Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко, основатели Handy.AI /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Говорит и показывает компания. Как стартап Handy.AI помогает бизнесу переселить HR-департаменты в смартфоны

5 хв читання

Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко, основатели Handy.AI Фото Александр Чекменев

Пандемия загнала рынки труда в глубокий стресс. Сначала пострадали работники, попавшие под волну сокращений, теперь мучаются работодатели, которые не могут заполнить вакансии и удержать сотрудников. 

Цель стартапа Handy.AI. – исправить ситуацию. С его помощью корпорации создают умных помощников для персонала, а мессенджеры превращаются в HR-инструмент. Его создатели, Владимир Демяненко и Ирина Андрющенко тестируют свою идею в Украине, и уже подписали контракты с «Интерпайп», Intertop и Sanofi. Следующий шаг – выйти на внешние рынки. 

Для пользователя Handy – это еще одно диалоговое окно в мессенджере. Внутри – чат-бот с дополнительными функциями: Handy умеет обмениваться цифровыми копиями документов с системой «Дія», интегрируется в корпоративные системы учета персонала, присылает персонализированные сообщения и учится на больших данных. 

Платформа, разработанная Демяненко, позволяет конструировать процессы без кода и подключить более 100 «навыков» – от опросов до приглашений, онлайн-оплат и викторин. С помощью Handy можно настроить клиентскую поддержку и проводить соцопросы. Но это скорее приятные дополнения. «Главная задача – сделать так, чтобы компании и сотрудники поменяли представление друг о друге», – говорит Демяненко. 

До 2014 он развивал в Северодонецке сервис доставки фермерских продуктов IzSela и занимался веб-разработкой. Когда начались боевые действия, вывез семью и команду – в Казахстан, к своему деловому партнеру. В 2015-м обосновался в Киеве, где создал аутсорсинговую компанию D2. 

Выполняя заказ для телевизионного холдинга Виктора Пинчука StarlightMedia, предприниматель познакомился с директором по развитию бизнеса Ириной Андрющенко. «В чем мы точно похожи – оба умеем много работать», – говорит она. В конце 2016-го она ушла из медиахолдинга и купила долю в компании Демяненко. Ее сфера ответственности: операционное управление, финансы и продажи. По данным госреестра, партнерам принадлежит по 47,5%, еще 5% – у Игоря Гольденберга.

Стратегия D2 – создавать проекты под ключ и выбирать клиентов покрупнее. Чтобы засветиться, несколько проектов сделали pro-bono, в том числе приложение для «Укрпошты». Внедряли подписку для «Нового времени», строили корпоративные сервисы для «Метинвеста», ДТЭК, «Нафтогаза», МХП. 

Корпоративный бот Handy вызревал в головах основателей несколько лет. Изначально он назывался PeoplePartner.ai и в 2019 году распространялся по подписке. Стоимость лицензии зависела от количества подключенных сотрудников. Модель оказалась не работающей. Как корпорации с ежегодной текучкой в сотни и тысячи человек рассчитать свой тариф? 

Handy отказался от «облачной» модели в чистом виде и перешел к гибридной — заказчик может развернуть продукт в своем дата-центре или совмещать. Например, разместить конфиденциальные на своих серверах, а для обработки использовать облако Handy. Лицензии продаются на платформу и на подключения пакетов из библиотеки скиллов. Тариф зависит от функциональности, объема интеграций, уровня поддержки и количества навыков, которые хочет подключить заказчик. Стартовый чек – десятки тысяч долларов в год.

«Мы сначала промахнулись с позиционированием – продавали автоматизацию HR-сервисов, а нужно было объяснить пользу единого центра управления коммуникациями для всего бизнеса», – говорит Демяненко. Тяжело проходило и выделение проекта из D2. «Володя ушел создавать Handy, а я еще год передавала процессы топ-менеджменту», – рассказывает Андрющенко. Сейчас компании делят офис, часть штат и бюджет: продуктовый бизнес дотируется за счет сервисного. Андрющенко и Демяненко, по их оценке, вложили в Handy $350 000.

