Мирон Спольський, 70, власник легендарної «Піци Везувіо» /Антон Забельский для Forbes Ukraine
Категория
Свой бизнес
Дата

Бизнес должен постоянно развиваться? Не факт. «Киевская перепичка», модный дом RITO, «Пицца Везувио» и кондитерка Kalyna отказались от больших амбиций, и вот что из этого вышло

Владелец легендарной «Пиццы Везувио» Мирон Спольский, 70, не меняет рецептуру некоторых пицц уже 30 лет Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Вы никогда не увидите компании, о которых идет речь в этой статье, в списке Next250, у них нет никакого шанса стать большими. Десятилетиями «стоять» на одном месте – осознанный выбор их владельцев. При этом бизнес остается успешным. Как им это удается?

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipro-M и почти два десятка текстов.

В 1990-х студенты Оксана и Тарас Середюки любили полакомиться на свиданиях киевской перепичкой. «Садились на скамейке и хрустели жареной сосиской в тесте. Было вкусно и доступно», – вспоминает Оксана Середюк.

С тех пор супруги вырастили одного из крупнейших игроков ресторанного рынка. Их 29 «Мафий», Nam и Bao принимают гостей в Киеве, Харькове, Львове, Николаеве и Днепре. А вот «Киевская перепичка», которая с 1982 года продает сосиски в тесте на улице Богдана Хмельницкого (бывшей Ленина), почти не изменилась: одна точка продаж, один продукт, разве что Coca-Cola в меню появилась. «Можно и сейчас вспомнить вкус студенчества», – улыбается Середюк.

За эти годы «Киевская перепичка» превратилась в культовое место и одну из гастровизиток столицы, ее вспоминают пользователи туристических онлайн-ресурсов TripAdvisor и Foursquare (оценки 4,5 из 5 и 8,3 из 10 соответственно).

К окошку с перепичкой почти всегда очередь, несмотря на засилье фастфуда в центре столицы. Оксана Середюк предполагает, что успех «Перепички» как раз и обусловлен тем, что заведение не стало масштабироваться, а осталось в единственном экземпляре.

Forbes не удалось пообщаться с владельцем «Перепички» Игорем Грищенко. Сотрудники ресторана сказали, что руководство находится в зоне боевых действий, поэтому принято решение сохранять тишину. Выручка заведения, по данным YouControl, за военный 2022-й год выросла на 11,5%, достигнув 16,4 млн грн.

Киевская лепешка /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Вкус на все времена. Знаменитая киевская перепичка – сосиска в тесте – не меняется с 1980-х. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

«Перепичка» – далеко не единственный пример компаний, отказавшихся от роста и экспансии, но десятилетиями успешно работающих, опровергая крылатую фразу о сути бизнеса – «Расти или умирай» (приписывают Джеку Уэлчу). Например, пиццерия «Везувио», которая более 30 лет делает одинаковую пиццу; дом трикотажа RITO, не растерявший клиенток, несмотря на нашествие гигантов фэшн-ритейла; символ «тортов под заказ» – кондитерская Kalyna.

За счет чего маленьким компаниям удается десятилетиями оставаться на плаву и почему их владельцы отказались от амбициозных планов?

•••

В 1995 году в Киеве начала работу итальянская кондитерская с украинским названием Kalyna. Ее владелец – известный бизнесмен Михаил Бродский, 64, – открыл заведение, чтобы было куда приглашать итальянских партнеров по мебельному бизнесу Veneto. Чтобы не было стыдно перед зарубежными гостями, Бродский лично контролировал качество еды и сервиса в Kalyna. Кондитерская надолго стала в Киеве синонимом тортов и пирожных под заказ.

Бродский говорит, что сначала думал масштабировать бизнес, но не дошли руки – стал нардепом, пошел в оппозицию к тогдашнему президенту Леониду Кучме. Когда политические вихри улеглись, предприниматель передумал. «Это небольшие заработки, – говорит Бродский, – но Kalyna – это не столько о прибыли, сколько об ощущении удовольствия от того, что жизнь прекрасна». В настоящее время кондитерской управляет один из трех сыновей бизнесмена.

Похожая философия и у Мирона Спольского, 70. Он владелец легендарной «Пиццы Везувио», работающей на улице Рейтарской в Киеве с 1995 года. «Я делаю пиццу потому, что мне нравится делать пиццу, а не по финансовым причинам. «Везувио» успешна в том масштабе, в котором работает», – говорит он. Впрочем, Спольский не раскрывает финрезультатов деятельности пиццерии.

Мирон Спольский, 70, владелец легендарной «Пиццы Везувио», работающей на улице Рейтарской в Киеве с 1995 года. /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Мирон Спольский, 70, владелец легендарной «Пиццы Везувио», работающей на улице Рейтарской в Киеве с 1995 года. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Он не скрывает, что не хотел отдавать компании слишком много энергии. Часть его жизни занимают консалтинговый бизнес и общественная деятельность – он развивает в Украине скаутское движение «Пласт», активно участвовал в Майданах 2004-го и 2014-го годов.

