Категория
Инновации
Дата

Near Space Labs запускает роботов-картографов в стратосферу. Почему инвесторы поверили в «воздушные шары» и дали стартапу $13 млн

3 хв читання

Когда Рема Матевосян росла в Ереване, Армения, она с бабушкой и дедушкой, которые были астрономами-любителями, часто гуляли ночью, чтобы наблюдать за звездами. Когда стала гендиректором стартапа Near Space Labs, занимающегося геопространственными данными, создала технологию, приближающую ее к звездам

Основатели Near Space Labs Игнаси Юк, Рема Матевосян и Альберт Кубет собираются делать карты мира с помощью дешевых, экологических стратосферных воздушных шаров. Фото NEAR SPACE LABS

Основатели Near Space Labs Игнаси Юк, Рема Матевосян и Альберт Кубет собираются делать карты мира с помощью дешевых, экологических стратосферных воздушных шаров. Фото NEAR SPACE LABS

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Космические гонки миллиардеров всколыхнули интерес компаний к внеземным путешествиям, заводам и шахтам, но Near Space сосредоточивает внимание не столь далеко – на стратосферу. Там стартап Матевосян собирает пространственные данные с помощью малых автономных роботов, которые крепятся к метеорологическим воздушным шарам. Свое изобретение компания называет Swifty (рус. «быстрый»), оно способно охватывать до 1000 квадратных километров площади за каждый полет на высоте более 18 000 метров.

Этот процесс, по словам Матевосян, дешевле, да еще и оставляет гораздо меньший углеродный след, чем полеты на специальном самолете или запуск спутника. Но данные, собранные с помощью их технологии, могут быть не менее ценными для страховщиков, правительств, операторов беспилотных автомобилей и устранения последствий катастроф.

«Мы очень мятежная компания по визуализации поверхности Земли, ведь сейчас все запускают созвездия спутников, – говорит Матевосян. – Это замечательные устройства. Но, учитывая быстрое распространение нашего продукта и наш быстрый рост, очевидно, что есть необходимость в данных, которые мы предоставляем».

Сейчас компания, офисы которой находятся в Бруклине и Барселоне, совершила 150 успешных полетов. На сегодня Near Space удалось собрать $13 млн в раунде инвестиций Серии А, который возглавила фирма Crosslink Capital, а Toyota Ventures и старые инвесторы Leadout Capital и Wireframe Ventures приняли в нем участие. В целом Near Space получила $16,8 млн инвестиций. Компания ищет работников на десяток должностей, чтобы расширить свою клиентскую базу в США. Стартап планирует сделать 500 полетов в 2022 году.

После переезда в Москву ради исследования для диплома магистра по математике Матевосян познакомилась с Игнаси Юком, генеральным техническим директором Near Space, и Альбертом Кубетом, главным инженером компании. Там же она начала работу над докторской и работала младшим исследователем, изучая сложные аэрокосмические системы, а именно средства коммуникации спутников между собой.

В связи с исследованиями оказалась в отдаленных частях Центральной России в декабре – оказаться там в это время она никому не советует. Именно этот проект убедил ее в том, что в некоторых случаях пространственные данные со спутника неэффективны, сколько бы денег не потратили на космическое устройство.

Основанную как Swiftera в конце 2016-го, Near Space Labs приняли в нью-йоркский стартап-акселератор Urban-X, пятимесячную программу, которой руководят MINI и Urban Us. В соответствии с программой компании-организаторы дважды в год проводят набор городских стартапов (до 10 за набор) и вкладывают в каждую выбранную компанию как минимум $100 000.

Матевосян быстро переехала в Бруклин, где сначала спала у друзей на диване, и создала рабочий прототип до завершения программы. Через несколько месяцев, в июне 2018-го, компания получила $2 млн от Leadout, венчурной фирмы бывшего директора в Facebook Элисон Розенталь, Wireframe Ventures и других.

В прошлом году стартап собрал еще $1,5 млн, а Матевосян попала в список Forbes «30 до 30» в разделе «Производство».

Near Space Labs запускает роботов-картографов в стратосферу. Почему инвесторы поверили в «воздушные шары» и дали стартапу $13 млн /Фото 1

Запуск Swifty. Фото NEAR SPACE LABS

Near Space запустила первые коммерческие проекты в июле 2020-го, но их выход замедлила пандемия. В то время как Матевосян работает из Brooklyn Navy Yard, успешного хаба для передовых стартапов технологий и программного обеспечения, двое других соучредителей и большинство исследовательской техники находятся в Барселоне. (Несмотря на интерес в Европе и особенно в Юго-Восточной Азии, Матевосян говорит, что основное внимание Near Space приковано к американскому рынку.)

Стартап работает по нескольким бизнес-моделям: запускает Swifty на контрактной основе для конкретных проектов заказчика, а также регулярно вовлекает роботов со своих мест запуска, чтобы иметь свежие пространственные данные. «Идея в том, чтобы создать созвездие наших Swifty, а люди потом будут подписываться на наши данные и использовать их», – объясняет Матевосян.

Само устройство помещается в маленькую коробку; операторы на Земле включают его, прикрепляют к метеорологическому воздушному шару, и Near Space автономно управляет им оттуда. «Все хотят прийти на место запуска, что также хорошо для продаж, ведь это впечатляющее событие», – признает Матевосян.

Фил Боер, партнер в фирме Crosslink, которая стала новым ведущим инвестором компании, говорит, что они рады поддержать этот стартап, ведь не впервые работают с рынком геопространственных данных. Crosslink ранее поддержала Arturo, Descartes Labs и Enview. Near Space, по его словам, отличает то, что она дешево собирает пространственные данные из стратосферы.

Боер добавляет, что потенциал возобновляемых доходов с большого рынка для таких данных означает, что фирма увидела оптимистическое финансовое будущее Near Space. Потенциальные области для «завоевания» включают недвижимость, устранение последствий катастроф и предоставление обновленных карт беспилотным автомобилям. Последнее объясняет, почему венчурная фирма Toyota интересуется молодым стартапом.

Этого было достаточно для того, чтобы венчурная фирма забыла о предостережениях и поставила на воздушные шары в эпоху ракет. «Когда говоришь слово «шар», то на тебя смотрят косо. Ты инвестировал в компанию воздушных шаров? Что это вообще значит? – рассказывает Боер. – Однако это решение не было для нас большим риском или огромным прыжком на веру».

Матевосян говорит, что Near Space держит кулаки за тех, кто занимается спутниками и ракетами, ведь чем больше активности в этой категории, тем обычно это лучше для всех ее игроков. А как насчет несерьезного отношения к воздушным шарам? «Все вопросы исчезают, когда я показываю наши данные», – говорит Матевосян.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд