Вы никогда не увидите компании, о которых идет речь в этой статье, в списке Next250, у них нет никакого шанса стать большими. Десятилетиями «стоять» на одном месте – осознанный выбор их владельцев. При этом бизнес остается успешным. Как им это удается?
Новый номер журнала Forbes
Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipro-M и почти два десятка текстов.
В 1990-х студенты Оксана и Тарас Середюки любили полакомиться на свиданиях киевской перепичкой. «Садились на скамейке и хрустели жареной сосиской в тесте. Было вкусно и доступно», – вспоминает Оксана Середюк.
С тех пор супруги вырастили одного из крупнейших игроков ресторанного рынка. Их 29 «Мафий», Nam и Bao принимают гостей в Киеве, Харькове, Львове, Николаеве и Днепре. А вот «Киевская перепичка», которая с 1982 года продает сосиски в тесте на улице Богдана Хмельницкого (бывшей Ленина), почти не изменилась: одна точка продаж, один продукт, разве что Coca-Cola в меню появилась. «Можно и сейчас вспомнить вкус студенчества», – улыбается Середюк.
За эти годы «Киевская перепичка» превратилась в культовое место и одну из гастровизиток столицы, ее вспоминают пользователи туристических онлайн-ресурсов TripAdvisor и Foursquare (оценки 4,5 из 5 и 8,3 из 10 соответственно).
К окошку с перепичкой почти всегда очередь, несмотря на засилье фастфуда в центре столицы. Оксана Середюк предполагает, что успех «Перепички» как раз и обусловлен тем, что заведение не стало масштабироваться, а осталось в единственном экземпляре.
Forbes не удалось пообщаться с владельцем «Перепички» Игорем Грищенко. Сотрудники ресторана сказали, что руководство находится в зоне боевых действий, поэтому принято решение сохранять тишину. Выручка заведения, по данным YouControl, за военный 2022-й год выросла на 11,5%, достигнув 16,4 млн грн.
«Перепичка» – далеко не единственный пример компаний, отказавшихся от роста и экспансии, но десятилетиями успешно работающих, опровергая крылатую фразу о сути бизнеса – «Расти или умирай» (приписывают Джеку Уэлчу). Например, пиццерия «Везувио», которая более 30 лет делает одинаковую пиццу; дом трикотажа RITO, не растерявший клиенток, несмотря на нашествие гигантов фэшн-ритейла; символ «тортов под заказ» – кондитерская Kalyna.
За счет чего маленьким компаниям удается десятилетиями оставаться на плаву и почему их владельцы отказались от амбициозных планов?
•••
В 1995 году в Киеве начала работу итальянская кондитерская с украинским названием Kalyna. Ее владелец – известный бизнесмен Михаил Бродский, 64, – открыл заведение, чтобы было куда приглашать итальянских партнеров по мебельному бизнесу Veneto. Чтобы не было стыдно перед зарубежными гостями, Бродский лично контролировал качество еды и сервиса в Kalyna. Кондитерская надолго стала в Киеве синонимом тортов и пирожных под заказ.
Бродский говорит, что сначала думал масштабировать бизнес, но не дошли руки – стал нардепом, пошел в оппозицию к тогдашнему президенту Леониду Кучме. Когда политические вихри улеглись, предприниматель передумал. «Это небольшие заработки, – говорит Бродский, – но Kalyna – это не столько о прибыли, сколько об ощущении удовольствия от того, что жизнь прекрасна». В настоящее время кондитерской управляет один из трех сыновей бизнесмена.
Похожая философия и у Мирона Спольского, 70. Он владелец легендарной «Пиццы Везувио», работающей на улице Рейтарской в Киеве с 1995 года. «Я делаю пиццу потому, что мне нравится делать пиццу, а не по финансовым причинам. «Везувио» успешна в том масштабе, в котором работает», – говорит он. Впрочем, Спольский не раскрывает финрезультатов деятельности пиццерии.
Он не скрывает, что не хотел отдавать компании слишком много энергии. Часть его жизни занимают консалтинговый бизнес и общественная деятельность – он развивает в Украине скаутское движение «Пласт», активно участвовал в Майданах 2004-го и 2014-го годов.
Рецептуру некоторых пицц Спольский не меняет уже 30 лет. Он считает это фишкой заведения и гордится тем, что клиенты, возвращаясь после перерыва, радуются вкусу, такому же, как и 10–15 лет назад. Такая сфокусированность позволяет поварам набить руку и выдавать стабильное качество, добавляет совладелица Mafia Оксана Середюк.
В Kalyna тоже придерживаются проверенных рецептов. Бродский рассказывает, как его невестка попыталась осовременить состав готовящегося по рецепту бабушки бизнесмена торта «Наполеон». Говорит, клиентам не понравилось, и они пожаловались Бродскому. Проверенный вариант вернули. «Люди не хотят ничего менять в своей жизни, если это им нравится», – объясняет он. Часть десертного меню в 2023-м у Kalyna такая же, как и в 1995-м.
Счастья не купишь
Нежелание владельцев усложнять жизнь, принимать риски, расширяя бизнес, – одна из причин того, что успешные компании, которые любят клиенты, так и остаются малым бизнесом, говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYB [Develop Your Business] Игорь Гут. «Масштабирование оказывает существенное влияние на образ жизни. Цена вопроса – не только деньги, но и душевный комфорт человека», – размышляет Гут.
Другая причина – осторожность и нетолерантность к риску. Спольский рассказывает, что, как непрофессионал в ресторанном бизнесе, во время масштабирования допустил бы многие ошибки. «Ошибки неизбежны, если любая структура будет развиваться», – говорит предприниматель.
Проблемой он считает, что при масштабировании сложно избежать коррупции внутри компании. «Это худшая вещь, – говорит предприниматель, – и это распространенная проблема, которая была ужасной в 1990-е». Он знает, о чем говорит: в свое время в Киеве было три заведения «Везувио». Спольский закрыл два заведения по разным причинам.
Развивать бизнес сложнее, чем его поддерживать, резюмирует основатель агентства брендинга Fedoriv Андрей Федоров.
Он рассказывает, что в юности сам мечтал о компании с миллиардными выручками, однако с годами начал на это смотреть более философски: «Да, бизнес, который невозможно масштабировать, – плохо с точки зрения инвестора, есть нехватка капитализации, – говорит он, – однако, если за компанией стоят счастливый человек и его счастливая семья, это прекрасно».
•••
«Топливо», которое позволяет маленьким бизнесам десятилетиями преуспевать на рынках, где правят международные гиганты, – любовь клиентов. Пример – модный дом RITO, существующий с 1991 года. У компании два магазина – на Подоле и возле станции метро «Золотые ворота».
«У них хорошее качество», – отзывается бывшая торговая представительница Украины Наталья Никольская, являющаяся клиенткой RITO с 2010 года.
Но такие длительные отношения строятся не только на качестве товара, но и на личности владелицы. Основательница RITO Татьяна Абрамова дружит с клиентами. «Есть люди, которые на позитиве, умеют продавать и нравиться окружающему миру. Вот такая Татьяна. У нее есть харизма, вовлеченность, активная жизненная позиция», – объясняет совладелец компании «Текстиль-Контакт» Александр Соколовский. Он говорит, что его жена Дарья является клиенткой RITO.
Абрамова, которая сначала хотела построить крупный бизнес, поменяла взгляды 15 лет назад. «Я подумала, это работа для тебя, а не ты для работы», – говорит она. Абрамова не раскрывает выручку компании, но говорит, что выручка офлайн-магазинов уже вернулась на довоенный уровень.
Есть пример долговечного существования компаний и в бьюти-индустрии. Еще с советских времен в Киеве работал Институт красоты, где принимали дерматологи и косметологи. После обретения независимости он стал акционерным обществом. И несмотря на то, что система обслуживания в нем походила на районную поликлинику, проработал до 2020 года. Годовая выручка компании, по данным YouControl, до закрытия составляла 12–13 млн грн.
Одна из причин жизнестойкости Института – в цене: «старорежимный» салон красоты был дешевле модных заведений. Еще одна – качественное лечение от специалистов, у которых точно есть медицинское образование и большой опыт, объясняет на условиях анонимности косметолог, которая до закрытия направляла своих клиентов на лечение болезней кожи именно в Институт красоты.
В октябре заведение планирует возобновить прием клиентов. Волощенко с партнерами выкупила нежилые помещения в здании рядом.
Владелица, которой в этом году исполнится 88, не боится конкуренции на перегретом столичном рынке бьюти-услуг. Говорит, что намерена углублять научную составляющую Института красоты – внедрять консультации профессоров медицины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.