Иван Примаченко создал образовательную платформу на 1,5 млн слушателей. Как он превращает социальный проект в бизнес /Фото из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Иван Примаченко создал образовательную платформу на 1,5 млн слушателей. Как он превращает социальный проект в бизнес

Иван Примаченко, основатель платформы Prometheus. Фото из личного архива

С 2014 года Иван Примаченко, 30, на донорские деньги занимался бесплатным онлайн-обучением. Его платформа Prometheus собрала уже 1,5 млн слушателей. Теперь там можно учиться и за деньги. Оказалось, что образование может быть доступным, но не бесплатным.

В 2014 году студент истфака КНУ Иван Примаченко пришел к знакомому предпринимателю с идеей образовательной онлайн-платформы. Он насмотрелся онлайн-курсов Стэнфордского университета и захотел повторить это в Украине. «Отличная задумка, – сказал ему собеседник, – тебе нужно около миллиона долларов». Миллионов у студента не водилось. Стартовать решил на $2000, которые накопил за время учебы.

От волонтеров до Сороса. Кто помогал воплотить мечту в жизнь

Первый онлайн-курс команда волонтеров под руководством Примаченка сделала в учебной студии. Бизнес-консультант Андрей Длигач согласился помочь и записал лекции по бренд-менеджменту. Не потратили ни копейки, а собрали 10 000 слушателей. 

Вдохновленный успехом, Примаченко взялся развивать идею. «Материал на западных платформах не учитывал украинский контекст, ниша была свободна», – объясняет он. В октябре 2014 года Иван с парой единомышленников записали три онлайн-курса, которые стали основой Prometheus. Миллиона для этого не понадобилось. Потратили те самые $2000.

«Для создания контента, продвижения и съемок старались искать волонтеров, и, что удивительно, находили желающих», – вспоминает Примаченко. За первые два месяца курсы посмотрели 100 000 человек. Но все время привлекать волонтеров невозможно, а брать деньги с пользователей Примаченко не собирался. Он убежден, что образование должно быть бесплатным и доступным для всех.

Когда Prometheus стартовал, глобальные платформы вроде Coursera или EdX и сами только присматривались к способам заработать. В основном они бесплатно распространяли контент, который создавали университеты. Украинцам было еще сложнее: предстояло записывать лекции самостоятельно. И студенческих сбережений для этого оказалось маловато.

В 2015 году у Prometheus появился первый донор. Создание курса о гендерном равенстве профинансировало «Возрождение», украинская ветвь Фонда Сороса. Всего при его поддержке платформа запустила больше 10 учебных программ – о европейской внешней политике, исследовании коррупции, урбанистике, визуализации данных и машинном обучении. «Они были не только технической платформой для распространения контента, а еще и профессионально подходили к созданию контента – работали с нашими спикерами и методологами, глубоко включались в тему», – говорит заместительница исполнительного директора «Возрождения» Инна Пидлуская.

Следующими донорами стали USAID, Посольства США, Великобритании и Чехии. Примаченко брал у них деньги на создание конкретного курса, постоянного финансирования платформа не получала. Еще помогали пользователи. В 2015 году Prometheus получил полмиллиона гривен с помощью краудфандинга, второй сбор запустили в 2020-м – и подняли еще миллион. 

Как мечтатель становится предпринимателем

Трансформация настигла Prometheus в 2019 году. Тогда площадка опросила пользователей, что им интересно. Список возглавили IT, предпринимательство, маркетинг и смежные сферы. Доноры же хотели финансировать курсы о гражданском обществе и политике. Стало ясно, что развиваться только за счет грантовой поддержки невозможно.

Примаченко тем временем вернулся из Стэнфорда, где проходил годичную учебную программу Ukraine Emerging Leaders. Обучение в Штатах помогло навести резкость. «Я понял, что можно сохранить социальную миссию проекта и при этом запустить монетизацию», – говорит Иван.

В мае 2020 года на сайте появился раздел Prometheus+. Курсы в нем стоят от 1200 до 3500 грн. Начинаются они в определенные даты – студенты могут общаться с преподавателями в режиме реального времени и получать детальные отзывы.

Практически весь материал в платном разделе создан в партнерстве с бизнесом, но на разных условиях. В одном случае Prometheus может играть роль маркетплейса: взять готовый курс и предлагать своей аудитории за процент от продаж. В другом – создать курс с нуля на заказ для широкой аудитории либо же закрытый курс для сотрудников конкретной компании. «У нас 1,5 млн слушателей и огромное количество данных об их предпочтениях. Учитывая этот ресурс, мы можем сделать курс под любой запрос», – говорит Примаченко.

За первый год на Prometheus появилась дюжина платных курсов. Кроме того, обучение для сотрудников уже заказывали Microsoft, ПриватБанк и «Киевстар». До конца 2021 года количество платного материала планируют увеличить втрое. Этому способствует органический рост – с начала пандемии Prometheus прирос на полмиллиона слушателей. 

Образовательная математика. Сколько стоит онлайн-курс 

Аудитория одного платного курса – в среднем 1000 человек. Бывает и меньше – на курсе по основам языка программирования Python, который ведет Beetroot Academy, сейчас учатся около 200 студентов. «Мы установили лимит по количеству слушателей в 250 человек, – говорит СЕО Beetroot Academy Дмитрий Олареско, – из-за интерактивной части каждому студенту нужно уделить время и внимание».

По его словам, академия потратила на разработку курса около $6000, что вполне соответствует рыночным ценам. «Производство одного курса в среднем обходится от $2000 до $8000», – говорит совладелец и коммерческий директор образовательной платформы Laba Илья Рейниш. 

Один поток курса по Python заработал $20 000, но сколько из этих денег оставил себе Prometheus, Примаченко не говорит. «В течение следующего года мы стандартизуем условия сотрудничества и сделаем их публичными», – отнекивается он. 

О деньгах основатель рассказывает неохотно, подчеркивая, что в каждом отдельном случае доход от курса распределяется соответственно тому, сколько платформа и партнер проинвестировали в разработку. Единственное, что готов раскрыть Примаченко, – структура прибыли. По его словам, на платные курсы уже приходится более половины заработка Prometheus.

Донорский ресурс остается и никуда не денется в будущем. Эти ресурсы пойдут, например, на лекции для повышения квалификации учителей или переводы зарубежного материала. Коммерческие амбиции Prometheus доноров не смущают. «Это лишний раз доказывает, что продукт востребован. Для нас, как для доноров, это не проблема, а преимущество», – объясняет Инна Пидлуская. 

Пока западные образовательные платформы выходят на биржу, Примаченко по-прежнему между двух огней – прибылью и общественной пользой. «Главная идея не в том, чтобы заработать как можно больше, а в том, чтобы сделать учебный опыт интерактивным и качественным, – говорит он. – Парадокс в том, что без финансовой стабильности это невозможно».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков