Массовый переход на генераторы увеличил спрос на бензин и дизель на 20%. Есть ли угроза дефицита и как это повлияет на цены /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Массовый переход на генераторы увеличил спрос на бензин и дизель на 20%. Есть ли угроза дефицита и как это повлияет на цены

Getty Images

Спрос на бензин и дизельное топливо в Украине увеличился на 10–20% из-за использования генераторов во время отключении электричества. Это создает давление на цены, но главная причина возможного роста не генераторы.

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

Правительство в начале ноября освободило генераторы от НДС и пошлины. За первую неделю действия льготы в Украину завезли почти 145 000 дизельных генераторов, сообщила глава Минэкономики Юлия Свириденко на брифинге 2 декабря.

Украина не производит генераторы, а потребности закрывает поставками из Китая, Турции и ЕС. За девять месяцев 2022 года страна импортировала их на $202 млн, свидетельствуют данные Государственной таможенной службы. Это немного больше, чем за весь прошлый год.

«Пока генераторы потребляют до 10% горючего в стране», – говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.

В сети ОККО увеличение спроса на бензин и дизельное топливо оценивается в 10–15%. У Socar доля еще больше – 20%.

Запасы горючего начали снижаться, но ситуация контролируемая, уверяет директор по маркетингу ОККО Василий Дмитриев. Чтобы не допустить нулей на стелле, как это было весной и летом 2022, ОККО увеличивает импорт горючего, говорит Дмитриев.

Украина импортирует 600 000–750 000 т нефтепродуктов в месяц. Показатель устойчив уже за последние полгода, отмечает аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко.

В ноябре Украина импортировала 672 000 т нефтепродуктов, сообщил заместитель министра экономики Тарас Качка в Facebook. Это на 111 000 т больше, чем в октябре.

«Снабжение осталось на уровне летних месяцев, то есть достаточно высоким для ноября», – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

В первые дни декабря среднесуточный импорт дизтоплива вырос на 11% к ноябрю, бензина – на 15%, говорит Александр Сиренко.

Топливная проблема

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это около 10 млн т бензина, дизеля и автогаза. Потребление в месяц составляло около 1 млн т. Снабжение шло преимущественно из России, Беларуси и морем. В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые обеспечивали около половины потребления бензина в стране.

Угроза дефицита и влияние на цены

Рост спроса на горючее также обусловлен сезонным всплеском активности перед праздниками. Он будет расти до конца декабря, затем ситуация стабилизируется, говорит Леушкин из Prime.

«Сухих» заправок не будет. У кого-то будет бензин, у кого-то – дизель. Нужно быть готовым, что придется поискать топливо», – говорит он.

Сеть Socar хранит на нефтебазах запас на 10–14 дней. Увеличение спроса из-за генераторов не приведет к топливному кризису, утверждает пресс-служба компании.

Socar не планирует пересматривать цены из-за ситуации на внутреннем рынке. Из-за внешних факторов – возможно.

Цены в Украине зависят от европейских, напоминает Леушкин. Стоимость дизеля в Европе, по его словам, выросла на 2 грн за литр, бензина – на 1 грн. «Повысят ли еще? Да, скорее всего. На сколько? Можно только угадывать», – говорит Дмитрий Леушкин.

В Европе ситуация усложнилась в связи с началом действия эмбарго на российскую нефть, что может привести к росту цен в Украине на 3–4 грн за литр, отмечает Сергей Куюн.

«Горючего мало, свободных партий почти нет. Цены начинают расти», – говорит он.

Использование генераторов, по его словам, создает дополнительное давление, но не является решающим фактором.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине