Украинский стартап Feel VR в 2018-м собрал почти $700 000: должен был произвести более 1000 рулей и педалей для виртуальных гонок. За следующие три года отправили всего сотню заказов. Денег нет, остались только обязательства, но после долгого молчания Feel VR вернулся с новыми планами. Как он спасет себя?
От мотоциклов к виртуальной реальности – как начинался Feel VR
Основатели Feel VR Денис Крутько, 36, и Алексей Гнатиенко, 35, – ярые мотолюбители и знатоки электроники. До запуска своего стартапа Гнатиенко работал проджект-менеджером в сети «Мобилочка». Крутько говорит, что в течение четырех лет разрабатывал авиасимуляторы для военно-воздушных сил США, однако не желает вдаваться в детали. Будущие партнеры часто путешествовали по маршруту Киев–Крым на байках – это почти 1000 километров и не менее дня в пути. Как воспроизвести те же эмоции ежедневно?
В 2015-м партнеры принялись делать мотосимулятор – игровой автомат, воспроизводящий управление мотоциклом. Крутько разрабатывал электронику и софт, механику крутили вместе. «Мы экспериментировали в гараже», – рассказывает он. К примеру, дорогой сервопривод заменили на собственный, с китайского двигателя. Работала кустарная разработка настолько хорошо, что Крутько задумал создать motion-кресло.
Его используют для гоночных симуляторов (жанры называются SimRacing). Кресло имитирует вибрации и движения от столкновений, поворотов и т.д. Вместе со шлемом виртуальной реальности это обеспечивает полное погружение в игровой мир. Ниша выглядела перспективно, и кресло должно было стать первым продуктом компании Feel VR.
С прототипом команда в феврале 2016-го прошла в акселератор IoT Hub. «Меня интересовали хардверно-софтверные стартапы, – рассказывает его основатель Роман Кравченко, 34. – В гонках вы бы сталкивались и чувствовали это, находясь в разных точках мира». После четырехмесячного курса обучения Кравченко инвестировал $35 000 в обмен на 10% акций. Вдобавок стартап получил билеты на CES 2017 – крупнейшую в мире выставку бытовой электроники.
Ехать туда решили не только с креслом. По подсчетам, его розничная цена составляла около $3500. «Решили смотреть на что-то поменьше и доступнее. И пришли к рулю», – говорит Гнатиенко.
При цене в несколько сот долларов это еще больше расширило потенциальную аудиторию. На платформе Steam сейчас около 50 000 активных игр и почти каждая двенадцатая – в жанре SimRacing. Погрузиться в симулятор можно столь глубоко, насколько позволяют финансы. Для минимального уровня требуется компьютер и руль. Следующие шаги: педали, сиденья и кабина, коробки передач, ручной тормоз.
Благодаря им SimRacing может стать инструментом для профессионалов и даже позволит готовиться к реальной гонке. Или, как было во время карантина, не терять форму. «Вы получаете такой же кайф, как на настоящих гонках», – цитировали слова британского автогонщика Ландо Норриса на сайте чемпионата «Формула-1». В 2020 году чемпионат впервые провели виртуально.
В e-спорте большого SimRacing еще нет, но точно будет, считает Крутько. С этой перспективой Feel VR и поехал на выставку CES 2017. После шоу Крутько остался в Штатах, чтобы поднять инвестиции – пока он искал деньги в Долине, нужно было чем-то занять команду. Появился третий продукт – педали.
Народные деньги. Как делать стартап на капитал от пользователей
Из США Крутько вернулся с пустыми руками. «Венчурным инвесторам интересны компании, которые могут быть миллиардными», – говорит он. Их рынок таких перспектив не давал.
Деньги решили взять у фанатов. Первоначально Кравченко дал еще $75 000 в обмен на дополнительные 6,5% акций, чтобы запустить рекламу и провести роад-шоу в США. Далее в двух кампаниях на площадках Kickstarter и Indiegogo команде удалось собрать более 660 000 долларов. Чистыми получили почти на сотню тысяч меньше – часть съели комиссионные и расходы на вывод денег. 2019-й команда встречала на подъеме, а Кравченко из IoT Hub взял ответственность за реорганизацию производства. Дальше начались проблемы. Что пошло не так?
Учредители действительно не понимали, сколько стоит полноценный выход на рынок. Первым препятствием стала партия в 1000 комплектов для бекеров – слишком большая и слишком маленькая одновременно. «Эта тысяча – ни туда, ни сюда. Уже не малосерийка, которую на колене можно собрать, но и не массовое производство», – говорит Крутько.
Сначала собирать педали и рули хотели в Китае и даже выбрали заводы. Наконец, запустились в Украине, наняли семерых людей – здесь оказалось дешевле и понятнее. Но процесс буксовал, постепенно назревали и внутренние проблемы. Обязанности учредители поделили так: Гнатиенко отвечает за производство, Крутько – за разработку, фандрейзинг, финансы и т.д. «С Денисом у нас были разногласия, куда двигаться, – говорит Гнатиенко. – Я был за то, чтобы запускать тот продукт, который есть. Он считал, что продукт не готов к выпуску и нужно завершать разработку».
Сошлись на том, что Гнатиенко запускает производство педалей и может выйти из проекта по своему усмотрению. «Фактически больше года пошло на то, чтобы просто стабилизировать понимание, куда, что и как мы производим», – говорит Кравченко. В декабре 2019 года Гнатиенко выполнил свое обязательство и перешел в логистическую IT-компанию Omnic на должность R&D-директора. В Feel VR он оставался акционером с долей около 17%.
Пока разрешали конфликты, деньги постепенно сгорели, но бекерам отправили всего 100 заказов. Чтобы спастись, Крутько в конце 2019-го снова пошел искать инвесторов, а параллельно запустил онлайн-магазин, чтобы обеспечить денежный поток. Последовали даже первые продажи, но карантин разрушил планы по доставке: товары задерживались и клиенты возвращали деньги. «Мы отправили около 10 педалей, но деньги до нас не дошли», – признается Крутько. Ежемесячно он платил по $800, уже из собственного кармана, за склад.
Новое рождение. Как Feel VR будет спасать себя
Весь 2020 год Крутько думал, что делать, пока вокруг него разгорался пожар. «Автор проекта обязан постоянно рассказывать бекерам, когда ожидаются отгрузки, какие возникли задержки и тому подобное», – говорит Евгений Иванов, CEO и соучредитель компании Jollylook, которая на Kickstarter собрала $377 000.
Крутько выбрал стратегию молчания и поплатился за плохую коммуникацию – страницы проекта завалили комментариями о мошенничестве. «Испанцы создали чат на 50 человек и начали собственное расследование», – говорит Кравченко. Продать компанию они тоже не могли, она ведь ничего не зарабатывала.
На связь с внешним миром Feel VR вышел в августе и извинился перед бекерами. План спасения выглядел так: Крутько передал компанию под руководство IoT Hub для отладки производства педалей, сам Кравченко стал руководителем. Все акционеры согласились отдать 80% своих акций, чтобы расчистить реорганизованную компанию для новой команды и инвесторов. К примеру, Кравченко, имевший 16,49%, размылся до 3,29%.
Чем еще занимается новый руководитель? Он инвестирует $30 000, чтобы наконец-то выполнить обязательства перед бекерами. По плану с ноября по апрель 2022 года компания отправит 260 наборов.
Также планируют возобновить работу интернет-магазина – он должен заработать минимум $150 000, чтобы покрыть предыдущие расходы. Как только наладится денежный поток, Кравченко вернется в краудфандинг – он целит в $1 млн новых средств к середине 2022 года. На Kickstarter и Indiegogo компания не пойдет: в списке сайты Wefunder, StartEngine, SeedInvest и Republic . Новое обещание для инвесторов – выйти за пределы жанра SimRacing. Миссия – доступны для общественности haptic-девайсы, то есть устройства, имитирующие тактильный отклик при использовании, например перчатки, костюмы и т.д.
Обязательство перед бекерами выполняет каждый третий проект, собравший деньги на Kickstarter, говорит Иванов. Однажды уже не вышло. Зачем Кравченко и Крутько новая попытка? «Есть ощущение, что люди пострадали. Это принципы и ценности», – сознается Кравченко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.