Маркетплейс Xometry вышел на биржу. Сколько на этом заработают TA Ventures и Almaz Capital /Фото из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Маркетплейс Xometry вышел на биржу. Сколько на этом заработают TA Ventures и Almaz Capital

Александр Галицкий и Виктория Тигипко Фото из личного архива

Американский маркетплейс для производителей Xometry 30 июня вышел на биржу Nasdaq. Forbes рассказывает, что это за компания и сколько смогут заработать на размещении венчурные инвесторы проекта – фонды TA Ventures и Almaz Capital

Что такое Xometry

Серийный предприниматель Ренди Альтшулер запустил Xometry в 2013 году в Гейтерсбурге, штат Массачусетс. До того он успел основать и продать публичным компаниям два стартапа: OfficeTiger и CloudBlue. Альтшулер изучал немецкую литературу в университете Принцентона, а также учился в Венском университете и получил MBA в Гарварде.

Xometry – маркетплейс для производства деталей по запросу, например, для автомобилей или электроники. Он объединяет около 5000 производителей, которые работают с разными технологиями – литье, 3D-печать, изготовление на токарных станках с ЧПУ. На другой стороне – более 40 000 клиентов, среди которых треть участников списка Fortune 500: BMW, Bosch, Dell.

Особенность Xometry – в использовании машинного обучения и искусственного интеллекта для быстрой оценки стоимости и сроков изготовления деталей. Алгоритм Xometry IQ анализирует чертежи и предлагает лучшую цену и исполнителя. Производителям это позволяет расширить круг поставщиков и снизить стоимость выпуска. Альтшулер оценивает совокупный рынок для компании в $260 млрд.

Xometry впервые привлекла деньги под запуск в сентябре 2013 года. К концу 2020-го компания получила в общей сложности $197 млн, а в проект вошли более десятка инвесторов. Согласно проспекту компании, в 2020 году ее выручка превысила $140 млн против $80 млн годом ранее. Убытки – около $31 млн. На фоне интереса к модели маркетплейсов и умному производству, акции Xometry подскочили в цене почти вдвое в день дебюта на бирже – до $87,39 за штуку. Всего компания привлекла около $300 млн. На момент выхода заметки капитализация Xometry составляет около $3 млрд.

Ренди Альтшулер, основатель и CEO Xometry

Ренди Альтшулер, основатель и CEO Xometry

Как TA Ventures и Almaz Capital вложились в Xometry

Украинский фонд TA Ventures Виктории Тигипко получил акции Xometry благодаря инвестиции в немецкий стартап Shift, который Xometry потом поглотила. Shift развивал маркетплейс для производства деталей на ЧПУ-станках. Компанию основали в 2017 году в Мюнхене россияне Альберт Белоусов, Александр Бельский и Дмитрий Кафидов. 

На следующий год после запуска проект поднял единственный раунд – его возглавил фонд Cherry Ventures. TA Ventures тоже вложился в стартап вместе со своим инвестиционным клубом ICLUB. «У наших фондов хорошие отношения на протяжении многих лет, и мы уже инвестировали вместе», – рассказывает Павел Шапиро, партнер TA Ventures. Точная сумма инвестиций TA Ventures не раскрывается, обычно фонд вкладывает на таких стадиях около нескольких сотен тысяч долларов.

Почему Shift взял деньги? «У них интересная модель – кроме своих, они вкладывают средства еще и участников инвестиционного клуба», – рассказывает Дмитрий Кафидов, который сейчас занимает должность управляющего директора в европейском подразделении Xometry. Он приезжал в Киев, чтобы презентовать проект украинским инвесторам. 

По словам Шапиро, основным фактором стала команда: «Опытные, трудолюбивые и сфокусированные на результате». Вложение быстро окупило себя – уже в декабре 2019 года Xometry поглотила компанию. «На этапе due diligence одним из наших опасений как раз был их выход в Европу», – рассказывает Шапиро. Это оказалось благом, а не проблемой – TA Ventures оформили один из самых быстрых для себя возвратов на инвестицию. 

Сколько заработали инвесторы на размещении

Согласно данным из проспекта, поглощение Shift было гибридным – Xometry заплатила $900 000 наличными и выдала еще 750 770 акций, которые тогда оценивались в $2,7 млн. Сколько из пакета получили TA Ventures, напрямую не раскрывается, но, по словам Шапиро, чистый мультипликатор их заработка – более 10Х. «Акции фонда и клуба стоили около $7 млн к концу закрытия первого дня торгов», – рассказал Шапиро. По приблизительным расчетам это означает, что в их распоряжении оказался пакет в размере около 80 000 акций.

Еще больше заработал на размещении Xometry фонд Александра Галицкого Almaz Capital. Он тоже стал акционером благодаря поглощению. В 2015 году он инвестировал в конкурентов Xometry, другой американский маркетплейс для организованного промышленного производства MakeTime. У компании также был большой R&D-центр в украинском Харькове. 

В 2018 году Xometry и MakeTime огласили о слиянии. Almaz стал акционером объединенной компании, а также получил право участвовать в новых инвестиционных раундах и вложил еще около $10 млн. Во сколько раз их удалось приумножить? «На момент IPO Almaz владел 938 972 акциями, стоимость которых составила около $82 млн по цене закрытия в первый день публичных торгов», – рассказал партнер фонда Даниил Столяров.

Семи- и восьмизначные суммы заработков пока существуют только на бумаге. Согласно стандартной процедуре, все ключевые инвесторы Xometry подписались под так называемым lockup-периодом – в течение 180 дней после размещения они не имеют права продавать акции, чтобы не раскачивать капитализацию компании. Реализовать свою прибыль можно будет не раньше начала 2022 года. На момент публикации заметки одна акция Xometry стоит около $66. 

Как будут поступать инвесторы? TA Ventures не рассказывает о своей дальнейшей стратегии. «Наша задача – вернуть деньги участникам фонда в случае наступления ликвидности», – рассказал Столяров из Almaz Capital. В зависимости от того, как хорошо покажут себя акции после снятия ограничений, инвесторы фонда получат свой доход деньгами или ценными бумагами. 

Для Almaz это вторая публичная компания в портфеле – до того фонд инвестировал в Yandex в 2009 году. Интернет-холдинг вышел на биржу в 2011-м, а в ноябре 2012-го, на фоне роста котировок и под предлогом возврата инвестиций вкладчикам, Almaz впервые продал часть пакета, писали «Ведомости».

Почему в Xometry поверил рынок

По просьбе Forbes финансист и бывший менеджер Uber Eats в Украине Антон Шулык проанализировал проспект Xometry и выделил основные показатели, по которым можно оценить состояние бизнеса.

Инфографика: Леонид Лукашенко

Инфографика: Леонид Лукашенко

  1. Компания растет намного быстрее рынка – ее доход от продаж вырос на 76%, в то время как сфера производства по запросу увеличилась примерно на 12–14%, говорят данные отраслевого отчета от Grand View Research.
  2. Xometry держит убытки примерно на одном и том же уровне, но наращивает выручку и улучшает показатель свободного денежного потока. Это один из ключевых показателей для бизнеса – он показывает, сколько компания может пускать в выплаты дивидендов, обратный выкуп акции или поглощения. В случае Xometry его рост означает, что у маркетплейса нет проблем с масштабированием и процессами. Если компания продолжит расти, она станет операционно прибыльной.
  3. Пока что 95% клиентов Xometry базируются в США – и даже внутри этого рынка можно вырасти почти в 15 раз, чтобы его полностью охватить. Перспективы глобальной экспансии еще лучше. 

«Компания выглядит очень позитивно. Они выводят малый и средний бизнес на большую арену: берут на себя продажи, расчет стоимости – это серьезная добавленная стоимость», – объясняет Шулык. Но Xometry есть над чем работать: нужно повышать средний чек с одного клиента. Сейчас он составляет $3300 в год, но 1% заказчиков тратит более $50 000. Чтобы стать еще эффективнее, Xometry нужно привлекать больше таких заказчиков.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков