Основанный украинскими серийными предпринимателями AI-стартап Osavul помогает СНБО и Минобороны вылавливать ИПСО в Telegram и Facebook. Как он планирует монетизировать опыт русско-украинской войны.
«НАТО поставило Украине кровь с ВИЧ и гепатитом». Фейковые новости с таким заголовком появились в лентах российских медиа 3 ноября 2022 года. Это была одна из нескольких сотен информационных атак, которую помогли отразить ИИ-алгоритмы украинского проекта Osavul.
Его фишка в скорости. Osavul анализирует сотни сообщений и публикаций в соцсетях и выделяет организованные кампании оперативнее живых аналитиков. «Опровержение теряется, если новость уже набрала обороты», – говорит соучредитель Osavul Дмитрий Плешаков.
Кампания с «зараженной» донорской кровью заглохла, не набрав оборотов. Минздрав вместе с Центром противодействия дезинформации (ЦПИ) при СНБО вовремя выпустили подробное опровержение. Для украинского госсектора Osavul бесплатный. Однако подобные технологии могут стоить миллиарды. В чем сложность их быстро продать?
Как работает технология Osavul
Osavul – реакция бывших сокурсников и бизнес-партнеров Дмитрия Билаша и Дмитрия Плешакова на полномасштабное вторжение 24 февраля. В 2022 году россияне потратили на пропаганду только через государственные медиа $1,9 млрд, подсчитала литовская неправительственная организация Debunk. Кофаундеры Osavul решили противопоставить фейкам в сети искусственный интеллект с $1 млн инвестиций.
Стартап почти год работал в стелз-режиме и публично заявил о себе в начале 2023 года. Развернуться так быстро помог опыт фаундеров. В 2019-м они почти за $4 млн продали израильскому единорогу Perion Network свой предыдущий проект Captain Growth. Это инструмент для анализа рекламы в Facebook и Google AdWords, что автоматически дает советы пользователям, как сделать ее более эффективной.
Закрыв сделку, Билаш отправился в ангельские инвестиции и возглавил венчурный фонд Digital Future. Плешаков возглавил украинский R&D-офис Perion Network. Какая часть заработанных на экзите денег ушла на разработку Osavul, партнеры не раскрывают. Однако дополнительно в феврале 2023 года стартап получил $1 млн инвестиций от фонда SMRK Александра Косована.
Основа Osavul – программное обеспечение CommSecure и CIB Guard. Первый софт выявляет нарративы в сообщениях из соцсетей и сообществ вроде публичных групп в мессенджерах. Второй – анализирует публичные страницы пользователей, ищет ботов и определяет, действуют ли они скоординированно.
Под капотом Osavul – большие языковые модели на архитектуре трансформеров в несколько миллиардов параметров. Такая же технология лежит в основе мегапопулярного ChatGPT.
ИИ Билаша и Плешакова работает с украинским, русским, английским, польским и французским языками. Языковые модели умеют классифицировать тексты, выделяют эмоции и точки зрения в сообщениях, распознают угрожающий и дезинформационный контент. Их дополняют так называемые статистические и ML-модели, умеющие выделять скоординированные информационные атаки из шквала информации в соцсетях.
Обучали модели Osavul на реальных российских ИПСО, говорит руководитель департамента противодействия информационным угрозам ЦПИ Анаит Хоперия. Для борьбы с российской пропагандой центр сотрудничает с американскими Facebook и YouTube.
Но лучше всего Osavul прокачался в анализе Telegram. Антиукраинские информационные атаки тестируются на небольших сообществах мессенджера, говорит Плешаков. Там ИПСО удобно отлавливать в зародыше. Однако официально кооперироваться с Telegram Украина не может из-за его российских корней.
Как монетизировать борьбу с пропагандой
Первые украинские клиенты Osavul – СНБО, Минобороны и еще две правительственные организации, названия которых не разглашаются. Услуги стартапа для всех бесплатны. «Мы обсудили с фаундерами, что не будем работать с украинским бюджетом, потому что здесь как раз самый большой риск», – говорит партнер SMRK Влад Тисленко.
Продавать технологию на Запад – другое дело. Там есть большие конкуренты вроде американского Palantir, имеющего многолетние контракты с Пентагоном и Минобороны США. В 2022 году компания получила $1,9 млрд выручки и стоит $31,17 млрд. Функционал Osavul значительно уже, зато боевой опыт шире. «Глубокое понимание информационной войны, в частности, языков и культурных особенностей помогает Osavul построить более качественный продукт, чем у иностранных конкурентов», – говорит Тисленко.
Стартап уже общается с западными правительственными и общественными организациями, говорят фаундеры. Суммы потенциальных контрактов по этой нише стартуют со $100 000 и достигают нескольких миллионов, говорит Плешаков. Но результатов придется подождать – переговоры обычно продолжаются долго, добавляет он.
У украинского конкурента Osavul – основанной в 2014-м AI-платформы Semantrum – предостережений по бюджетным средствам нет. Крупнейший в 2023 году контракт компании с ЧАО «Укргидроэнерго» стоил 740 000 грн, свидетельствуют данные Prozzoro.
Бизнес информационной безопасностью тоже интересуется, говорит директор Semantrum Елена Шабунина. Среди клиентов стартапа – «Укравто», перевозчик FlixBus, застройщик «Альянс Новострой». Они используют платформу для выявления информационных атак, репутационного анализа, сбора информации о конкурентах и отзывах потребителей.
Osavul тоже не прочь работать с бизнесом. Показательный кейс – падение знакового для американских стартаперов Silicon Valley Bank (SVB). За два дня клиенты вывели из банка $142 млрд, подверженные распространению слухов о тревожном положении дел SVB в Twitter, исследовал Wall Street Journal. «Это распространившийся коммуникационный факап, потому что банк на него не отреагировал», – говорит Плешаков.
На руку разработчикам стартапа на нейросетях играет и сам хайп вокруг них. Сгенерированные с помощью ИИ фейковые изображения и тексты увеличивают спрос на решения относительно информационной безопасности, считает Билаш. «Мы уже живем в реальности, где ты точно не знаешь, настоящий человек пишет или нет. Это реальное фото или фейк», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.