Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко, основатели Handy.AI /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Говорит и показывает компания. Как стартап Handy.AI помогает бизнесу переселить HR-департаменты в смартфоны

Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко, основатели Handy.AI Фото Александр Чекменев

Пандемия загнала рынки труда в глубокий стресс. Сначала пострадали работники, попавшие под волну сокращений, теперь мучаются работодатели, которые не могут заполнить вакансии и удержать сотрудников. 

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Цель стартапа Handy.AI. – исправить ситуацию. С его помощью корпорации создают умных помощников для персонала, а мессенджеры превращаются в HR-инструмент. Его создатели, Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко тестируют свою идею в Украине, и уже подписали контракты с «Интерпайп», Intertop и Sanofi. Следующий шаг – выйти на внешние рынки. 

Для пользователя Handy – это еще одно диалоговое окно в мессенджере. Внутри – чат-бот с дополнительными функциями: Handy умеет обмениваться цифровыми копиями документов с системой «Дія», интегрируется в корпоративные системы учета персонала, присылает персонализированные сообщения и учится на больших данных. 

Платформа, разработанная Демяненко, позволяет конструировать процессы без кода и подключить более 100 «навыков» – от опросов до приглашений, онлайн-оплат и викторин. С помощью Handy можно настроить клиентскую поддержку и проводить соцопросы. Но это скорее приятные дополнения. «Главная задача – сделать так, чтобы компании и сотрудники поменяли представление друг о друге», – говорит Демяненко. 

До 2014 он развивал в Северодонецке сервис доставки фермерских продуктов IzSela и занимался веб-разработкой. Когда начались боевые действия, вывез семью и команду – в Казахстан, к своему деловому партнеру. В 2015-м обосновался в Киеве, где создал аутсорсинговую компанию D2. 

Выполняя заказ для телевизионного холдинга Виктора Пинчука StarlightMedia, предприниматель познакомился с директором по развитию бизнеса Ириной Андрющенко. «В чем мы точно похожи – оба умеем много работать», – говорит она. В конце 2016-го она ушла из медиахолдинга и купила долю в компании Демяненко. Ее сфера ответственности: операционное управление, финансы и продажи. По данным госреестра, партнерам принадлежит по 47,5%, еще 5% – у Игоря Гольденберга.

Стратегия D2 – создавать проекты под ключ и выбирать клиентов покрупнее. Чтобы засветиться, несколько проектов сделали pro-bono, в том числе приложение для «Укрпошты». Внедряли подписку для «Нового времени», строили корпоративные сервисы для «Метинвеста», ДТЭК, «Нафтогаза», МХП. 

Корпоративный бот Handy вызревал в головах основателей несколько лет. Изначально он назывался PeoplePartner.ai и в 2019 году распространялся по подписке. Стоимость лицензии зависела от количества подключенных сотрудников. Модель оказалась не работающей. Как корпорации с ежегодной текучкой в сотни и тысячи человек рассчитать свой тариф? 

Handy отказался от «облачной» модели в чистом виде и перешел к гибридной — заказчик может развернуть продукт в своем дата-центре или совмещать. Например, разместить конфиденциальные на своих серверах, а для обработки использовать облако Handy. Лицензии продаются на платформу и на подключения пакетов из библиотеки скиллов. Тариф зависит от функциональности, объема интеграций, уровня поддержки и количества навыков, которые хочет подключить заказчик. Стартовый чек – десятки тысяч долларов в год.

«Мы сначала промахнулись с позиционированием – продавали автоматизацию HR-сервисов, а нужно было объяснить пользу единого центра управления коммуникациями для всего бизнеса», – говорит Демяненко. Тяжело проходило и выделение проекта из D2. «Володя ушел создавать Handy, а я еще год передавала процессы топ-менеджменту», – рассказывает Андрющенко. Сейчас компании делят офис, часть штат и бюджет: продуктовый бизнес дотируется за счет сервисного. Андрющенко и Демяненко, по их оценке, вложили в Handy $350 000.