Рецептуру некоторых пицц Спольский не меняет уже 30 лет. Он считает это фишкой заведения и гордится тем, что клиенты, возвращаясь после перерыва, радуются вкусу, такому же, как и 10–15 лет назад. Такая сфокусированность позволяет поварам набить руку и выдавать стабильное качество, добавляет совладелица Mafia Оксана Середюк.

В Kalyna тоже придерживаются проверенных рецептов. Бродский рассказывает, как его невестка попыталась осовременить состав готовящегося по рецепту бабушки бизнесмена торта «Наполеон». Говорит, клиентам не понравилось, и они пожаловались Бродскому. Проверенный вариант вернули. «Люди не хотят ничего менять в своей жизни, если это им нравится», – объясняет он. Часть десертного меню в 2023-м у Kalyna такая же, как и в 1995-м.

Счастья не купишь

Нежелание владельцев усложнять жизнь, принимать риски, расширяя бизнес, – одна из причин того, что успешные компании, которые любят клиенты, так и остаются малым бизнесом, говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYB [Develop Your Business] Игорь Гут. «Масштабирование оказывает существенное влияние на образ жизни. Цена вопроса – не только деньги, но и душевный комфорт человека», – размышляет Гут.

Другая причина – осторожность и нетолерантность к риску. Спольский рассказывает, что, как непрофессионал в ресторанном бизнесе, во время масштабирования допустил бы многие ошибки. «Ошибки неизбежны, если любая структура будет развиваться», – говорит предприниматель.

Проблемой он считает, что при масштабировании сложно избежать коррупции внутри компании. «Это худшая вещь, – говорит предприниматель, – и это распространенная проблема, которая была ужасной в 1990-е». Он знает, о чем говорит: в свое время в Киеве было три заведения «Везувио». Спольский закрыл два заведения по разным причинам.

Развивать бизнес сложнее, чем его поддерживать, резюмирует основатель агентства брендинга Fedoriv Андрей Федоров.

Он рассказывает, что в юности сам мечтал о компании с миллиардными выручками, однако с годами начал на это смотреть более философски: «Да, бизнес, который невозможно масштабировать, – плохо с точки зрения инвестора, есть нехватка капитализации, – говорит он, – однако, если за компанией стоят счастливый человек и его счастливая семья, это прекрасно».

•••

«Топливо», которое позволяет маленьким бизнесам десятилетиями преуспевать на рынках, где правят международные гиганты, – любовь клиентов. Пример – модный дом RITO, существующий с 1991 года. У компании два магазина – на Подоле и возле станции метро «Золотые ворота».

«У них хорошее качество», – отзывается бывшая торговая представительница Украины Наталья Никольская, являющаяся клиенткой RITO с 2010 года.

Татьяна Абрамова, основательница RITO. /из личного архива

Татьяна Абрамова, основательница RITO. Фото из личного архива

Но такие длительные отношения строятся не только на качестве товара, но и на личности владелицы. Основательница RITO Татьяна Абрамова дружит с клиентами. «Есть люди, которые на позитиве, умеют продавать и нравиться окружающему миру. Вот такая Татьяна. У нее есть харизма, вовлеченность, активная жизненная позиция», – объясняет совладелец компании «Текстиль-Контакт» Александр Соколовский. Он говорит, что его жена Дарья является клиенткой RITO.

Абрамова, которая сначала хотела построить крупный бизнес, поменяла взгляды 15 лет назад. «Я подумала, это работа для тебя, а не ты для работы», – говорит она. Абрамова не раскрывает выручку компании, но говорит, что выручка офлайн-магазинов уже вернулась на довоенный уровень.

Есть пример долговечного существования компаний и в бьюти-индустрии. Еще с советских времен в Киеве работал Институт красоты, где принимали дерматологи и косметологи. После обретения независимости он стал акционерным обществом. И несмотря на то, что система обслуживания в нем походила на районную поликлинику, проработал до 2020 года. Годовая выручка компании, по данным YouControl, до закрытия составляла 12–13 млн грн.

Одна из причин жизнестойкости Института – в цене: «старорежимный» салон красоты был дешевле модных заведений. Еще одна – качественное лечение от специалистов, у которых точно есть медицинское образование и большой опыт, объясняет на условиях анонимности косметолог, которая до закрытия направляла своих клиентов на лечение болезней кожи именно в Институт красоты.

В октябре заведение планирует возобновить прием клиентов. Волощенко с партнерами выкупила нежилые помещения в здании рядом.

Владелица, которой в этом году исполнится 88, не боится конкуренции на перегретом столичном рынке бьюти-услуг. Говорит, что намерена углублять научную составляющую Института красоты – внедрять консультации профессоров медицины.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине