В киевских коворкингах негде яблоку упасть впервые с начала войны. Владельцы не рассчитывают на прибыль, хотя цены и выросли. Что ведет бизнес в минус
«Света было минимально, мы зажгли много свечей, протянули десятки переносок, наливали резидентам вино и угощали мороженым», – вспоминает 23 ноября комьюнити-менеджер пространства Kooperativ Злата Свида. Это был единственный раз, когда трехэтажный коворкинг на Львовской площади остался без электричества во время осенних блэкаутов. Место выбрали удачно – бывшее здание книжной фабрики «Жовтень» подключено сразу к двум линиям электросетей.
В начале ноября 2022 года рассчитанный на 600 человек Kooperativ был заполнен на 100%. Аналогичная ситуация у конкурентов. Коворкинг в инновационном парке UNIT.City Василия Хмельницкого был полностью загружен впервые с начала полномасштабного вторжения. «В пиковые дни у нас было более 220 человек вместо привычных 150-170», – описывает ноябрьский ажиотаж руководитель коворкинга Lift99 Антон Цилюрик.
Из-за вызванных российскими обстрелами регулярных отключений электричества киевляне потянулись в коворкинги со светом и интернетом. Те, кому не повезло с резервными линиями, обеспечили автономность генераторами и спутниковым интернетом Starlink. Unit.City это стоило более $110 000, говорит финансовый директор парка Кирилл Бондарь. Однако существенно улучшить финрезультаты компании и не надеются. Откуда этот парадокс?
Только начали жить
Последние три года бизнес на коворкингах балансировал на грани выживания. Причина – ряд жестких локдаунов, начавшихся из-за пандемии Covid-19 в марте 2020-го. «Во время карантина в коворкингах присутствовало только 10% резидентов», – говорил Forbes в сентябре 2020 года владелец сети коворкингов Creative States Илья Кенигштейн. Вернуться к привычным объемам работы удалось только в 2021-м, говорит Свида.
Карантинный антирекорд – 40-50% свободных мест в общих просторах в мае-августе 2020-го, свидетельствует исследование Ассоциации коворкингов Украины. Он побит во время полномасштабной войны. Более 80% клиентов трех пространств TCEH office space club расторгли договоры аренды сразу после 24 февраля, говорит основательница сети Наталья Диденко.
На конец апреля 2022 года полную аренду продолжал оплачивать только один резидент UNIT.City, еще несколько – половину суммы, говорил в весеннем интервью Forbes Хмельницкий. Возобновление началось в мае. Летом коворкинг был заполнен всего на 35%, офисы – на 70%, говорит Бондарь.
TCEH вновь открылся только в апреле, Lift99 и Kooperativ не принимали посетителей до июня. Арендаторы тоже начали экономить. Украинский образовательный стартап Preply с половины этажа сжался до трех офисов, говорит Свида.
С начала блэкаутов по интернету распространяются карты коворкнигов с бесперебойным электричеством – на них есть почти все указанные в этом тексте локации. «Мы сейчас не говорим о прибыли», – несмотря на ажиотаж, вздыхает Свида. Kooperativ продолжают кормить инвесторы – Андрей Федоров и соучредители «Новой почты» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк. Последние вошли в проект в августе 2020 года, им принадлежит 50% компании.
Почему так? Большинство менеджеров коворкингов говорят, что не повышали цен в военное время. Но есть нюанс – стоимость аренды обычно числится в долларах. Так что место за $100 в месяц в январе 2022-го стоило около 2870 грн, в декабре – около 4000 грн.
«В ноябре мы вернули довоенные цены – $300-450», – говорит Цилюрик из Lift99. Но два месяца безумного спроса не компенсируют долгого простоя и инвестиций в автономность. Базовый набор коворкинга военного времени – генераторы, терминалы Starlink, биотуалеты на случай затяжных блэкаутов, запасы питьевой воды и дополнительные удлинители, переходники.
В Tceh на генераторах удалось сэкономить – в двух бизнес-центрах, где расположены коворкинги, они были до войны. Расходы на коммунальные услуги и дизтопливо выросли в пять раз по сравнению с мирным временем, говорит Диденко. Она надеется на 10–15% довоенной прибыли по итогам года. Выручка UNIT.City 2022-го – это лишь пятая часть довоенных показателей. «Доходность есть и достаточно нормальная, но это не сравнить с довоенным временем», – говорит Бондарь.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.