В Interpipe Виктора Пинчука на Handy построено приложение для сотрудников, где можно оформить себе отпуск или больничный, а также заказать спецодежду или оставить вопрос начальству. Также действует чат-бот. «Одно из преимуществ – это привычно. Сотрудники знают, что такое Viber и Telegram. Даже те, что работают в цехах», — говорит начальник управления информационных технологий Interpipe Сергей Саевич. Комплекс UNIT.City Василия Хмельницкого сделал умного ассистента для резидентов, с помощью которого можно бронировать услуги и получать доступ к скидкам. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Для крупнейшего работодателя страны, «Укразализныця» Handy стала заменой корпоративному медиа, газете «Магистраль». «Мы выяснили, что более 80% железнодорожников пользуются смартфонами», – рассказывает директор Департамента устойчивого развития и внутренних коммуникаций УЗ Игорь Котелянец. На смену печатной прессе пришел чат-бот для Viber и Telegram-канал «Букса». В нем железнодорожники узнают новости компании, получают юридические и медицинские консультации, записываются на вакцинацию. На этом проекте монополист неплохо сэкономил: не только получил его бесплатно, но и перестал тратиться на газету. До ее закрытия только на издание ежегодно тратили более 10 млн грн, сообщили в компании.

Отличительная особенность Handy – в удобном административном интерфейсе и легкости проектирования процессов под разные задачи. «Академия ДТЭК», например, использовала Handy для онбординга и сопровождения сотрудников, которые проходят обязательные курсы по охране труда. «Методологические наработки и контент были на нашей стороне, а Handy помогли упаковать это в удобный формат чат-бота», – говорит ректор «Академии ДТЭК» Валерия Заболотная. Ритейлеру Intertop приложение упростило поиск сотрудников – сбор заявок от претендентов на вакансии и распределение соискателей между магазинами.

Handy идет в ногу со временем. На рынке все более востребованы low-code и no-code решения, – программы, написать которые может любой смышленый бизнес-аналитик или менеджер. По оценке IDC, количество low-code разработчиков до 2025-го будет расти на 40% ежегодно. Рынок таких решений в 2021 году достигнет $5,8 млрд, подсчитали аналитики Gartner. 

Среди клиентов Handy – украинские офисы Sanofi, застройщик «Ковальска» и группа «Метинвест». Чтобы двинуться на Запад, проекту нужны инвестиции. Демьяненко планирует в сентябре привлечь $1,5 млн. 

Александр Чекменев

Владимир Демяненко, сооснователь Handy.AI Фото Александр Чекменев

«У них большое стратегическое преимущество – клиенты с громкими именами, – рассказывает основатель консалтинговой фирмы Very Good Advisors Владимир Пироженко. – Это поможет завоевать доверие инвесторов». Пироженко участвует в подготовке посевного раунда при оценке Handy до $10 млн.

Первым зарубежным рынком должна стать Польша, следом – Германия и США. В каждой новой стране Handy будет открывать отдел продаж и клиентской поддержки. Разработка остается в Украине. Еще одним подспорьем должно стать партнерство с мировыми облачными вендорами: Microsoft и Amazon готовы помочь с продажами, потому что такие сервисы загружают их инфраструктуру. 

Легкой прогулки не будет. «В большинстве компаний нет проблем с доступом к данным, – говорит Демьяненко. – Проблема в том, что информация совершенно не структурирована». Его команде предстоит проделать большую работу по кибербезопасности, чтобы вписаться в строгое европейское регулирование.

Параллельно Андрющенко тестирует другую гипотезу. В корпорациях Handy – цифровой помощник сотрудника, который помогает ему комфортнее себя чувствовать и эффективней работать. Что если масштабировать такой инструмент на всю страну? «Получится инструмент прямой цифровой демократии», – говорит она. На такой идее основана социологическая платформа Liberty Report, которая позволяет быстро проводить исследования и опросы аудитории через чат-бот. Крупнейший заказчик и партнер проекта (владеет контрольным пакетом ООО «Либерти Репорт») – телеведущий Савик Шустер. Liberty снабжает его данными о предпочтениях зрителей и проводит голосования в прямом эфире. 

Александр Чекменев

Ирина Андрющенко, соосновательница Handy.AI Фото Александр Чекменев

Liberty Report работает не только на Шустера. Кроме интернет-социологии, компания проводит смешанные исследования, когда опросы в мессенджерах комбинируют с телефонными справками и очными опросами. Чеки – от $1000 за исследование, говорит Андрющенко. В 2020 году выручка Liberty Report составила 950 000 грн, чистый убыток – около 180 000 грн.

Но главная ставка – на Handy. Пандемия изменила соотношение сил между сотрудниками и компаниями. Бизнесу остро не хватает людей, особенно – синих воротничков. Из-за обострившейся конкуренции компании вынуждены пересматривать подход к управлению персоналом. «Нам нужно не только транслировать информацию, но и взаимодействовать с сотрудниками», – говорит Котелянец из «Укрзализницы».

За год средняя номинальная заработная плата в Украине выросла на 23,6% и впервые превысила $500, сообщила в июне Государственная служба статистики.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине