Владелец ряда передовых компаний мира Илон Маск последние 10 лет пытался возглавить разработку искусственного интеллекта, но конкуренты и экс-союзники опережали его. Издание Wall Street Journal поговорило с инсайдерами индустрии, которые были свидетелями развития Маска в сфере разработок ИИ, чтобы проследить изменения отношения предпринимателя к революционной технологии
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Илон Маск и X.AI
После успеха ChatGPT от компании OpenAI Илон Маск заявил, что чат-бот злоупотребляет политкорректностью и предостерег, что ИИ может оказаться слишком мощным и вырваться из-под человеческого контроля.
Поэтому свой будущий чат он назвал TruthGPT (truth с англ. – правда). В его основе он планирует использовать ИИ-модель, которая будет искать правду, а однажды поймет вселенную. Для разработки проекта 9 марта Маск основал компанию X.AI.
У стартапа пока нет конкретного видения и полноценной команды. Ко всему Маск планирует привлекать инвестиции под проект, отмечают знакомые с ситуацией люди.
Через несколько недель после основания X.AI Маск подписал письмо, которым призывает на шесть месяцев остановить разработку более мощных, чем GPT-4 ИИ-модели. Текст письма составила организация Future of Life Institute, цель которой – защищать революционные технологии от рисков. Маск – ее самый большой донор.
У Маска два противоположных мнения относительно ИИ: людям нельзя доверить контроль над технологией и технология в любом случае будет развиваться, но это должно происходить в соответствии с его собственным видением, отмечают эксперты.
«ИИ заставляет меня нервничать, – отмечал Маск. – Это опасная технология, и боюсь, что я приложил руку к ускорению ее развития».
Согласно некоторым сообщениям, он нанял Игоря Бабушкина, старшего ученого DeepMind, ИИ-лаборатории Google, чтобы тот возглавил разработки в X.AI. Маск также закупил мощные чипы, похожие на те, которые использовались для разработки ChatGPT.
Он пытается переманить таланты из ведущих лабораторий и университетов в свой стартап, отмечают инсайдеры. Но некоторые отказываются после того, что предприниматель сделал с Twitter.
Илон Маск и DeepMind
Первые попытки с искусственным интеллектом у Маска были в 2010 году, когда он инвестировал в DeepMind. По его словам, он вложил деньги, чтобы мониторить исследования ИИ, а не для прибыли.
В конце 2013-го он якобы пытался выкупить DeepMind, чтобы самому направлять исследования. В этом сражении его обошел Google, а Маск впоследствии сказал, что тогдашний гендиректор Google Ларри Пейдж не стоит доверия в вопросе разработки ИИ.
Маск с Пейджем были близкими друзьями и часто говорили о безопасности ИИ, отметил основатель Tesla в одном из интервью. По его словам, Пейдж хотел как можно скорее создать «цифрового бога», а Маска назвал «видовым дискриминатором», когда тот говорил о необходимости разрабатывать технологию, защищающую человечество.
О намерении Маска купить DeepMind ранее не сообщалось, а знакомые с этим вопросом люди говорят, что его интерес был неформальным и не был официально представлен совету лаборатории.
Илон Маск и OpenAI
Через два года Маск становится соучредителем OpenAI вместе с Сэмом Альтманом и другими инвесторами. Компания должна была стать неприбыльным антиподом Google, целью которого была бы более безопасная и открытая разработка технологии ИИ.
С самого начала работы Маск установил агрессивный таймлайн для OpenAI, рассказывают инсайдеры. Он беспокоился о том, чтобы отсутствие быстрого прорыва не испортило доверие к компании.
В сентябре 2017-го Маск сказал своему брату Кимбаллу, что OpenAI и Neuralink достойны большего внимания.
Впоследствии Маска начал возмущать медленный прогресс, он хотел взять на себя больший контроль над компанией, у которой тогда еще не было гендиректора или четкой структуры управления, сообщалось в WSJ.
Маск конфликтовал с Альтманом, который хотел создать прибыльное ответвление OpenAI, чтобы привлекать деньги от инвесторов.
В конце концов Маск ушел из OpenAI. В марте он твитнул, что пожертвовал компании около $100 млн, хотя знакомые с пожертвованиями OpenAI люди утверждают, что на самом деле он отдал менее $50 млн.
Обиженный бывший
Маск сосредоточился на развитии искусственного интеллекта в Tesla, где он имел успехи с применением технологии в системе автопилота для автомобилей. Впрочем, его план вывести на улицы городов роботакси в 2020-м не удался, потому что регуляторы постоянно находят проблемы в системе беспилотного управления.
Маск начал еще больше публично критиковать OpenAI после выхода ChatGPT прошлой осенью. Он назвал ее «зацикленной на прибылях компанией», контролируемой Microsoft. «Не этого я хотел [когда основывал ее]», – написал Маск.
В начале 2023 года предприниматель написал Альтману о том, что основывает собственную компанию по разработке ИИ. Альтман пожелал ему успехов, но сказал, что не понимает, как новая лаборатория уменьшает обеспокоенность Маска развитием ИИ.
Не обошлось и без попыток со стороны Маска поставить палки в колеса революционной компании.
«Только что узнал, что у OpenAI был доступ к данным Twitter для тренировки ИИ, – написал Маск в декабре прошлого года, через несколько недель после премьеры чат-бота. – Я приостановил этот доступ».
Но приближенные OpenAI лица рассказали, что компания не использовала данные соцсети для тренировки своих моделей.
Через несколько дней после этого сообщения Маск приехал в штаб-квартиру OpenAI по приглашению Альтмана. Сотрудники компании рассказали, что предприниматели побеседовали на разные темы, в частности о решении Twitter.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.