаторов, которые до вступления в силу Закона уже осуществляют деятельность и получили аккредитацию медиатора, что подтверждается сертификатами.
Медиатор не может совмещать функцию медиатора с функцией другого участника медиации в одном конфликте или быть представителем сторон в досудебном или судебном разбирательстве в том же споре, в котором он является медиатором.
Медиатор не является тем, кто принимает решения, а только помогает найти варианты разрешения ситуации.
Как новый Закон поможет бизнесу эффективнее разрешать споры
Медиация является гибким процессом, в котором порядок, продолжительность и количество встреч зависят от желания сторон урегулировать конфликт. Стороны, обратившись к процедуре, могут самостоятельно определять время и место встреч.
Медиация обычно завершается в течение одного дня, реже нескольких недель, поскольку обращение к медиации является добровольным согласием обеих сторон. Следовательно, они заинтересованы в разрешении спора в максимально короткие сроки.
По сравнению с судебным и арбитражным процессами, медиация является гораздо более дешевым способом урегулирования спора, даже если в ее процессе участвуют адвокаты сторон, поскольку ее продолжительность меньше.
Медиация является конфиденциальным процессом. В то же время любое лицо может присутствовать в процессе рассмотрения дела в суде и ознакомиться с судебным решением в открытом реестре.
Процедура медиации снижает риски причинения вреда репутации предпринимателя. Независимо от того, какое решение будет достигнуто в процессе медиации, оно конфиденциально и никто за пределами соглашения не будет знать о существовании и разрешении спора.
Предприниматели могут использовать этот инструмент для сохранения деловых отношений или минимизации рисков появления споров в будущем.
Решение, достигнутое при обращении к медиации, всегда основывается на компромиссе и удовлетворяет интересы обеих сторон, следовательно, будет надлежащим образом выполняться.
В итоге
При обращении к процедуре медиации предприниматели смогут ожидать экономию времени, гибкий процесс, конфиденциальность и сбережение средств.
Законодательное закрепление медиации позволит снизить нагрузку на судебную систему и сократить сроки рассмотрения дел в суде.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.