В Interpipe Виктора Пинчука на Handy построено приложение для сотрудников, где можно оформить себе отпуск или больничный, а также заказать спецодежду или оставить вопрос начальству. Также действует чат-бот. «Одно из преимуществ – это привычно. Сотрудники знают, что такое Viber и Telegram. Даже те, что работают в цехах», — говорит начальник управления информационных технологий Interpipe Сергей Саевич. Комплекс UNIT.City Василия Хмельницкого сделал умного ассистента для резидентов, с помощью которого можно бронировать услуги и получать доступ к скидкам. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Для крупнейшего работодателя страны, «Укразализныця» Handy стала заменой корпоративному медиа, газете «Магистраль». «Мы выяснили, что более 80% железнодорожников пользуются смартфонами», – рассказывает директор Департамента устойчивого развития и внутренних коммуникаций УЗ Игорь Котелянец. На смену печатной прессе пришел чат-бот для Viber и Telegram-канал «Букса». В нем железнодорожники узнают новости компании, получают юридические и медицинские консультации, записываются на вакцинацию. На этом проекте монополист неплохо сэкономил: не только получил его бесплатно, но и перестал тратиться на газету. До ее закрытия только на издание ежегодно тратили более 10 млн грн, сообщили в компании.

Отличительная особенность Handy – в удобном административном интерфейсе и легкости проектирования процессов под разные задачи. «Академия ДТЭК», например, использовала Handy для онбординга и сопровождения сотрудников, которые проходят обязательные курсы по охране труда. «Методологические наработки и контент были на нашей стороне, а Handy помогли упаковать это в удобный формат чат-бота», – говорит ректор «Академии ДТЭК» Валерия Заболотная. Ритейлеру Intertop приложение упростило поиск сотрудников – сбор заявок от претендентов на вакансии и распределение соискателей между магазинами.

Handy идет в ногу со временем. На рынке все более востребованы low-code и no-code решения, – программы, написать которые может любой смышленый бизнес-аналитик или менеджер. По оценке IDC, количество low-code разработчиков до 2025-го будет расти на 40% ежегодно. Рынок таких решений в 2021 году достигнет $5,8 млрд, подсчитали аналитики Gartner. 

Среди клиентов Handy – украинские офисы Sanofi, застройщик «Ковальска» и группа «Метинвест». Чтобы двинуться на Запад, проекту нужны инвестиции. Демьяненко планирует в сентябре привлечь $1,5 млн. 

Александр Чекменев

Владимир Демяненко, сооснователь Handy.AI Фото Александр Чекменев

«У них большое стратегическое преимущество – клиенты с громкими именами, – рассказывает основатель консалтинговой фирмы Very Good Advisors Владимир Пироженко. – Это поможет завоевать доверие инвесторов». Пироженко участвует в подготовке посевного раунда при оценке Handy до $10 млн.

Первым зарубежным рынком должна стать Польша, следом – Германия и США. В каждой новой стране Handy будет открывать отдел продаж и клиентской поддержки. Разработка остается в Украине. Еще одним подспорьем должно стать партнерство с мировыми облачными вендорами: Microsoft и Amazon готовы помочь с продажами, потому что такие сервисы загружают их инфраструктуру. 

Легкой прогулки не будет. «В большинстве компаний нет проблем с доступом к данным, – говорит Демьяненко. – Проблема в том, что информация совершенно не структурирована». Его команде предстоит проделать большую работу по кибербезопасности, чтобы вписаться в строгое европейское регулирование.

Параллельно Андрющенко тестирует другую гипотезу. В корпорациях Handy – цифровой помощник сотрудника, который помогает ему комфортнее себя чувствовать и эффективней работать. Что если масштабировать такой инструмент на всю страну? «Получится инструмент прямой цифровой демократии», – говорит она. На такой идее основана социологическая платформа Liberty Report, которая позволяет быстро проводить исследования и опросы аудитории через чат-бот. Крупнейший заказчик и партнер проекта (владеет контрольным пакетом ООО «Либерти Репорт») – телеведущий Савик Шустер. Liberty снабжает его данными о предпочтениях зрителей и проводит голосования в прямом эфире. 

Александр Чекменев

Ирина Андрющенко, соосновательница Handy.AI Фото Александр Чекменев

Liberty Report работает не только на Шустера. Кроме интернет-социологии, компания проводит смешанные исследования, когда опросы в мессенджерах комбинируют с телефонными справками и очными опросами. Чеки – от $1000 за исследование, говорит Андрющенко. В 2020 году выручка Liberty Report составила 950 000 грн, чистый убыток – около 180 000 грн.

Но главная ставка – на Handy. Пандемия изменила соотношение сил между сотрудниками и компаниями. Бизнесу остро не хватает людей, особенно – синих воротничков. Из-за обострившейся конкуренции компании вынуждены пересматривать подход к управлению персоналом. «Нам нужно не только транслировать информацию, но и взаимодействовать с сотрудниками», – говорит Котелянец из «Укрзализницы».

За год средняя номинальная заработная плата в Украине выросла на 23,6% и впервые превысила $500, сообщила в июне Государственная служба статистики.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд