Будущее шопинга в интернете может быть совсем не за доставкой на дом. В этом уверен польский миллиардер Рафаль Бжоска
Стояло лето 2016-го и дела у Рафаля Бжоски складывались не лучшим образом. К тому времени 38-летний польский предприниматель почти два десятилетия потратил на преобразование InPost, студенческого бизнеса, который занимался распространением купонов от различных супермаркетов, в коммерческий почтовый бизнес, приносивший $120 млн в год. Но конкуренция с государственной почтовой службой сказывалась. Его долг составлял $65 млн и он лихорадочно пытался найти новых инвесторов в надежде не попасть в руки коллектора.
«Я сразу говорил новым инвесторам: «Я хочу выплатить все залоги, кредиты всем банкам, а также вернуть долги всем людям, которые занимали нам деньги», – вспоминает Бжоска, которому теперь 43. – Инвесторов интересовала причина такого условия, и я объяснял им, что «хочу жить в этой стране, а имя у меня одно, как и одно лицо».
Тех инвесторов интересовал не почтовый бизнес Бжоски, который был на грани выживания, а его спин-офф с автоматизированными шкафчиками для электронных покупок, который бизнесмен основал в 2010-м. Amazon и другие онлайн-ритейлеры доставляют заказы в их уличные шкафчики размером с холодильник, а клиенты затем самостоятельно забирают свои покупки.
Для установки одного такого шкафчика нужно примерно $20 000. Они приобрели популярность из-за того, что почтальоны редко оставляют посылки на пороге, если вас нет дома. Это устраняет проблему краж таких оставленных на порогах посылок (54% американцев говорят, что посылки исчезали из-под их двери), но если ты не услышишь звонок в дверь от почтальона, то придется плестись в почтовое отделение.
На пороге банкротства Бжоска решил закрыть почтовый бизнес летом 2016-го, до переговоров со своим спасителем, которым стала Advent International. Бостонская фирма частного капитала сделала InPost частной компанией уже в апреле следующего года. Сделка на $110 млн позволила выплатить долги компании, а дополнительные $125 млн помогли за год почти вдвое увеличить сеть шкафчиков для доставки – до 4400 штук.
Это была и приятная, и дальновидная сделка. Поляки поздно приняли онлайн-шопинг, но до 2017-го продажи в электронной коммерции стабильно росли на 20,4% ежегодно. Затем наступила пандемия и покупки в интернете выросли на 36% всего за 12 месяцев. Доходы InPost взлетели до $677 млн в 2020-м – это 104%. Шкафчики Бжоски принимают 36% всех заказов, которые доставляют в Польше.
«Было много причин отказать этой компании, и многие так и сделали», – рассказывает Пол Атефи, управляющий директор в компании KKR, которая дала InPost кредит на $145 млн для установки новых шкафчиков в 2018-м. Сейчас у Бжоски 11 734 шкафчика в Польше и более 1100 в Великобритании, а еще несколько сотен в Италии.
«Но когда мы стали смотреть на результаты каждого такого шкафчика, то цифры нас порадовали. Иногда аппарат окупался всего за полтора года... Мы любим эту компанию».
Марже тоже можно позавидовать. Бжоска установил тариф около $2 за пакет, а его расходы ограничиваются установкой шкафчика, зарплатами рабочим и арендой площади под шкафчики. В 2010-м InPost положил себе в карман $97 млн. «Наши автоматизированные шкафчики год за годом удваивают выручку», – говорит он.
«В Польше они поставили себе цель увеличить рентабельность по EBITDA на 50%, – говорит Дэвид Керстенс, аналитик в Jefferies International. – И это по сравнению с EBITDA почтовых операторов вроде Royal Mail, которая значительно меньше 10%».
Марек Ружицки, консультант Advent по сделке с InPost, говорит, что установка шкафчиков там, где от домов и офисов к ним «рукой подать», изменила бизнес. «Если тебе надо в ливень почти два километра плестись к ближайшему шкафчику, то это невеселая перспектива. Но в Польше ближайший ко мне шкафчик находится в 350 метрах. Это почти как доставка на дом, но удобнее».
Правило «рукой подать» в InPost усвоили сложным путем. Advent затормозила план Бжоски относительно большого расширения на четыре континента, который сильно истощил компанию.
«Это классический сценарий с харизматичным, упорным предпринимателем, который руководит бизесом, слишком стремительно растущим, – объясняет Ружицки. – Но он взялся за слишком много проектов тогда, когда у него не хватало ресурсов».
InPost стала публичной компанией в январе на Амстердамской фондовой бирже, где ее оценили в $9,7 млрд. Сейчас доля Бжоски в компании оценивается в $1,1 млрд. Он убедил инвесторов в том, что его шкафчики – это более дешевая, менее вредная для окружающей среды альтернатива отряду грузовиков доставки, курсирующих по европейским городам. Один шкафчик может выполнять работу 24 грузовиков, поэтому Бжоска уверен, что «будущее именно за автоматизированными шкафчиками».
Пока Бжоска осваивал бизнес со шкафчиками, его главные конкуренты – европейские почтовые сервисы, а также UPS и Amazon, которые экспериментировали со шкафчиками, – пошли другим путем. Они развивали доставку под дверь и подписывали соглашения с тысячами небольших магазинов, чтобы те выдавали заказы и занимались возвратами.
Это был быстрый, дешевый способ увеличения масштабов операций в противовес шкафчикам, но раскаленная пандемией торговля онлайн принесла маленьким магазинам от Берлина до Бильбао захламленные посылками помещения и длинные очереди на возврат. «Магазины за углом – это удобно, но не для получения интернет-заказов, и уж точно не во время пандемии», – говорит Керстенс.
Бжоска планирует выйти победителем – и расшириться по Европе – с помощью сделки на $675 млн, о которой объявили в марте. По этому соглашению он покупает Mondial Relay, гиганта поставок, и устанавливает свои шкафчики в самых популярных магазинах французской сети.
Потрясающие результаты Бжоски не остались незамеченными. У Alibaba и Allegro – польского гиганта электронной коммерции, который занимает четверть продаж InPost, – теперь шкафчики в Польше, в то же время европейские почтовые гиганты, например, немецкая Deutsche Post, теперь ставят на автоматизированные шкафчики.
На этот раз Бжоска не слабый соперник и без боя он сдаваться не собирается. Он говорит, что благодаря своему знаку зодиака и браслетам с бусинами, которые смотрятся неуместно с деловыми костюмами, выстоял в первых раундах борьбы с почтовыми тяжеловесами. «Я сказал своей команде: «Я – Скорпион. Я выживу и вы выживете со мной, потому что такие уж Скорпионы – мы бьемся до последнего».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.