Егор Анчишкин /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке

4 хв читання

Егор Анчишкин Фото из личного архива

Новый стартап серийного предпринимателя Егора Анчишкина Instock вышел из стелс-режима. На руках – готовая технология, первый клиент и $4,6 млн инвестиций. Чем занимается эта компания

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

После выхода из Zakaz.ua легенда украинского технорынка 2010-х Егор Анчишкин, 42, скрылся с радаров и нечасто появлялся на публике. Однако серийного производителя стартапов рано списывать на скамейку запасных. Чем он занимался все это время?

Кто такой Егор Анчишкин

На счету выпускника КПИ и выходца из инвестиционного бизнеса Анчишкина – два громких экзита. Первый – шестилетний Viewdle с $12,5 млн венчурных инвестиций – он продал Google в 2012 году. Сколько подразделение техногиганта заплатило за разработанную украинцами технологию распознавания лиц, стороны не раскрывают. Вероятный диапазон сделки – $30–45 млн, писал тогда TechCrunch. Однако Viewdle пополнил виртуальное кладбище поглощенных Google стартапов в 2014 году.

Второй – прощание с сервисом доставки продуктов Zakaz.ua – сам основатель экзитом не считает. «Можно сказать, что это развод», – уточняет Анчишкин. Он покинул проект в 2017 году. Причина – не сошлись во взглядах на вектор экспансии с крупнейшим инвестором, вложившим в стартап $10 млн. Фонд Chernovetskyi Investment Group (CIG) Степана Черновецкого делал ставку на постсоветские рынки, учредитель – на США.

Развод получился сложным. «Компания разделилась на две, и потом мы обменялись акциями», – объясняет Анчишкин. Украинская часть осталась у Черновецкого. Американскую под брендом CartFresh у фаундера приобрел бостонский стартап Takeoff Technologies, производящий роботизированные системы для складов.

Сумму этого соглашения Анчишкин также не раскрывает, добавляя, что она была не слишком большой. «Я очень надеюсь, что украинская часть будет стоить гораздо больше», – говорит он, намекая на вероятное поглощение Zakaz.ua испанским единорогом Glovo.

Разговоры о покупке Zakaz.ua распространялись по рынку еще в конце 2021-го, хотя официально топ-менеджмент обеих компаний ее опровергал. На тот момент украинский сервис мог стоить до $40 млн. Но подписи на финальном варианте сделки так и не появились.

Акционеры даже получили документы с цифрами, утверждает Анчишкин. Однако у самого Glovo в то же время появился новый владелец – немецкий сервис доставки Delivery Hero, как раз активно скупавший конкурентов. Версия Анчишкина – отложить поглощение Zakaz.ua попросил именно Delivery Hero, однако оно не снято с повестки дня.

«Нет, мы их не покупали и не планируем», – ответил Forbes соучредитель Glovo Саша Мишо. Испанцы, по его словам, встречаются со многими украинскими игроками, но M&A – это не главная тема разговоров.

Однако и Анчишкин не сидел без дела в ожидании истории с Zakaz.ua и последние три года, не привлекая внимания, строил стартап Instock. Чем он занимается?

Краткое досье Instock

Дата основания: 2020 год

Основатели: Егор Анчишкин (CEO), Виктор Сметанюк (CTO), Андрей Быстрый (VP of Engineering), Михаил Сметанюк (Head of Mechanics), Вера Тарбаева (глава по финансам)

Инвестиции: $4,6 млн, три раунда

Оценка: около $20 млн

Команда: 32 человека, половина – в Киеве и Ровно

Офисы: США, Словакия, Украина

Как дизраптить рынок складской логистики

Instock работает в относительно молодой индустрии RaaS – робототехника как услуга. Проще говоря, стартап автоматизирует склады для ритейлеров, интернет-магазинов и т.п. Теперь приоритетные клиенты – так называемые Third Party Logistics (3PL), складские операторы, собирающие заказы для Amazon и других интернет-площадок.

Новое детище Анчишкина вышло из стелс-режима в мае 2023 года с $4,6 млн инвестиций. Самый большой посевной раунд на $3 млн закрыт в январе 2022-го. На борту, кроме фондов One Way Ventures, Lux Capital и Commerce VC – три десятка ангельских инвесторов. Это пятеро соучредителей и «предприниматели Кремниевой долины, преимущественно украинского происхождения», описывает их Анчишкин, не раскрывая имен.

В последнем раунде Instock оценили в около $20 млн, говорит фаундер. Ранее в этом же году другой украинский разработчик складских роботов Deus Robotics Павла Пикулина получил оценку в $15 млн. Его крупнейший украинский клиент – «Новая Почта». Параллельно идут переговоры с двумя украинскими компаниями и четырьмя в США, говорит Пикулин.

«Похоже, в Украине появился свой robotics сектор», – говорит Влад Тисленко, партнер фонда SMRK, вложивший в стартап Пикулина $1,5 млн. Однако Instock и Deus Robotics не совсем конкуренты.

Фишка Instock – модульность. Кроме роботов, развозящих товары, стартап сам разработал складские стеллажи с контейнерами и управляющий техникой софт. Заказчик платит за подписку и арендует всю систему, которую можно разбирать и собирать в разных конфигурациях. Оплата зависит от площади и мощности. Чем больше заказов в час хочет собирать клиент, тем больше роботов ему нужно.

Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке /Фото 1

Фишка Instock – модульность.

Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке /Фото 2
Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке /Фото 3

Чем больше заказов в час хочет собирать клиент, тем больше роботов ему нужно.

Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке /Фото 4

Помимо роботов, развозящих товары, стартап сам разработал складские стеллажи с контейнерами и управляющий техникой софт. Заказчик платит за подписку и арендует всю систему, которую можно разбирать и собирать в разных конфигурациях. Оплата зависит от площади и мощности.

Егор Анчишкин продал свой первый стартап Google, во второй привлек Степана Черновецкого. Как его новая компания планирует роботизировать склады в Америке /Фото 5

Команда Instock

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Базовая подписка на подобный роботизированный сервис от PIO – дочернего проекта норвежской AutoStore для малого бизнеса – стоит $139 000–413 000 в год. Instock придумал, как снизить и без того демократическую цену. «У нас еще лучше, чем у PIO.com», – говорит Анчишкин. Основная разработка в Украине, роботов собирают в словацкой Братиславе из импортных компонентов и уже оттуда доставляют клиентам.

Откуда у фаундера, занимавшегося доставкой продуктов и распознаванием лиц, знания тонкостей складской логистики? После разделения Zakaz.ua его поглощенная американская часть стала продуктовым департаментом Takeoff Technologies с $86 млн инвестиций. Анчишкин через несколько лет вырастил команду из дюжины до сотни инженеров.

Основной продукт Takeoff – софт для управления складами, а «железо» предоставляют партнеры. «Очень хотелось сделать свою робототехнику для той же задачи, но правильнее», – говорит Анчишкин.

Takeoff Technologies стоит $500 млн – в апреле 2023-го стартап привлек очередной раунд на $25 млн. Накануне – в марте – уволил весь украинский офис, где работало около 50 специалистов. Так на рынке не лучшие времена? Для получения венчурного финансирования – да. Для внедрения роботов на склады – наоборот. Конкурентов в США множество, говорит Пикулин, но места хватит на всех.

По оценке AutoStore, всего 15% всех складских помещений в мире автоматизированы. Расчеты Анчишкина схожи. Хотя бы какую-то автоматизацию имеют менее 20% складов, в магазины проникновения технологий еще меньше – 1,1%, очерчивает он масштаб работы. Чтобы выйти на прибыльность, Instock необходимо пять клиентов. Первый уже есть. План Анчишкина – закрепиться в Северной Америке и охватить нишу 3PL. Через год-два – двигаться в Европу и искать клиентов в других направлениях.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд